Новости Астраханской митрополии

12 Апреля 2014

6 апреля 2014 года, в день празднования прп. Марии Египетской, митрополит Астраханский и Камызякский Иона совершил Божественную Литургию в храме в честь Рудненской иконы Божией Матери (с. Началово).  Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма иерей Николай Кочергин и настоятель Успенского кафедрального собора иерей Дионисий Фокин.

Так же за богослужением молились представители местной администрации.

После пения запричастного стиха иерей Дионисий Фокин произнёс проповедь:


Пятая воскресенье Великого Поста именуется неделей Преподобной Марии Египетской. В предыдущий четверг было особое богослужение. Именуется этот день Марии Настояние. Накануне этого дня, в среду вечером, мы читали весь канон Преподобного Андрея Критского, за которым также перечитывалось житие святой Преподобной матери нашей Марии Египетской.

Почему церковь предлагает нам уже ближе к концу поста подвиг сей святой? Чтобы напомнить нам о том, какую действенную силу имеет покаяние для человека. Мы с вами стоим уже на пороге окончания Великого Поста. И вот, вспоминая подвиг Марии Египетской, мы можем увидеть и почерпнуть для себя несколько уроков из ее жития.

Во-первых, это встреча Преподобного Зосимы с Марией Египетской. Когда он шел во внутреннюю пустыню из своего монастыря в течение всего Великого Поста, чтобы там подвизаться подвигом, он имел такую мысль: «Господи, яви мне того человека, который также преуспел в подвиге аскезы, как и я, или больше меня». Некая горделивая мысль всегда может постигнуть на разных этапах нашей жизни каждого из нас. Когда мы предпринимаем какой-то подвиг: подвиг поста, подвиг молитвы или иной какой-то – мы подвержены некому самомнению и желанию где-то себя похвалить или возвысить себя над другим человеком.

И вот ему этому святому человеку Зосиме является еще больший пример святости и аскезы – Преподобная Мария Египетская, которая повествует о прошлой своей жизни до того, как она попала в пустыню; тот период жизни, о котором она не хотела даже рассказывать. Но только по великой просьбе Преподобного Зосимы ей пришлось пересказать тот страшный образ жизни, который она вела до этого момента: когда живя в блуде, она не могла насытиться этой страстью. Ей приходилось все больше и больше углубляться в эту страсть, но, несмотря на это, ей хотелось еще больше и больше, и не было предела, чтобы насытиться этого блуда.

Действительно, тяжело ей было побороть ту страсть, которой она многие года была увлечена. И благодаря ее усилиям, благодаря помощи Божией она смогла восстать от того самого страшного и тяжелого падения и возвыситься на такую высоту покаяния. Когда Преподобный Зосима с ней общался, во время молитвы, как говорит ее житие, она на локоть поднималась на небо от земли. Когда в очередной раз пришел он в пустыню, чтобы причастить по просьбе Преподобную Марию, то она, помолившись, перешла как по суху Иордан. Вот какая сила молитвы, сила духа была дарована сей подвижнице за ее покаяние.
И как изменяется последующее течение ее жизни? Она полностью подвергает себе промыслу Божию, удаляется в пустыню, где даже, как она сама говорила, не встречала не только ни одного человека, но даже и дикого зверя. Пропитанием ее было то, что она находила: подножный корм. Днем палило ее тело солнце, ночью она была обжигаема морозом. Все ее тело подвергаемо было этим внешним факторам. На ум ее приходили все ее согрешения: песни, пляски, соблазнительные разговоры, воспоминания упийства вином и блудные похождения, которые были в ее жизни до этого.
Милостью Божьей она осознала свое падение, когда пришла в Иерусалимский храм. Плывя в Иерусалим, она согрешала вместе с паломниками, которые плыли на Святую Землю и подверглись тоже этому греху. На входе в храм невидимая сила не пускала ее, и она поняла, что прожитая ею жизнь была напрасна, что она противна Богу.

Пусть образ молитвы, образ аскетического подвига Преподобной Марии Египетской поможет нам в борьбе с нашими грехами, в борьбе с нашими страстями. Пусть Господь укрепит нас в данном Великом Посте, чтобы в течение его мы смогли очиститься от наших согрешений, от той скорлупы, которая покрывает нас в течение всей нашей жизни; чтобы Господь дам нам возможность с чистым сердцем встретить Светлый праздник Христова Воскресения. Аминь.
Второй урок нам предоставляет Церковь в том, насколько может изменить человека покаяние. Нам сложно бывает в жизни, каждый из нас подвергается тому или иному прегрешению. У каждого из нас свои страсти, каждый из нас должен знать о них и бороться с ними. Но порой бывает сложно. Мы можем прийти на исповедь, назвать тот или иной грех, но отойдя от аналоя, от Креста и Евангелия, опять в него погрузиться. Почему? Потому что не находим в себе намерения и сил бороться с грехом. Нет намерения. Нет желания расстаться с этим грехом. Нет усилия или подвига. Вот когда у нас оно появится, вот тогда мы сможем побороть в себе тот или иной грех, мучивший нас.

По окончанию богослужения настоятель храма иерей Николай Кочергин обратился с поздравительным словом к Владыке:


Ваше Преосвященство, Владыка. Сегодняшний день, я знаю, что в такую погоду Вам тяжело бывает. Тем не менее, Вы все равно приехали в наш приход и возглавили нашу Литургию. Вы говорите, народу много в храме. Владыка, потому что Вы здесь. Потому что люди всегда радуются, когда видят своего митрополита. Спаси Вас Господи, Владыка, и приезжайте к нам почаще.