Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
30 Марта 2016

Такую точку зрения высказал Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации в ходе состоявшейся встречи с активистами Всероссийского педагогического собрания.

Встреча прошла 29 марта 2016 года в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Открывая ее, Глава Синодального отдела передал приветствие и благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Несмотря на активное взаимодействие Синодального отдела религиозного образования c педагогическим сообществом России, встреча в данном формате прошла впервые. В ней приняли участие около 50 представителей педагогических коллективов из многих российских регионов. Все они – активисты Всероссийского педагогического собрания.

По мнению Главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, встречи представителей Церкви с педагогическим сообществом – это «одновременно и константа, и неизменная инновационная составляющая современного российского образования». «Залог эффективности нашего сотрудничества – согласование позиций и принятие взвешенных решений по наиболее острым вопросам современности, проработка механизмов их реализации. Один из таких, предельно актуальных, общественных, церковно-государственных проектов – духовно-нравственное воспитание молодежи и школьников», — отметил иерарх Церкви.

Владыка митрополит подчеркнул: «И патриотизм, и добросовестность, и нравственность Церковь рассматривает как добродетели, но добродетели производные от другого исходного понятия – духовности. Отсюда и широко употребляемый в настоящее время термин «духовно-нравственное воспитание»». По мнению митрополита Меркурия, христианская праведность и нравственность в данном случае – неразделимые понятия. «Поэтому, для обучения детей нравственности нужно, чтобы евангельские заповеди были нормой собственного поведения. В этом начало духовного опыта, христианское смирение, залог успеха любого благого дела», — подчеркнул Глава Синодального отдела.

Как отметил Владыка Председатель, активное церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ведется практически во всех регионах; во всех епархиях есть квалифицированные специалисты, традиции, опыт, многолетние связи и самобытные методические наработки. Тем не менее, существует целый ряд причин, которые заставляют представителей Церкви «неустанно трудиться в этом направлении, искать нестандартные решения, находить дополнительные резервы в области духовно-нравственного образования».

— Среди факторов сложности назвал бы лишь некоторые: атеистическое наследие в научных, педагогических, административных кругах, широкий спектр культурного, конфессионального многообразия, современные глобалистские проекты в области образования, — обратил внимание участников встречи Глава Синодального отдела. — То, что представляется простым и понятным среде единомышленников, приобретает совершенно другую степень сложности в контексте церковно-государственного диалога, широкого общественного и межконфессионального обсуждения. Подобными трудностями, в частности, обусловлено отсутствие полноценного преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах России, недостаточное финансирование православных гимназий, сложности с реализацией духовно-нравственного компонента в дошкольных образовательных организациях, и ряд других, не менее важных проблем.

Тем не менее, несмотря на то, что на федеральном уровне многие церковные инициативы пока встречают, как сказал митрополит Меркурий, «лишь сдержанное сочувствие», в регионах уже давно реализуются самые смелые образовательные проекты: активно действуют Советы по духовно-нравственному воспитанию, преподавание ОПК ведется на всех уровнях школьного образования, в детских садах реализуется воспитательный компонент на основе православной традиции, развиваются центры дополнительного образования на базе воскресных школ.

— Самое главное, что успешный опыт педагогов и воспитателей в области духовно-нравственного образования сегодня крайне востребован: то, что апробировано в каком-то одном регионе, находит общецерковное практическое применение, становится составляющей всероссийского методического опыта, – резюмировал Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

По мнению митрополита Меркурия, участие Церкви, других традиционных религиозных общин в образовании свидетельствует о государственном признании приоритетности формирования общественного согласия на основе традиционных духовно-нравственных ценностей:

— Это еще и принципиальный вопрос безопасности и будущего нашей страны как суверенного и самобытного государства. Сегодня это понятно каждому, и наше мероприятие лишнее тому подтверждение.

В ходе состоявшегося обмена мнениями, участники встречи поделились видением актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. В частности была затронута проблема детского суицида, беспризорности, жестокости в детской и подростковой среде, зависимости от социальных сетей и Интернета. Отвечая на вопрос педагога из Пензы Юрия Калёнова о том, где искать корни этих проблем и каково видение механизмов их преодоления, митрополит Меркурий в частности сказал:

— Давайте честно скажем, порой мы, педагоги, учим детей двойным стандартам жизни. В чем они? Дети на уроке по нравственности — «пай-мальчик» или «пай-девочка». Они знают все ответы на вопросы на отлично. А когда покидают пределы школы, становятся совершенно другими. Почему? Потому что мы пытаемся воспитать детей в отрыве от той реальности жизни, в которой они живут. Дети приходят с уроков нравственности домой, порой, в совершенно безнравственную семью. Они выходят на безнравственную улицу. Общаются с безнравственными и бездуховными людьми. Поэтому для нас важно не только дать знания. Нам надо научить детей жить, дать им правильные критерии оценки этой жизни, чтобы они могли понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

В этом контексте, говоря о воспитании детей, по мнению митрополита Меркурия, необходимо серьезно задуматься о подготовке педагогов, как подчеркнул Глава Синодального отдела, – «о воспитании самих педагогов».

Итогом встречи стало решение продолжить обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания в формате совместного диалога Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Всероссийского педагогического собрания.

По окончании встречи для активистов этой профессиональной общественной организации была проведена экскурсия по Высоко-Петровскому Ставропигиальному монастырю г. Москвы.

Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» (сокращенное название – ООО «ВПС») основана в ноябре 2006 года, объединяет более 370 тысяч педагогов по всей России. Является добровольным самоуправляемым общественным объединением граждан. Действует на территории более половины субъектов РФ и имеет общероссийский статус. Структуру организации составляют региональные и местные отделения.

В состав Всероссийского педагогического собрания входят: «Ассоциация молодых учителей России», «Ассоциация педагогов, взявших на воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Ассоциация учителей сельских школ», «Ассоциация агрошкол России».

Председатель ВПС – профессор, доктор экономических наук, Иванова Валентина Николаевна. Ректор МГТУ им. К. Г. Разумовского (с 2008 года). Член Генерального совета партии «Единая России», доверенное лицо Президента РФ В. В. Путина. Член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Среди мероприятий ВПС можно отметить: проведение Открытого конкурса интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», Всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании». В 2014 году ВПС инициировало и провело II Всероссийский съезд молодых учителей «Молодой учитель – школе будущего» и II Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». Кроме того, представители ВПС во главе с Председателем Валентиной Ивановой проводят регулярные видеоконференции, круглые столы и рабочие встречи с представителями педагогической общественности.

Православное образование