Новости Донской митрополии

24 Октября 2014

24.10.201422:15:00
  1  фотография
0 видео

Работу священника не выбирают. Нередко служители Божьего ремесла проходят тернистый путь от мирской жизни до храма. Батюшки являются связующим звеном между мирской жизнью и жизнью духовной. Кстати сказать, литература и иные имеющиеся источники говорят о том, «что именно то, как называли прихожане своего настоятеля, отражало истинные отношения между иереем и паствой». Иерей Николай Чапкий служит в Покровском храме села Кагальник. Отец Николай или, как его ласково называют прихожане батюшка, не понаслышке знает, как тяжело порой бывает работать в деревенском приходе.

Судьба храма

Даже у самой маленькой церквушки есть душа. Поэтому каждый храм на земле имеет свою судьбу. Где-то она складывается трагично, а где-то все идет как по маслу. Пока живо Божественное место, жив населенный пункт, будь то город или деревня. Их судьбы неразрывно связаны между собой.

Священник в первую очередь должен хорошо знать истоки становления того места, где он служит Богу. Поэтому повествование начнем с истории. Село Кагальник Азовского района было образовано в 1669 году. Населенный пункт расположен в дельте Дона, около устья реки Кагальник, на её правом берегу. В состав административного округа входит 5 населенных пунктов: село Кагальник, хутор Донской, поселок Зеленый, хутор Петровский, хутор Узяк. Маршрут вдоль реки лучше начать от ее устья, от места, где она впадает в Азовское море. Довольно крупный населенный пункт в пригороде Азова, куда можно добраться как напрямую из Ростова, так и на маршрутке от Азовского морского порта. Транспорт доставит на небольшую площадь, где расположились почти все сельские достопримечательности. Среди них выделяется Покровский храм с его новыми золотыми куполами. Это сейчас он такой красивый и ухоженный…

Первая церковь была деревянной и появилась здесь в 1783 году, а через шесть лет сгорела. Но не прошло и года, как жители восстановили храм. В 1842 году вместо деревянной церкви кагальничане возвели новую, кирпичную на каменном цоколе. В голосе отца Николая улавливается горечь. Перед войной мытарства Божьего храма продолжились. В соответствии с протоколом 2 октября 1938 года Покровская церковь была закрыта. Богослужения возобновились только в ноябре 1942 года. К тому времени здание было разрушено, а богослужения стали совершаться в двухэтажном помещении бывшей церковной караулки постройки 1914 года. И только 24 ноября 1944 года, благодаря большим усилиям прихожан, Покровский молитвенный дом был зарегистрирован. С тех пор службы в храме проходили регулярно. С момента начала проведения богослужений в 1942 году община Покровского молитвенного дома перестроила не приспособленное для молитвенных целей здание бывшей церковной караулки, приобрела необходимое богослужебное имущество, а также осуществила ряд хозяйственных построек на отведенной для церкви территории. Все эти постройки, включая построенное в 1981 году помещение для крестильни, просфорной и конторы бухгалтера, сохранились до настоящего времени и продолжают функционировать по назначению.

При настоятельстве протоиерея Василия Загребы, в период с 1978 по 1988 годы, в храме были проведены масштабные реставрационные работы, такие как капитальный ремонт внутреннего помещения храма. Внутри заменили полы, окна и двери. В 1979 году перекрыли крышу, притворов и алтаря, обложили кирпичом притвор. В 1981 году на территории храма было построено кирпичное здание причта, в 1983 году появилась новая железная ограда вокруг храма. В 1988 году в здание причта был проведен газ и пристроена пономарка к алтарю. Очередной ремонт Покровской церкви и развитие внутренней жизни прихода начались при настоятеле священнике Романе Мясникове (назначен настоятелем в 2002 году). В 2003 году был изготовлен новый иконостас с иконами. В 2005 году была построена и освящена колокольня, перекрыта центральная часть храма и установлены купола.

Пути Господни неисповедимы

В жизни никогда и ничего не происходит просто так. Творец обязательно укажет путь, по которому необходимо пройти человеку, чтобы достичь определенной цели. Порой мы даже и не подозреваем, как может поменяться наше мировоззрение по происшествию некоторого времени. Однако если есть внутренний стержень и жизненная позиция любой человек преодолеет все преграды.

