Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
Адрес новости: http://www.rostoveparhia.ru/
20 Августа 2017

Межвузовское студенческое объединение «Синергия» — это самая крупная постоянно действующая студенческая площадка в Ростовской области, которая нацелена на полноценное и гармоничное соединение воспитательного элемента образования с обучением.

Решить эту задачу стало возможно в рамках преподавания в ДГТУ таких академических курсов, как «Основы нравственности» и «Основы православной культуры», читаемых для студентов всех факультетов университета. Однако и при отсутствии соответствующих курсов на площадках других вузов есть возможность реализации проектов, направленных на духовно-нравственное просвещение студенческой молодежи.

МСО «Синергия» может стать той площадкой, через которую эта ключевая идея в той или иной степени может быть претворена в жизнь. Сейчас «Синергия» объединяет студентов нескольких ростовских вузов, а также – двух духовных семинарий в разных частях страны.

По мере своего развития это объединение использует все больше интересных современных форматов работы: семинары, конференции, дискуссионные площадки, социальные квесты, волонтерское движение, творческие и научные проекты.

Основная цель организации – объединить позитивно настроенную молодежь, которая верит в такие понятия, как нравственность, патриотизм, просвещение.

Руководитель МСО «Синергия», преподаватель «Основ нравственности» в ДГТУ диакон Виктор Свистунов – о том, как говорить студентам о религии и открывать новый взгляд на привычные вещи.

После первой же лекции курса «Основы нравственности» я понял, что этого недостаточно, этические категории только в самом первом приближении могут быть раскрыты за учебное время. Появилась мысль создать такую площадку, в рамках которой можно продолжить учебную дисциплину, но уже более неформально. Мне хотелось бы, чтобы объединение приобрело и региональный, и федеральный статус. Может быть, оно могло бы стать проектом федеральной десятки вузов России через Южный федеральный университет, может быть, стало проектом сети опорных вузов России через Донской государственный технический университет.

Синергия воспитания, образования и просвещения

Сегодня воспитание в вузах – это культмасс. Зачастую это профанация, и никто не готов себе в этом признаться: бьют себя в грудь и кричат о том, что у них все хорошо: догоним и перегоним! Это советские лозунги. Никак не могут уйти от поля профанации к реальной жизни, потому что воспитанием нужно жить. Тот, кто занимается воспитанием, должен уметь им жить, он должен с мыслью о нем на работу приходить, в семью. Я, конечно, молод, чтобы об этом говорить и давать рекомендации профессионалам, но это мое мнение.

Если «Синергия» станет воспитательной идеей фикс вузовского сообщества – это наполеоновский план, конечно. Но, если бы это было возможно, если бы это было так… Любая общественная идея может возвышать ту или иную общественную формацию над самой собой в моральном плане, либо принижать. И если идея воспитания «Синергии», идея синергийного воспитания, образования и просвещения, в едином комплексе, станет идеей фикс в вузах, то, конечно же, она сможет возвысить, в первую очередь, студенческое сообщество в моральном плане над самим собой, тем уровнем себя, который есть на сегодняшний день. Высшее образование в нашей стране имеет много проблем. Деградирует или развивается, не знаю, но проблем очень много. Много профанации, много лозунгов, много китча, много мишуры. А если копнуть, то, по сути, и образование на низком уровне во многих университетах, и воспитательная составляющая. Мы постоянно пытаемся это замалчивать, говорим, что наши студенты такие классные. Ничего подобного. Все студенты живые, со своими проблемами. У них миллион проблем. Никто просто не смотрит на это никогда. Преподавателям в большинстве случаев все равно, чем живут студенты, они отвели лекцию и ушли. Может быть, поэтому, кстати, так много ребятам и приходят в «Синергию», потому что я все время с ними. Они слушают лекцию, а потом остаются. Возможно, в советской высшей и средней школе был живой патронаж, когда преподаватель относился к студенту или школьнику как к личности, искал в нем личность и готов был этой конкретной личности помогать. Сейчас в высшей школе этого нет. Сейчас преподаватель – это часть системы. В принципе, это нормально, потому что вузов гораздо больше. Если не будет функционеров, вуз не будет существовать.

