Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
6 Июня 2017

В связи с предстоящим театральным фестивалем "Жар-птица", который будет проходить в начале ноября 2017 года в Алтайской митрополии, представляем Вашему вниманию историческую статью об опыте постановок духовных пьес.

Многое в жизни верующего человека происходит по благословению духовных наставников, тем более это очевидно в церковной структуре, такой как приход, благочиние, епархия или митрополия. Священник или Архиерей, приемник апостольского чина, облаченный властью свыше, принимает решения, которые должны вести к духовному процветанию церкви и на пользу обществу. В церкви, меньший благословляется от большего и в этом заложен смысл вертикали послушания.

В начале 2008 года у Владыки Максима (Дмитриева) зародилась идея театральной постановки жития прп. Сергия Радонежского. После, эта идея развилась и распространилась на воскресные школы, что выразилось в организации детского епархиального театрального фестиваля, который впоследствии получил название «Жар-птица». На проведение фестиваля было испрошено благословение у Святейшего Патриарха Алексия II, который в резолюции от 30 сентября 2008 года ответил: «Проведение Епархиальных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и приобщения к отечественной истории и красоте родной и духовной культуры - благословляется».

За это время в Барнаульской епархии, а ныне в Алтайской митрополии, было проведено четыре театральных фестиваля, в которых приняло участие 284 детских коллектива из приходских воскресных школ и светских учебных заведений Алтайского края.

Театральный фестиваль «Жар птица» выработал свой подход к репертуару детского православного театра. Первый фестиваль (2009г.) был посвящен русской народной сказке и духовным рассказам; второй (2011г.) – житиям святых; третий (2014г.) - духовной притче; четвертый (2015г.) – житию равноапостольного князя Владимира и его сыновьям, и житию преподобного Сергия Радонежского и его ученикам. Каждый фестиваль вносил свой особый опыт режиссерских открытий, сценических решений, средств выразительности и взглядов на дальнейшее развитие духовного театра на Алтае.

Все новое - хорошо забытое старое. Надо заглянуть в прошлое и посмотреть, кто стоял у истоков духовного театрального искусства. Мы живем в Сибирском регионе и у нас есть что вспомнить. В этом году исполняется 315 лет со дня приезда в г. Тобольск (4 апреля 1702г.) первого архиерея, духовного отца нашего святителя Филофея (Лещинского), первого митрополита Тобольского и всея Сибири, который по личному Указу Петра Великого был направлен в Сибирскую землю для устроения Церкви Христовой и просвещения народов Сибири Верой Православной.

В 1703 году Лещинский добился от Петра I разрешения на открытие в Тобольске первой в Сибири славяно-русской архиерейской школы (на тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове). А к 1704 году Филофей Лещинский расширил Софийский собор в Тобольске, в самом соборе же поставил резной иконостас на испрошенную у Петра I тысячу рублей. В том же году он основал первый церковный хор из сосланных в Сибирь казаков. Как видно из небольшого отрывка жизнеописания, свят. Филофей был активным деятелем и просветителем.

Что касается духовного театра, то в Сибири он является по праву его основателем. В "Летописи Сибирской" под датой: «Лета от сотв. Мира 7213, от Рожд. Христ. 1705… Маия 8 числа, в день Иоанна Богослова» относится первое упоминание ямщика Ивана Черепанова о сценических представлениях и театральных действиях в г. Тобольске. По материалам тобольского архива установлено, что начало театру было положено Митрополитом Сибирским и Тобольским Филофеем Лещинским и учениками его архиерейской школы.

После открытия Славяно-русской школы Филофей начал заставлять учеников разучивать духовные пьесы. Первые театральные выступления были рядом с архиерейским домом, между настоящим Софийским собором и Сергиевскою, ныне уже не существующей, церковью к Прямскому взвозу. Перед началом представлений ударяли несколько раз в соборный колокол для и собрания народа на площади. Все вышесказанное основано на тексте рукописной Сибирской летописи, которая находится в библиотеке Тобольской семинарии. В ней сказано: «(Филофей) был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ собирался».

«Пиесы, без сомнения, были вроде: «Блудный сын», «Навуходоносор, тело златое и три отрока в пещи» Симеона Полоцкого; «Грешник кающийся», «Драма Успенская», «Драма Дмитриевская», «Есфирь и Агасфер», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие свят. Дмитрия Ростовского. Содержание этих духовных пьес заимствовалось из библейских книг… Ежели в пьесах тех (например, в драмах: Рождество Христово и Успенской) были введены в разговоры и действие Господь Иисус Христос и Божия Матерь, то вместо действующих лиц всегда выставлялись только иконы. Наконец драмы, трагедии и комедии были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников.

Нет сомнения, что митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедианские, по выражению летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. (протоиерей Александр Сулоцкий, Семинарский театр в старину в Тобольске. Омск, 1869 г.)

Эта историческая информация сейчас актуальна для нас, так как в этом году в Алтайской митрополии пройдет пятый театральный фестиваль «Жар-птица». А тема юбилейного фестиваля, как и прежде, заимствована из библейских книг - «Библейские сказания Ветхого Завета». Также как и триста лет назад мы снова и снова открываем для себя необходимость назидания в Слове Божием. Все помнят десять Библейских заповедей, на которых основывается Золотое правило нравственности: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10). Разбирая с детьми рассказы Священной истории, можно сделать удивительные открытия, касающиеся сотворения мира, истории становления жизни на земле и развития межличностных отношений. Усваивая Священное писание и вникая в Него, посредством заученных ролей, дети вместе с ветхозаветными праведниками будут учиться жить по нравственным законам совести, что поможет им в дальнейшем правильно рассуждать и принимать верные судьбоносные жизненные решения.

В связи с тем, что святитель Филофей одной из задач духовного театра видел в развитии ораторского искусства и гомилетики для учащихся Тобольской школы, очень надеюсь, что в этом юбилейном фестивале примут непосредственное участие студенты Барнаульской духовной семинарии, воспитанницы Регентской школы, воспитанники Барнаульского Подготовительного отделения при семинарии и учащиеся Бийской православной школы – духовных школ Алтайской митрополии.

Приглашаем все желающие коллективы принять участие в пятом театральном фестивале Алтайской митрополии «Жар-птица».

Фестиваль проходит при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».

Всю необходимую информацию по театральному фестивалю «Жар-птица» можно найти на сайте Барнаульской епархии: http://altai-eparhia.ru/eparhia/annonces/?ID=1817

Куратор фестиваля протодиакон Владимир Черных