Отец Николай продолжает рассказ. Он родился 12 мая 1969 года в селе Александровка Азовского района, в семье верующих родителей. Папа, участник ВОВ, прошел от Сталинграда до Германии и после войны отслужил еще 5 лет. Мама принимала участие в восстановлении народного хозяйства. После войны отец работал в райисполкоме и даже дослужился до заведующего общим отделом. Но в 60-е годы, во времена правления Хрущева, началось новое наступление воинствующего атеизма. Это сказалось на дальнейшей судьбе нашей семьи. За веру отец был уволен, несколько месяцев ему не давали возможности устроиться на работу. Нашу семью даже хотели выслать из района. Это было страшное время. Родителей высмеивали на доске позора, а моих старших сестер унижали ровесники за веру в Бога. Я был младший в семье и меня то время почти не коснулось. А вот отцу досталось больше всего. Даже родственники от него отвернулись. Он противостоял внешнему давлению по всем фронтам. В тот момент мама была для папы самым надежным помощником и опорой. Слава Богу, времена начали меняться.

В 1986 году я окончил среднюю общеобразовательную школу. До армии год проработал на Азовском оптико-механическом заводе. Срочную службу проходил при военном училище в батальоне обеспечения учебного процесса. Многие мои сослуживцы были убеждены в том, что «…жизнь это книга, а армия это две страницы, вырванные на самом интересном месте». С этим высказыванием я в корне не согласен. И вот почему.

До службы в армии я занимался спортом, тренировался в ДЮСШ, имел спортивные разряды по футболу, легкой атлетике. Все это хорошо, однако армия для меня стала основной школой мужества, закалки, ответственности, выносливости. Благодаря усилиям мне было присвоено звание старшего сержанта. Назначение на должность заместителя командира взвода еще больше повысило самооценку. После демобилизации я почувствовал себя настоящим мужчиной.

Жизнь в мирской жизни продолжилась. В 1989 году поступил в Ростовский государственный университет путей сообщения на вечерний факультет. Одновременно был принят в Ростовское среднее профессионально-техническое училище. Через год училище закончил и получил диплом слесаря-монтажника радиоэлектронной аппаратуры.

Сидеть на шее родителей не привык с детства. В 1990 году пошел работать на железнодорожную станцию Ростов-Товарный, получив сразу должность дежурного по парку, а затем и дежурного по станции. Начальство и здесь оценило мои старания, предложив должность заместителя начальника по движению железнодорожной станции Ростов-Западный. Было нелегко, работа-учеба.

В 1992 году встретил свою половинку Наталию. Сразу женился, а в 1993 году у нас родилась первая дочь. В 1995 г. окончил Ростовский государственный университет путей сообщения. Жизнь может так бы и продолжалась. Работа, карьера, семья…

Внезапно заболел отец. Я последний в семье, поэтому на меня легла ответственность по уходу за родителями. Пришлось в корне поменять судьбу и переехать поближе к родным. На новом месте без работы не остался. Пригласили меня тогда на должность заведующего производством ООО «Вимм-Билль-Данн». Фирма тогда специализировалась на выпуске соков на Кулешовском заводе детского питания. Везде успевал, даже свой бизнес наладил. Круговерть мирской жизни все больше затягивала. Душой понимал, что все это не мое. Все чаще стал задумываться над тем, что перспективы и соблазны – это водоворот, из которого потом будет очень тяжело вырваться.

Отец Николай светлеет лицом: «Видно, Бог услышал тогда крик моей души и послал спасение. Познакомился я тогда с семьей священника Евгения Бабенцева, который начинал свое служение во вновь открываемом Преображенском храме села Александровка. Он часто останавливался в доме родителей, папа ему помогал с открытием храма и в алтаре. И если мои родители капали мне по капельке о Вере, о Боге, не принуждая, не заставляя, а только наставляя, то от общения с отцом Евгением, с его мамой — рабой Божией Валентиной (Царство ей Небесное) — это были уже ручьи и реки, после которых я все больше задумывался о своих жизненных ориентирах и принципах. Одновременно мы с супругой регулярно посещали Покровский храм села Кагальник. Здесь нас обвенчали и крестили нашего первенца. Тогда наконец-то пришло время моего окончательного определения во взглядах на жизнь.

