Новости Благовещенской епархии

13 Мая 2015

9 мая, в субботу, после Божественной литургии духовенство и прихожане словами особого чина поблагодарят Бога за избавление Отечества от врагов в 1945 году и попросят у Него памяти и радости об этом великом событии для себя, своих близких, своих детей и внуков.

В конце водосвятного молебна, посвященного Победе, читается молитва, написанная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по образцу молитвы святителя Московского Филарета (Дроздова) «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык» в 1812 году:

Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя,/ вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая!/ Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих,/ сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.

Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам./ Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя,/ наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их./ И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем./

Но Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и и Истинный/ и правду храняй и творяй милость, милостию велиею помиловал еси/ и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты./ Темже утвердися серце наше в Господе нашем,/ вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем./ Благодарим Тя за избавление Отечества от врага лютаго./ Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения/ твердо и непрестанно имети в себе,/ еже всегда благодарити и славословити:/ слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков.

После молебна верующие помолятся об упокоении всех погибших на фронтах сражений, в плену, от голода и ран, а также потрудившихся ради Победы за литией или панихидой. Традиция совершения особых благодарственных и поминальных служб в праздник 9 мая действует в Русской Православной Церкви с 2010 года.


Информационная справка: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны

  • Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской проси­явших. В своих пропагандистских обращениях к русскому народу гитлеров­цы, спекулируя на печальных страницах в советской истории – гонениях на Церковь и веру, пытались предстать в облике защитников религии. Однако местоблюститель Патриаршего Престола. Митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал и собствен­норучно отпечатал на машинкеПослание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, в котором призвал православный русский народ на защиту Отечест­ва. Эта же тема развивалась и в дальнейших посланиях Предстоятеля.
    • В 1942 году Московская Патриархия выпустила книгу “Правда о религии в России”; предисловие к которой написано Главой Русской Церкви. В нем говорится: “Эта книга есть ответ прежде всего на “кре­стовый поход фашистов, предпринятый ими якобы ради “освобожде­ния” нашего народа и нашей Православной Церкви от большевиков”. Линия поведения нашей Русской Церкви в отношении фашистского “крестового похода” определяется просто. Фашистский “крестовый по ход” уже разразился над нашей страною, уже заливает ее кровью, оск­верняет наши святыни, разрушает исторические памятники, изощря­ется в злодеяниях над безоружным населением… Ясно, что мы, представители Русской Церкви, даже и на мгновение не можем допустить мысли о возможности принять из рук врага ка­кие-либо льготы или выгоды… Ясно, что Церковь раз и навсегда долж­на соединить свою судьбу с судьбою паствы на жизнь и на смерть. И это она делает не из лукавого расчета, что победа обеспечена за нашей страной, а во исполнение лежащего на ней долга, как мать, видящая смысл жизни в спасении ее детей”.
      • Все страшные дни блокады 1941-1944 года митрополит Ленинградский оставался со своей паствой в голодном и холодном городе на Неве. Пять действующих православных церквей Ленинграда были переполнены молящимися и причастниками. Даже в будние дни пода­вались горы записок о здравии и о упокоении. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля. Певчие пели в пальто, в валенках, от голо­да едва держались на ногах. Из за несмолкаемого обстрела, от взрывов бомб окна в храмах нередко бывали выбиты воздушной волной, и по церквам гулял морозный ветер. Митрополит Алексий жил при Николь­ском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он вливал в души исстрадав­шихся питерцев мужество и надежду, призывал верующих самоотверженно помогать воинам чест­ной работой в тылу: “Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды, “спасающего” нас “от мало­душия и от бури” (Пс. 54, 8). И само воинство наше сильно не од­ною численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет те­перь весь русский народ”.
        • По всей стране в православных храмах служились молебны о даро­вании победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва “О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов…“ В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.
          • 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Димитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе ду­ховенством и мирянами собрано было более 400 тысяч рублей. Вся цер­ковная Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голод­ном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и по­желал остаться неизвестным. Житель села Чебаркуль Челябинской облас­ти Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: “Я престаре­лый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сер­гия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли”. За­штатный священник Калининской епархии Михаил Михайлович Колоко­лов пожертвовал на танковую колонну священнический крест, 4 серебря­ные ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации. Всего на тан­ковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей.
            • В 1942 году в Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тыс на строительство само­летов Сибирской эскадрильи “За Родину”.  В один ленинградский храм неизвестные богомольцы принесли пакет и положили его у иконы святи­теля Николая. В пакете оказалось 150 золотых десятирублевых монет царской чеканки. Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта. Кроме денег, верующие собирали также теплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.
              • Война стоила Родине гибели 25 миллионов ее сынов и дочерей, среди которых были миллионы православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, разрушенные артиллерийскими обстрелами, взорван­ные бомбами; уцелевшие церкви на освобожденных территориях были опустошены, разграблены; святыни осквернены. Уничтожена была веко­вая святыня русского народа – Успенский собор Киево-Псчерской Лавры. Экзарх Украины митрополит Николай писал: “Нельзя без пронизываю­щей все внутреннее существо скорби смотреть на груду развалин, выся­щихся на месте взорванной  немцами…  Великой  Лаврской  церкви, илиУспенского собора, созданного в XII веке гением бессмертных строите­лей… Перед взрывом собора немцы вывозили ценности в крытых грузо­виках… Так называемая “Верхняя Лавра” разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора их рукой ограблены и разбиты церкви: Боль­ничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырских корпуса”. Особенно страшным разрушениям подверглись храмы в окрестнос­тях Ленинграда и Подмосковья.
                • Архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), совершав­ший в войну одновременно и архиерейское служение и служение вра­ча-хирурга (он был начальником госпиталя в Красноярске), писал тог­да: “Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, … явил всему миру, народам – братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара, топчущего нога­ми Святое Евангелие, вторично распинающего Христа”.