Непривычный взгляд на привычные категории

Кто-то ненавидит, кто-то любит, кто-то нейтрально относится, но в основном ненавидят, потому что я говорю вещи, которые им неприятно слушать. Например, о том, что 99% людей на планете не умеют любить и никогда не научатся этому. Это целая лекция. Может быть, даже две лекции. Ненавидят, потому что открываешь им глаза на вещи, которые они не хотят слышать. Они просто могут прийти и спросить, где можно прочитать об этом. И это уже победа. Ну, допустим, вопрос о любви. Это один из ключевых вопросов жизни человека. Студенты думают, что те интенции, чувства, которые они испытывают, переживания, эмоции, сексуальное возбуждение – это и есть любовь. А когда говоришь с ними, раскрываешь эту категорию, они понимают, что это не так и бунтуют. И начинают ненавидеть, естественно, потому что ты им открываешь глаза на эти вещи. Сами они не готовы себе в этом признаться. Но это элементарно. Есть всем известная статистика, что семьи разрушаются. Потому что любви нет, потому что люди не смогли преодолеть свое эго в угоду любви, в пользу любви. Человек видит эту статистику, а признаться себе в этом не может. Не может принять простой факт, что 8 из 10 семей ждет развод. И что, скорее всего, это будешь именно ты. Поэтому я им и говорю, что 99% людей не умеют любить, эти же 99% людей несчастны. И они воспитывают несчастными, нравственными и психологическими неудачниками своих детей. Студенты против этого бунтуют. Их приучили к идее, что они любят. Они не готовы признаться себе, что они еще даже близко не подошли к тому, чтобы любить, потому что Бог есть любовь. Они не познали Бога. Они не знают, что такое любовь. Они думают, что их переживания и есть любовь.

И так с любой темой, которой мы касаемся в аудиториях. Сейчас меня приглашают и в медицинский университет, и в другие вузы, общественные организации прочитать эти лекции, потому что это необычно. Это непривычный взгляд на привычные категории. Дети не готовы это слышать (научился их детьми называть). Раньше пытался говорить, что они взрослые – ничего подобного. У них очень много проблем. И самая большая из них в том, что они не готовы признаваться, что у них есть проблемы. Это простая прописная истина, но они не готовы себе в этом признаваться.

Приходят спикеры, проводят круглые столы, дискуссии в рамках «Синергии» и говорят им о том, что они несчастны. Студенты не готовы, они сразу скалят зубы, возбуждаются, говорят: «Нет, мы счастливы», хотя на самом деле они не знают, что такое счастье. Они не знают, что счастливым можно быть перманентно, что счастье можно испытывать постоянно. Это сложно для них. Эти вещи взрывают им сознание и переворачивают многое.

Студентам – о религии

Я пытаюсь идеи психологии, философии, культурологии совместить с евангельскими истинами. Все они лежат на поверхности, но никто не хочет себе в этом признаваться. Потому что у нас же светское общество, а светское понимается как антирелигиозное, хотя это не так. Говорить о религии очень сложно. Это факт. Я стараюсь учить на примерах, не указывая на то, что эти примеры из Евангелия, рассказываю притчи, не говоря, откуда они.

«Синергия» — это не навязывание религии. В «Синергии» вообще о религии не говорится. Если человек приходит к мысли о религии через общение с нами, значит, это его выбор. Я в принципе со студентами никогда не говорю о религии. За три года работы в университете я о Христе не сказал ни разу. Говорю о людях, об истории, о культуре, об отношениях, о том, что есть в христианстве. Я не привел ни одного человека ко Христу. Приводят потом те люди, которые общаются с ними после меня, светские верующие люди, которых я приглашаю, руководители предприятий, организаций, депутаты, спортсмены. У многих студентов происходит отторжение.Но кто-то слышит. На встречи приходят и священники. Я священников никогда не приглашаю к неподготовленным студентам. В основном, если ребята, которые посетили первую, вторую, третью встречу, если они готовы слушать священнослужителя, я могу привести его на маленькую или на большую площадку. Это может быть открытый лекторий, дискуссионная площадка, круглый стол, поездка или неформальная посиделка. У нас сложилась воскресная традиция. Семь дней в неделю мы вместе в университете, а по воскресеньям, после Литургии, на которую кто-то из студентов приходит, мы собираемся с ними у меня дома, общаемся. Всегда приглашаю кого-то из священников для такого неформального общения. В спокойной семейной дружеской атмосфере мы раскрываем многие вещи, о которых невозможно молчать, но и не поговоришь в обычной атмосфере, светской.

