Новости Брянской митрополии
28 декабря 2015 года на сайте Брянского регионального представительства Изборского клуба была опубликована статья, открыто выражающая упрек Брянской епархии Русской Православной Церкви по поводу нашего нежелания участвовать в организованной клубом дискуссии на тему роли личности И.В. Сталина в русской истории.
В этой связи хотелось бы напомнить, что выбор площадок для любых дискуссий представителей духовенства – исключительное право епархии в лице ее Правящего Архиерея. На фоне этого очевидного факта как минимум странно слышать от представителей Изборского клуба (дословная цитата): «… участие в самых острых дискуссиях не просто возможность, а обязанность представителей РПЦ». Задача Церкви Христовой – проповедовать Христа и Его учение. Если Изборский клуб обозначит темой своих конференций и заседаний проповедь Евангелия, роль христианских ценностей в современном мире – то здесь мы сможем определенно указать на необходимость нашего присутствия.
Касательно цитаты Святейшего Патриарха Кирилла на открытии ХIV выставки-форума «Православная Русь. Моя история. ХХ век. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе», приведенной в статье, я бы хотел перевести уважаемых оппонентов на официальный сайт Московской Патриархии, где руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон (ныне иерей) Александр Волков четко и грамотно комментирует контексты использования указанной цитаты различными СМИ:
«… правда, на которой всегда настаивает Церковь, состоит в том, что мы должны видеть наше прошлое объективно, а не только с той стороны, которая приятна нам в силу тех или иных политических убеждений.
Именно об этом говорил Патриарх в своем выступлении в Манеже 4 ноября. Позволю себе напомнить, что Предстоятель сначала отметил важность памяти о непростых 1930-х годах, несправедливость и кровь которых «никогда не должны уйти из нашей памяти», а страдания нашего народа в эти годы, по словам Патриарха, «никак нельзя минимизировать». Для Русской Церкви страдания нашего народа — не общие слова, а совершенно конкретная, личная для многих трагедия новомучеников, память о которых бережно хранится в Церкви. Стоит напомнить, что эта часть нашей истории была напрямую связана и с семьей Патриарха Кирилла, дед и отец которого сидели в лагерях на Соловках и Колыме за свою стойкость в вере, и эту страницу из жизни своей семьи Патриарх никогда не забывает. Затем в своем слове Предстоятель отметил также и необходимость сохранения памяти «подвига предшествующих поколений», без которого не было бы и современной России. Именно тогда наши деды и прадеды «создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны». И в этом смысле, никак не отрицая и не предавая забвению несправедливость и кровь, «успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, — мы говорим: «да, несомненные успехи», как и в случае с победой в Великой Отечественной войне». Иными словами, при осознании злодейств тогдашнего руководителя страны, а в перечень этих злодейств, разумеется, входит и страшная политика государства по отношению к Церкви в эти годы, мы не можем вычеркнуть из истории России нашу общую победу, которая стала возможной, в том числе и благодаря тогдашнему руководству страны. Но затем, продолжает Патриарх, «…там, где были кровь, несправедливость, страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века».
Разве все вышесказанное каким-то образом говорит об оправдании Сталина или о возрастающем влиянии сталинизма внутри Русской Церкви? О чем может идти речь, если Патриарх прямо говорит о неприемлемости оправдания крови и страданий нашего народа в ХХ веке? Скорее, коллеги выдают желаемое и даже, видимо, ожидаемое некоторыми за действительное, цитируя лишь им выгодные и при этом незавершенные фразы. Потому что в действительности Патриарх призывает честно и объективно смотреть на нашу сложную историю века двадцатого. И в этом, как и во многих других свои выступлениях, он говорит только о том, что «не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла».
Мы можем приводить бесчисленное количество цитат иерархов Церкви, выражающих общее мнение о том, что реабилитация сталинизма невозможна в принципе. Я приведу слова Председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимона:
«Говорят, что он (Сталин) смягчился к Церкви — но если бы он не смягчился, мы бы не выиграли в войне. Он понимал, что если фашисты открывают на оккупированной территории храмы, а он не открывает, верующие будут относиться к нему отрицательно. Кроме того, он понимал, что вера может объединить людей. Вспоминали прошлое, национальных героев, святых Дмитрия Донского, Александра Невского. Это было связано именно с тем, что надо было выиграть войну. Нам бы не помогли союзники. Это было условие помощи союзников в этой войне. С его стороны это был политический шаг, а не обращение к вере».
Эта позиция - однозначна, и не требует дополнительных дискуссий, особенно в рамках организации, позволившей себе написать изображение в стиле православной иконы, где Божия Матерь и Спаситель соседствуют с сияющим в лучах Сталиным и «сонмом» полководцев. Ни в коем случае не умаляя воинские заслуги последних, считаем провокационной подобную попытку смешения иконописи и плакатной агитации. Зачастую, подобные казусы совершаются по причине недостаточной просвещенности людей, относительно того или иного вопроса православной веры, в связи с чем хотелось бы напомнить, что согласно догмату иконопочитания, утвержденному на 7-м вселенском Соборе, иконы должны быть одним из средств к поддержанию, укреплению и выражению истинной веры и благочестия. Поэтому, Церковь требует, чтобы иконы были сообразны с таким важным их назначением и по своему содержанию, и по характеру искусства. Так, не допускаются к употреблению: 1) иконы, писанные по суемудрию, т. е. такие, в изображениях которых заключается нечто противное истинам веры, суеверное, произвольно измышленное; 2) не терпимы также иконы, способные, вместо побуждения к благоговению, подать повод к кощунству (Певцов В.Г., протоиерей. Лекции по церковному праву).
Современный иконописец всегда поставлен в ситуацию выбора, инструментом которого должно стать нравственное чувство, «причем понятие «нравственности» для иконописца должно основываться не на свободных душевных интуициях, а на соборном духовном опыте Церкви». (Давидова М. Г., Е. Шлычкова. Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве).
В вопросе почитания так называемой «иконы» со Сталиным, Брянская епархия полностью поддерживает официальное мнение Саратовской митрополии, также расценившей действия А.А. Проханова как провокацию: «Его попытки любыми путями организовать религиозное почитание псевдоиконы с изображением И.В. Сталина вызывают сожаление и возмущение. Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно подчеркивало, что канонизация гонителя Церкви и организатора кровавых массовых репрессий невозможна и сама эта идея абсурдна. Попытки реабилитации сталинизма, предпринимаемые А.А. Прохановым и членами Изборского клуба, основаны на грубом искажении религиозных и патриотических чувств. […]Саратовская митрополия […]призывает церковные структуры и органы власти с осторожностью относиться к сотрудничеству с Изборским клубом и лично А.А. Прохановым» (Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии).
Все вышеизложенное считаю более чем достаточным для полновесной аргументации основных тезисов, изложенных в статье Брянского отделения Изборского клуба «Нужно преодолеть гражданскую войну в головах». Как Архипастырь призываю всех позаботиться о воцарении в своих сердцах Христа. Тогда и в умах водворятся порядок и мир. Да вразумит Вас Господь!