Новости Архангельской митрополии

22 Октября 2014
22 Октября 2014

Участники православного кафе «Три свечи» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова обсудили влияние музыки на воспитание человека. Гостем вечера стал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Владыка напомнил слова псалмопевца Давида: «Блаженные люди, ведущие воскликновение!», счастливы те люди, которые понимают, знают и ценят пение. «У нас в Церкви все связано с пением. Пение, особенно правильное, возвышает душу и через покаяние приводит к Богу. Через пение богослужебные тексты доходят прямо до самого сердца, — отметил архиерей. — Очень важно качество пения. Правильное пение настраивает на покаяние, а иное, неуместное в храме, не располагающее к умилению — бесплодно».

Владыка кратко рассказал о трансформациях в русском иконописном и певческом искусстве, происходивших на рубеже XVII-XVIII веков: «В этот период наше церковное искусство заимствует многие вещи у итальянцев, изменяется богослужебное пение и иконопись. Теперь мы обладаем огромным культурным багажом — у нас есть и знаменный распев и многоголосие, есть совершенное разноплановые произведения. Мы можем выбирать и видим, что одна Херувимская песнь более умилительная, чем другая, более покаянная, нужно чувствовать разницу. Важно понимать, из какого сердца идет звук. Профессионалы из оперы могут петь так, что тебя это не волнует, никак не помогает молитве, а простые монахи в обители поют, пропуская через каждый звук через свое сердце, и это тебя трогает, настраивает на покаянный лад».

Протоиерей Евгений Соколов отметил, что тема кафе не является специфически церковной, однако напрямую связана с духовной жизнью: «Сегодня мы говорим о духовной проблеме. Всегда знали люди, что на тело действует много факторов, мы следим за собой, хотим быть здоровыми. Когда же дело касается души, наступает полная апатия: мы даже не в состоянии договориться о том, что вредно души и что полезно. Сегодня мы — родители, педагоги, пастыри — равнодушно взираем на то, как нашу молодежь губит совершенно непонятная музыка».

Священник выразил беспокойство по поводу увлечения многих людей рок-музыкой: «Я увидел одну страшную вещь. Мы все знаем, что такое пост — тренировка души, насколько ты можешь обрубить страсти. Однажды я попросил одного молодого человека: «Давайте сократим телевизор, интернет, пищу на время поста». Он ответил: «Да, хорошо». Однако когда дело доходило до музыкальных пристрастий: «Ой, батюшка, а вот это оставьте». В итоге мы договорились, что он удалит с компьютера всю музыку, он согласился. Через десять дней я спросил, как ему живется без музыки. Оказалось, что он все песни убрал, но две оставил. «Ну не могу я», — сказал он мне. И затем еще множество людей говорили мне, что не могут отказаться от рок-музыки».

По наблюдениям отца Евгения, именно любители рока не смеют отказываться от своих музыкальных пристрастий на время поста: «Почему любители романса, песни или инструментальной музыки спокойно убирают и не слушают во время поста музыку, а вот любители рока намертво привязаны к ней? Одна очень умная девушка из рок-тусовки однажды раскрыла мне секрет: «Вот у меня проблема, у меня плохо на душе, что я делаю? Я надеваю наушники, иду по улицам города. Через 20 минут проблема уходит». Рок-музыка — легкий наркотик, который настолько соблазнителен, что многие не могут отойти от этого. Вот поэтому мы пытаемся сказать, что это плохо».

Как отметил священник, многие представители рок-тусовки считают себя принадлежащими к элите: «Они говорят, что рок — это музыка протеста. Но это не протест, это индивидуализм! Это стремление показать, что я не такой как все. Подлинный протест — это ходить в церковь, когда над тобой смеются, когда тебя унижают и угрожают, как делали бабушки в Советском Союзе».

По словам миссионера, в рок-музыке главное внимание уделяется ритму. Однако именно ритм представляет собой наиболее примитивную составляющую музыкального материала. «Низменное выходит как самое главное, как смысл этой музыки», — отметил отец Евгений.

Священник призвал задуматься о том, что в наши дни происходит катастрофическое обнищание культуры: «Сегодня мы не слышим русской народной песни, не слышим классической музыки. Это страшно, мы теряем богатейший пласт родной культуры. Наши дети ничего не читают и не слушают никакой качественной музыки, и мы несем за это ответственность».

По словам отца Евгения, следует понять, почему современный человек не слушает добрую, серьезную, качественную музыку: «Мы наследники великой культуры, обладатели огромного музыкального богатства. Почему мы не можем слушать хорошую музыку? Потому что для понимания музыки, ее надо изучать, нужно учиться слушать классическую музыку, чтобы полюбить ее, надо учиться слушать оперу и симфонические произведения. Это труд, и любовь к нему следует воспитывать с детства. Мы учим ребенка физике, математике, литературе, таким же образом надо прививать ему любовь к настоящей музыке. Мы с вами ведем непонятную музыкальную политику. Масса музыки, но нам навязали только одно! Мы это допустили, мы проглотили. Нужно что-то менять, нужно хотя бы говорить об этом».

В заключение вечера митрополит Даниил обратил внимание на особенность русской народной песни — она отличается особой грустью. «Это идет от нашей веры. Мы имеем правильную веру, которая предполагает постоянное покаяние и чувство своего недостоинства перед Богом. Если я не борюсь со своими грехами, никто за меня этого делать не будет. В русских песнях все это отражено, поэтому они грустны. Русская душа чувствует, что земля это не место счастья и беззаботности. Это место изгнания, страдания, испытания, место наказания. Смерть — это наказание за грех Адама. Каждый из нас несет в своей телесности последствия грехопадения. Наша вера рождает грусть о потерянном рае, о том, что душа не в порядке, о том, что счастье недостижимо, а земными благами невозможно насытиться», — рассказал митрополит Даниил.

Ведущая вечера, известный архангельский педагог Лариса Толкачева напомнила, что православное кафе «Три свечи» этой встречей открывает десятый год своего существования. По ее словам, за прошедшие годы прошло около семидесяти встреч.

Пресс-служба Архангельской епархии
22 Октября 2014