Новости Благовещенской епархии

18 Января 2016

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о правильном отношении к великой агиасме. Слово перед Причастием в Навечерие Богоявления, произнесенное в Благовещенском кафедральном соборе г. Благовещенска 18 января 2015 года.  

Сегодня вечеря великого праздника Богоявления или Крещенский сочельник. Завтра мы будем праздновать событие, изложенное в Евангелии, которое повествует нам о том, что Господь некогда сошёл в воды Иордана, принял крещение от Иоанна Крестителя по Своему человечеству, а Своим Божеством освятил струи Иордана, водное естество во всём мире.

И каждый раз, когда в этот праздник по молитвам Церкви происходит освящение воды энергией и благодатью Божией воспроизводится то же самое событие, освящается вода. Она становится для нас не просто водным естеством, она становится в духовном плане источником, текущим к жизни вечной, как гласит молитва, которая вскоре будет читаться на освящение воды. И всё наше внимание в эти дни сфокусировано на святой воде, которую мы будем пить, которой будем окропляться и окроплять своё жилище и хранить в течение длительного времени.

Хочется обратить внимание на существенный практический вопрос, связанный с крещенской водой. Это вопрос о том, меняются ли физические свойства воды, которая будет сейчас освящаться – во время Навечерия Богоявления и в самый праздник Крещения Господня? В богословской и в православной литературе можно встретить два варианта ответа на этот вопрос.

С одной стороны, многие церковные писатели, в том числе Иоанн Златоуст говорили о том, что энергия Божия, соединяясь тесно с физической материей – водным естеством – передаёт воде свои энергетические свойства, поэтому она долго может храниться и не зацветать – такое маленькое чудо происходит. С другой стороны, можно встретить высказывания и даже предупреждения духовенства о том, что вода сохраняет свой физический состав, но меняется её духовная составляющая. Она действительно становится недоступной для бесов, она действительно помогает нам исцелиться от заболеваний, помогает перестроить свои мысли на угождение Богу, но при этом – предупреждают священники – не стоит черпать воду из грязных водоёмов. А если и черпать из реки воду, которая вызывает сомнения по своему физическому составу, по своей чистоте, то лучше только окроплять ею жилища.

Так вот как же быть? Как разрешить это противоречие? Дело в том, что великая правда православной веры заключается в том, что мы не получим однозначного ответа на этот вопрос. Потому что за освящением материи стоит не механическая машина под названием «Бог», а живая Личность. Живой, личностный Бог решает эти вопросы и подаёт человеку благодать по Своему изволению.

Есть у инославных христиан заблуждение, которое имеет две крайности. С одной стороны, католики считают, что все таинства становятся действенными только в случае, если священник правильно произвёл их чинопоследование. На латыни это называется таким красивым выражением “Еx operе operata”, то есть по действию действующего: если всё правильно совершено священником, значит, таинство однозначно совершено. А я напомню, что в древности, до того, как установилась система семи таинств, до того, как она устоялась и вошла в предание церкви, освящение воды тоже рассматривалось христианами как таинство.

С другой стороны, консервативные протестанты, у которых сохранилось понятие «таинство», например, лютеране, считают, что таинство – например, Таинство Причастия, где хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Господа Иисуса Христа, – совершается только по вере причащающегося, по нашей вере. А если веры нет, то таинства не происходит – это другая крайность.

Православная же церковь придерживается мнения, что совершителем таинства является не священник и не человек – по своей вере или наоборот, безверию – а только Бог. А, значит, Он, действительно, может подать благодать по вере человека — как это произошло, например, с апостолом Петром в Мамертинской тюрьме в Риме, когда он был прикован к колонне, ожидая исполнения смертного приговора – мы знаем, что он был распят в римском цирке Нерона, вниз головой по его просьбе. И вот, незадолго до казни, когда он находился в темнице, он обратил сорок семь узников, находившихся с ним в заключении, а также двух римских стражников этой тюрьмы в христианство. И поскольку у них не было воды для совершения крещения, то по его молитве забил источник из пола, из грязного помещения, куда сливалась вода, из стока. Оттуда, по его вере, забил источник, и он сумел осуществить это крещение, крестить узников тюрьмы. Такое может произойти и по нашей вере – Господь подаст нам крещенскую святую воду в любом месте, если в этом будет крайняя необходимость.

С другой стороны, Господь может подать благодать и без всякой веры самого человека, как мы узнаём об этом из четвёртой Книги Царств, где говорится о похоронной процессии, которая, завидев неприятельские полчища, в страхе разбежалась, и мёртвого человека бросили в склеп пророка Елисея, в его гробницу. Тело случайно коснулся костей пророка Елисея, и мертвец ожил. Воскресила мертвеца благодать Божья, которая почивала на костях пророка. Это произошло без всякого исповедания веры: ни веры мертвеца не было, ни веры людей, которые этого мертвеца бросили. А было это чудо как раз для того, чтобы человек приобрёл веру.

Часто Господь даёт нам без всякой веры соприкоснуться с Его энергией, благодатью, для того, чтобы мы эту веру обрели. В этом великое милосердие Божье. Для кого-то это вода крещенская, которую вы сейчас после обряда водоосвящения разольёте в бутылки. У одного человека она действительно будет долго храниться, а у другого зацветёт – из-за его неблагоговейного отношения к этой святыне или по каким-то другим грехам.

Тот человек, который с пренебрежением относится к правилу, канону, установленному Церковью, который заключается в том, что мы приходим сюда в храм на торжественное богослужение, после которого освящаем воду и разбираем ее – тот, который относится к этому с пренебрежением, относится к воде магически и считает, что ему достаточно из лужи или из речки зачерпнуть в этот день воду, тому Господь может попустить и заражение, инфекционное заболевание. В назидание, чтобы он знал, что есть специальное установление Божие, когда нужно прийти в храм и помолиться, а не просто получить «готовую» святыню.

А другой человек, может быть, матрос, который несёт вахту на корабле и не может сойти на берег, в этом же водоёме зачерпнёт из-за борта воду в том же месте, где и первый человек, и она для него станет источником жизни, текущим в жизнь вечную. Потому что Господь живой, и Он смотрит на расположение сердца и подаёт нам дары сообразно нашему духовному состоянию.

Так давайте молиться о том, чтобы наше сердечное состояние было таким, чтобы Господь нам подал это маленькое чудо, в том числе и чудо физического преображения воды. Чтобы Он не наказал нас недостойным приобщением к святыне, когда эта вода может стать попаляющим огнем для нашей души. И, может быть, если нужно, и отнял эту благодать. Давайте молиться о том, чтобы приступить к приобщению этой благодати с чистым сердцем. Аминь.