Тяжкий труд и сила духа

Вскоре отец Сергий Бабенцев начал служить в Свято-Троицком храме. Я потянулся за ним и сменил приход села Кагальник на Азовский. Одновременно с этим принял самостоятельное решение узнать больше о Вере. Было закуплено много духовной литературы, которую мы по вечерам читали семейно. Вот так, по молитвам родителей и по милости Божией пришло решение посвятить себя пастырскому служению. Но это решение мне далось нелегко, так как я считал, что для такого ответственного служения мне придется много и долго учиться. Помимо этого возникали и другие вопросы. Как отнесутся к этому мои родители? Что скажет жена? Как продолжить учебу, чем завтра кормить семью? В конечном итоге я могу потерять друзей и привычный круг общения. Терзания душевные мучили и днем и ночью.

Бог меня и тут не оставил, направил. Первым делом я поговорил с женой. Она как истинно православная женщина с радостью поддержала и восприняла мое желание. Нас еще больше объединила Вера. И вдруг стало не страшно оставить работу и бизнес, который приносил немалые доходы. Родители восприняли новость с радостью, будто бы ждали этого всю жизнь. Так и решил: подойду к отцу Сергию, пусть он меня благословит поступать в семинарию. «На первое время средств хватит, а далее Господь управит». Но каково было мое удивление, когда вместо благословения на учебу в семинарию батюшка благословил на послушание в алтарь. Я еще подумал: «Что я там буду делать среди детворы». Тогда в алтаре помогало много деток возраста 8-12 лет. Однако благословение есть благословение. Вот так начались мои первые шаги к священническому сану.

В 1999 году я был назначен старшим алтарником и просфорником. Церковь стала вторым домом. Старался не пропускать ни одной службы, ни одного молебна. Появились новые друзья. Они помогали в алтаре и в выпечке просфоры. Вместо друзей пришли единомышленники, с которыми меня связала судьба. Двухтысячный год для меня был особенным, в этом году у нас с женой на Благовещение родилась вторая дочь. В это же время я вместе с единомышленниками поступил в Ростовское Духовное училище. Хочется сказать, что Духовное училище дало нам всем первоначальный фундамент, с которого началось служение Церкви. У нас во много раз возросла степень ответственности за свои слова, поступки, появилась дисциплина, готовность трудиться и достойно выполнять послушания.

Окончив в 2001 году Духовное училище, по благословению настоятеля храма отца Сергия, который стал на долгие годы духовным наставником и учителем, мы открыли при Свято-Троицком храме Духовно-просветительский молодежный центр. Руководителем и одновременно главредом приходской газеты «Азов православный» выбрали меня. С единомышленниками наладили ее выпуск. Это была новая не менее интересная веха в жизни. Вот часто вспоминают – армию, студенческие годы, а я чаще всего вспоминаю вот этот период, когда мы занимались миссионерством и молодежной деятельностью на приходе, более того, этот период можно назвать возрождением миссионерского служения в Азове.

Вот было так: постояли на службе и разбежались по домам, никакого общения, даже не знали, как друг дружку зовут. Поразмыслил над этим и возникло желание объединить молодежь. Это был 2001 год, приходилось ходить по храму и приглашать молодежь на собрание. Оно состоялось. Всеобщим решением было принято открыть при храме Духовно-просветительский молодежный центр. Он объединил примерно сорок молодых людей, большая часть из которых была с высшим образованием.

Мы организовывали благотворительные концерты духовно-хоровой музыки в Азове. Это были концертные программы, впервые исполненные во Дворцах культуры, залы которых собирали аншлаги. Люди посещали наши выставки, лекции, круглые столы, спортивные мероприятия. Мы ходили в походы, собирали кружки и летние детские площадки, занимались с детьми рукоделием и ставили спектакли. Нами были организованы при храме курсы просфорников, через которые прошли и получили навыки выпечки просфор все алтарники, а также просфорники сельских приходов. Мы выпускали газету, печатали миссионерские листовки, разработали программу по открытию казачьих и военно-патриотических отрядов. Центр нас объединил, мы стали дружить семьями. Простые пацаны, прошедшие через наше движение, стали хорошими помощниками на своих приходах, многие в последующем поступили в семинарии и стали священниками. В 2002 году я поступил учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и окончил его в 2007 году. В этом же году, после продолжительной болезни, умерла моя мама, самый дорогой и любимый для меня человек. Родители для меня сыграли основную и огромную роль в моем воспитании, они являются для меня незаменимым примером и авторитетом, а их мудрые советы всегда являлись для меня маятником в моей жизни. С 2004 по 2009 год окормлял Азовскую детскую исправительную колонию.

