Новости Архангельской митрополии

17 Июня 2016
17 Июня 2016

Соотношение строгости и снисхождения по отношению к кающимся, перечень грехов, а также применение епитимий обсудили архангельские священники на пастырском совещании. Оно состоялось в Епархиальном центре подготовки церковных сотрудников.

«Тема Исповеди наиболее сложна в наше время, — пояснил итоги совещания глава миссионерского епархиального отдела протоиерей Евгений Соколов. — Нет сейчас единой духовнической практики, не решаются важные вопросы. Как исповедовать престарелого человека, который многое уже не помнит или не осознает, и в то же время его надо причащать в силу возраста и здоровья? Как причащать людей, которые впервые подошли к таинству? Ведь одно дело исповедь человека, которому 20 или 30 лет, другое дело —первоклассника. Где надо применять икономию (снисходительность), а где, напротив, акривию (строгость)? Когда исповедовать: накануне Литургии или можно во время службы? Сложен и вопрос исповеди у молодых священников — молодой батюшка выходит на это великое скорбное таинство, чтобы помогать людям, правильно понимать болезни души. Понятно, что для этого надо иметь опыт и духовный, и житейский и быть искусным. Нужно все эти вопросы обсуждать, чтобы приходить к единству и пониманию».

По словам отца Евгения, очень важно, что Московская Патриархия призывает духовенство и мирян задумываться о вопросах духовной практики: «Исповедь — наиболее сложное таинство, ведь именно от степени покаяния зависит та благодать, которую человек воспринимает. Часто на Исповедь человек приходит с ворохом грехов как с некими плохими делами, он хочет забыть эти дела, думает, что Бог ему их простил, но совершенно не думает о том, почему вообще эти дела стали возможны, не думает, чем больна его душа. К примеру, человек не читает утренние и вечерние молитвы. Это что? Лень, маловерие, себялюбие, многозаботливость? Масса причин может быть. Если человек говорит, подходя к священнику: "Осуждаю, не читаю правило, нарушаю посты", это не Исповедь, это констатация фактов прегрешений. А Исповедь — это понимание, чем больна душа. Зачастую это остается за рамками таинства, а это и есть самое главное. Это как если прийти к врачу и сказать, сбейте температуру. А причины — ангина это или воспаление легких — лечить не желать. В отношении духовной практики именно так сегодня, к сожалению: "Вот у меня грехи, простите мне их, но лечиться я не хочу". Человек должен приходить на Исповедь подготовленным, осознающим, что от него требуется и какие действия он должен предпринимать. Благодать Божия, которая дается во Причастии, — это сила, которая позволяет человеку лечить болезни, которые он осознал в себе. Чтобы лечить душу, чтобы благодать была усвоена, надо подготовить душу к ее восприятию. А когда мы просто назвали грехи, мы воспринимаем благодать только как очищающую, но не исцеляющую».

Основанием для обсуждения животрепещущих вопросов стала необходимость подготовки предложений по содержанию документов Межсоборного Присутствия под названиями «Приходская практика совершения исповеди; разработка руководства к совершению Исповеди», а также «Духовничество и духовническая практика в современных условиях; лжедуховничество и младостарчество (профилактика, пути решения проблемы, прещения); епитимии в жизни современной Церкви; нормы и практика применения, соотношение икономии и акривии».

Итогом совещания стал проект предложений, который после утверждения митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом будет отправлен в Управление делами Московской Патриархии.

Межсоборное Присутствие — это постоянно действующий совещательный орган, созданный для того, чтобы в межсоборный период архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне (ученые, публицисты, деятели искусства) обсуждали актуальные вопросы, которые перед Церковью ставит современность. Межсоборное Присутствие является уникальным образованием, аналогов которому нет в других Поместных Церквях. До революции в Русской Церкви было несколько подобных органов — Предсоборное присутствие, потом — Предсоборное совещание, Предсоборный совет. Но функции у них были несколько другие: основная задача заключалась в том, чтобы подготовить Поместный Собор, работа шла целых двенадцать лет (с 1905 по 1917 год). После окончания Поместного Собора 1918 года деятельность Предсоборного Присутствия прекратилась.

Пресс-служба Архангельской епархии
17 Июня 2016