Новости Архангельской митрополии

1 Марта 2015
1 Марта 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил вечером 1 марта совершил чин пассии с чтением акафиста Страстям Христовым в Никольском храме Архангельска.

В проповеди владыка рассказал, что пассия совершается, чтобы верующие сердечно прочувствовали великую Искупительную Жертву Иисуса Христа: «Подвиг Спасителя, страдания, перенесенные Господом ради нашего спасения — вот, чему посвящено это богослужение. Акафист Страстям Христовым, составленный святителем Иннокентием Херсонским, необычайно поэтичен. Слушая его, мы просим Христа, принявшего Страдания Крестные, избавить нас от страстей плотских, от греховных вожделений. Наше сердце начинает трепетать, сострадать, сочувствовать Господу и это помогает бороться со страстями, с грехами».

По словам архипастыря, по прошествии первой седмицы Великого поста не стоит расслабляться и забывать о покаянии: «Враг рода человеческого начинает внушать нам мысли о том, что нужно пожалеть себя, сделать всяческие послабления, отказаться даже от небольших подвигов. И вдруг многие из нас начинают снова впадать в грехи, от которых недавно с великим трудом избавились. Если человек постоянно пребывает во власти какого-то греха, то со временем наступает состояние "окамененного нечувствия". Грех становится обычным бытовым делом, жертва его становится рабом дьявола. А когда мы с Господом, то он дает силы, чтобы бороться с греховными искушениями, дает благодать, позволяющую после любого падения встать и продолжать бороться».

Слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Пресс-служба Архангельской епархии
1 Марта 2015