Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
20 Января 2016

Божественную литургию в храме во имя святого Иоанна Предтечи, расположенного в нагорной части Барнаула, 20 января – в день, когда отмечается Собор Крестителя Господня Иоанна, возглавил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Иоанно-Предтеченский храм, где до сих пор ведутся строительные и отделочные работы, будет своего рода уникальным для краевой столицы храмом-памятником. Здесь в крипте (подземной части храма), находятся останки тех, кто был похоронен на Нагорном кладбище в разные годы.

Святая Церковь издревле считает, что самое благоразумное на местах, где когда-то были захоронения наших предков, - созидать дома Божии. Ведь само кладбище вряд ли теперь возможно восстановить: часть его была застроена жилыми домами и прочими строениями, а могилы разорены еще в советское время.

В воссозданном храме будет твориться молитва, в том числе, о всех, "на месте сем погребенных". Что может быть правильнее в отношении этих людей, которые нашли здесь место земного упокоения?

После богослужения владыка вознес молитву «О всех, на месте сем погребенных» и рассказал о том, почему храм построен именно в этом месте, и почему нам важно молиться за тех, кто был здесь похоронен:

«Сегодня мы собрались в храме Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о котором сказано, что он последний пророк и первый по благодати мученик. Это величайший из пророков. Он завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Он является своего рода заступником всех нас, пребывающих в этом земном житии, ибо сказано, что земля после грехопадения стала юдолью плача человека о потерянном рае и о своих грехах. И это еще раз подтверждает то, что грех отделяет нас от райской жизни и блаженства, но за молитвы и страдания великих мучеников и пророков, за крестную смерть Спасителя нашего, за излиянную Им на Кресте Святую кровь за жизнь всего мира, мы получаем отпущение грехов.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха" (1 Ин.1,7). Только причащаясь Тела и Крови Христовых, мы получаем окончательное отпущение грехов. Таинство Крещения, которое Господь установил на Иордане, говорит нам о том, что водой и Духом человек рождается для вечности, и жизнь вечную крещеные люди получают только благодаря тому, что приобщаются Тела и Крови Христовых, то есть Божественного бессмертного естества.

Как если бы взять почку и привить ее к стволу – из ствола живительные соки начинают ее питать, она растет и развивается. А вот если эту почку не привить, то никакой жизни она не даст, сгниет, как и всё в этом мире, разлагаясь на молекулы и атомы. Также и в человеческой жизни: живительные соки – это только Тело и Кровь Христовы. Это нужно разуметь и не начинать разные безрассудные споры о спасении тех или иных людей, в том числе принадлежащих к другим конфессиям.

Хотите пример из области физики? Возьмите крошки металла и перемешайте их с мусором. Потом возьмите магнит. Что он делает? Все металлическое выбирает из этого мусора, оставляя только сам мусор. Вот так и Господь выберет на Страшном суде, как магнит из мусора: кто Его, а кто - нет. Потому что у мусора нет свойства Божьего. Это может и нас коснуться. Но, благодаря причащению, у нас есть хотя бы надежда, Кровь Христова в нас движется. Да, есть среди нас пороки, но и пророки есть, то есть святыня Божия обитает в верных христианах.

Мы, верующие люди, должны стяжать Духа Божия всю жизнь, как говорил Серафим Саровский. Это как раз те дела, которые не требуют никакого материального обеспечения, но часто приносят скорби. Через лишения Господь подает нам приобщение к Духу. То же самое говорил нам ныне всеми почитаемый святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Я полюбил страдание!». Он понял еще при жизни, что в страданиях сокрыто обетование Духа, зерно, которое выжигает материальное и аккумулирует духовное. Поэтому нам надо любить страдание!

Этот храм некоторые называют построенным на костях. Но, может быть, вы помните, что есть и храм «Спас на крови»? Он построен на месте убийства императора Александра II в Санкт-Петербурге. Всем миром люди собирали деньги и строили этот храм! Специально на том самом месте.

А здесь, на Горе, в действительности будет храм не на костях. Хотя бы потому, что тут было кладбище и покоятся останки усопших людей, но мы перезахоронили их и положили в крипту, а теперь будем возносить молитвы о душах этих людей. Они пожертвовали своим местом упокоения, своим покоем ради того, чтобы здесь встал храм Божий, и возносилась молитва. Мы не уничтожаем могилы. Мы, напротив, хотим, чтобы здесь совершалась Бескровная Жертва о всех, как почивших, так и живых».