Каждый, кто приходит в Синергию, находит для себя что-то свое

Изначально «Синергия» была просто дискуссионной площадкой, которые мы проводили в течение семестра, куда приглашали различных гостей, светских, церковных спикеров. Студенты всегда решали сами, какие темы им интересны. Потом я стал проводить экскурсионные поездки по культурным достопримечательностями и по религиозным – мы всегда совмещаем. Каждый, кто приходит в Синергию, находит для себя что-то свое: друзей, возможности самореализации, кто-то приходит с готовыми проектам, которые мы в «Синергии» наполняем этической составляющей, кто-то – найти себя. Все эти проекты мы стремимся реализовывать максимально широко, с выходом за пределы ДГТУ, чтобы студенты не замыкались в привычной среде, но знакомились с пространством большого мира, с которым им придется столкнуться после учебы. И вот если уже сейчас молодой человек получит ряд оплеух, он в дальнейшем будет готов к испытаниям, но это не помешает его движению вперед.

Главное — это отношение

Самое, главное, мне кажется, это отношение, его не скроешь. Лицемерить можно сколько угодно, но, если ты любишь, люди это увидят. Если ты ненавидишь, если ты индифферентен и делаешь вид, что внимателен, люди это почувствуют. Мне кажется, студенты знают, что я ими живу и поэтому они готовы прийти ко мне. Я зачастую не могу ничем помочь, у меня нет ни опыта, ни возможностей, ни знаний, но чем могу, тем и помогаю. Студенты это знают. Просто приходят помолчать иногда, поплакать. Мне хорошо от того, что я делаю им хорошо. Это моя потребность, которая рождается не из вузовской среды, потому что она это не воспитывает и не поддерживает. Это именно церковная потребность, потому что Церковь этому и учит. Когда ты наблюдаешь за священниками, которые также поступают со своими прихожанами, ты видишь, что они не получают за это никакого вознаграждения, кроме, может быть, морального.

Обучение не имеет окончания, по сути, ты учишься всю жизнь

Большинство проектов «Синергии» – долгоиграющие, не имеют завершения. Как воспитание, которое не имеет конечного итога, это процесс всей жизни. Обучение не имеет окончания, по сути, ты учишься всю жизнь. Так же и все проекты «Синергии» постоянны. Один из них – это дискуссионная площадка, мы планируем мультиплицировать ее на многие вузы, чтобы она собирала большие аудитории для обсуждения этических, нравственных, воспитательных, образовательных тем, вопросов карьерного роста, отношений, культуры, эстетики. Во второй проект «Cogito ergo sum» мы включили все наши научные, образовательные мероприятия, форумы, открытие лекции, круглые столы, научные конференции, где мы участвуем. Сейчас готовим два сборника научных студенческих трудов.

Еще один постоянный проект мы назвали «По всей России». Сейчас он на стадии формирования. Это экскурсионный проект. Мы ездим и по области, и по России. У нас есть пять маршрутов, и мы хотим сделать больше. Четыре маршрута – по области и один – в Москву. Каждый семестр эти поездки повторяются.

Есть медиа-проект «Толковое пространство», межвузовский междисциплинарный проект «Здоровьесберегающее образование». Эти проекты – на стадии становления. Есть фото-проект «Синергия в лицах», в который включены наши студенты-фотографы и операторы. Этот проект раскроет каждого из наших участников, активистов как личность. Также наши студенты участвуют в различных конкурсах: экономических, фотографии, короткометражных фильмов в ЮФУ, на следующий год мы хотели бы принять участие в «Студенческом Тэфи».

Где могу подсказать, я им подсказываю, могу вывести на другие площадки – вывожу, дать им пространство для межвузовского взаимодействия — даю им эту возможность, чтобы они смогли выходить из своей скорлупы, чтобы шли дальше, чем тот мир, который у них в голове.