Новости Брянской митрополии

Источник информации: Брянская митрополия
24 Мая 2016

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России — это проблема обездоленных детей. В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты.

Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Дети, как правило, в сиротских учреждениях становятся заложниками стрессовой ситуации, отрицательно влияющей на их здоровье и оставляющей глубокий след на судьбе каждого.
Воспитанник сиротского учреждения входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни,
гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм.

Общество по-прежнему воспринимает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключительно как «жертв» обстоятельств. Нескончаемо звучат призывы оказания материальной помощи воспитанникам детских домов, школ-интернатов. В свою очередь сироты, привыкнув к постоянным подаркам, демонстрируют потребительскую жизненную позицию, убеждаются, что роль сироты, жертвы, удобна и комфортна - «Мы сироты, нам все должны, а мы никому ничем не обязаны». С иждивенчеством и потребительством со стороны сирот постоянно сталкиваются и воспитатели сиротских учреждений, и волонтеры. Важным условием успешности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе является их включение в общественно значимую деятельность по месту учебы, работы, месту жительства, активизация их личностных ресурсов.

В то же время общеизвестно, что личность, ее мировосприятие формируется в деятельности. В совместной деятельности формируется мировоззрение человека, его отношение к себе и окружающим, происходит становление социально ответственного поведения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не должны оставаться пассивной принимающей стороной, объектом заботы. Важно дать им возможность стать субъектом собственной жизнедеятельности.

Важным направлением работы с подростками является организация постинтератного сопровождения. Не смотря на усилия волонтеров и воспитателей, результат не соответствует ожиданиям. Подростки, привыкшие к потребительскому отношению к жизни, склонные к личностному инфантилизму и гедонизму, не могут изменить свою личность. Подростки не могут быть творцами своей жизни. Многие из них после окончания колледжа пополняют ряды заключённых, не могут трудоустроиться и создать семью, обрести правильные духовные ориентиры. Необходимо менять саму систему работы с детьми и подростками в сиротских учреждениях. Силами волонтеров решаются задачи по адаптации детей в обществе.

Понимая, что современные дети и подростки нуждаются в адекватных их сознанию и образу жизни формах общения с ними, необходимо использовать современные социально-педагогические технологии: ролевые игры, дискуссионные клубы, организованные поездки по историческим и святым местам, спортивные и досуговые мероприятия, военно-патриотические программы. Пропагандируемые духовные ценности должны стать реальностью наших отношений с подшефными сиротами. Это возможно, если с группой детей работает устойчивый коллектив волонтеров, объединенный общими ценностями, поэтому с 2014 года на базе Епархиального православного молодёжного центра "Преображение" работает «Школа волонтеров».

На протяжении года волонтеры работают с подростками-сиротами, выпускниками Климовского интерната восьмого типа для детей с задержкой психического развития. Подростки-сироты обучаются в филиале ГБОУ СПО «Брянского строительного колледжа им. профессора Н.Е. Жуковского» (пос.Белые Берега).

Вторая подшефная группа волонтеров – дети и подростки сироты из ГБУСО «Областной реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Брянска». Регулярная работа с данными учреждениями осуществляется в режиме: один раз в неделю волонтеры проводят занятия и тренинги с подростками на базе Реабилитационного центра, один раз в месяц проводятся выездные программы для подростков-сирот из филиала строительного колледжа, один раз в месяц проходят занятия для волонтёров в рамках "Школы волонтера".

Главное направление работы - духовно-нравственное воспитание подростков в трудной жизненной ситуации.

18 мая 2016 года в ЕПМЦ «Преображение» состоялось заключительное в учебном году теоретическое занятие «Школы волонтера». 20 добровольцев, успешно прошедших курс теоретических и практических занятий, получили Сертификаты волонтера по направлению «Организатор работы с детьми-сиротами». Кроме торжественной части на семинаре состоялся практикум по народным играм, а также была рассмотрена структура конфликта в детском коллективе и методы активного слушания, как способ предотвращения конфликтов среди детей и подростков.

За помощь в воспитании детей-сирот в русле духовной традиции русского народа, благодарственное письмо получили студенты волонтерского отряда «Феникс» естественно-географического факультета БГУ им. И.Г. Петровского.

С сентября 2016 года двери «Школы волонтера» вновь откроют свои двери для всех желающих!

Контактный телефон: 8-915-800-06-17 Ольга Николаевна (координатор ЕПМЦ «Преображение»).

Пресс-служба Брянской Епархии