В 2004 году был рукоположен архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном в диакона и определен в Свято-Троицкий приход Азова, затем в 2005 году рукоположен во иерея и определен Указом Владыки клириком этого же храма. В дополнение к несомым послушаниям в 2007 году получил командировочное удостоверение на духовное и административно-хозяйственное окормление Покровского прихода села Порт-Катон. Затем еще три года осуществлял окормление общины храма-часовни святой благоверной царицы Тамары села Новомаргаритово, вплоть до 2012 года.

За время несения послушания в Покровском храме селе Порт-Катон была выполнена проектно-сметная документация на строительство нового храма, вместимостью 200 человек, проект разрабатывался с учетом строительства города «Азов-Сити» на 40000 человек. Строительство зоны планировалось на побережье Таганрогского залива Азовского моря между селом Порт-Катон с Ростовской стороны и хутором Молчановка с Кубанской стороны. Были оформлены документы на земельный участок площадью 3376 м² в безвозмездное срочное пользование для строительства храма. Написаны тринадцать икон для будущего храма. Но постановлением Правительства от 31 марта 2011 года Ростовская часть Азов-Сити была ликвидирована, план по строительству города отменен.

Окормление общины храма-часовни царицы Тамары в селе Новомаргаритово началось с момента, когда был заложен фундамент под строительство храма-часовни. Строительство продолжалось около года. Инициатором строительства стал герой социалистического труда, бывший генеральный директор завода Ростсельмаш Песков Юрий Александрович. Активное участие в строительстве принимали глава районной администрации В.Н. Бевзюк, меценаты — Ференчук Геннадий Петрович, Фрукалов Владимир Васильевич. В ноябре 2009 года храм-часовня была освящена Архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Богослужения совершались два раза в месяц и в праздники. Села находились на большом удалении от Азова и, отслужив Литургию в селе, мне нужно было спешить на службу в Троицкий храм Азова. Так в год выходило в общей сложности служб около ста пятидесяти. Сил хватало, видно, Господь не оставлял меня и испытывал…

Переплетение судеб

Священнослужители как солдаты. Куда назначили, туда и прибыл. Только солдаты охраняют рубежи Родины, а священники — Божьи границы. В декабре 2009 году отец Николай был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Кагальник, Азовского района. С тех пор много воды утекло и многое изменилось в лучшую сторону. Начальный путь был нелегким. Пришлось приложить немало усилий для восстановления храма:

— Указ о назначении настоятелем Покровского храма села Кагальник я получил неожиданно, для меня это место много значит, как уже говорилось ранее, в этот храм я проходил 23 года, и в этом храме пономарил мой дедушка, прихожанами этого храма были мои родители и мои старшие сестры — вся моя семья. Вот так судьба храма и моя судьба переплелись воедино.

В годы духовного вакуума Покровский храм села Кагальник был уголком неба на Земле, люди на богослужение съезжались со всего Азовского района. Так как в Азовском районе он был единственно действующим храмом вплоть до конца 80-х годов. В моей памяти остались битком забитые автобусы, курсирующие от Азова до Кагальника. С открытием храмов в селах Кулешовка, Займо-Обрыв и в самом Азове прихожан заметно убавилось.

Отец Николай щурит глаза, скрывая улыбку: первое мое знакомство с храмом, после назначения, запомнилось тем, что на встрече с прихожанами было много услышано нелестного в отношении перемен, связанных со сменой настоятеля. Но в глубине души я их понимал, священник, отслуживший восемь лет на приходе, все к нему привыкли, полюбили, отец Роман в меру своих сил занимался восстановлением храма, и тут раз, новый настоятель. Для многих это был удар. Потом я узнал, что в основном недовольство проявляли те, кто и в храм ходил один, два раза в год. Для меня, моей семьи это было очень трудное время. Но нужно было налаживать контакт с населением и даже с теми, кто в храм ходит только по большим праздникам. Для Бога, так же как и для батюшки, все люди равны. Все неразумные дети, к которым нужно относиться с любовью, все объяснять.

Первая моя служба, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, запомнилась тем, что вечером накануне залили в систему отопления десять ведер воды, утром приходим на службу, а в отоплении воды нет, вода ушла непонятно куда, а в храме минусовая температура. Утром залили вновь -к вечеру опять пусто. На датчике девяносто градусов, а в храме ниже нуля, вода замерзает в алтаре. Дальнейшее исследование состояния здания храма не принесло оптимизма. Вот только некоторые проблемы: алтарь в аварийном состоянии, пошел грибок по стенам, проводка вот-вот замкнет, того и гляди храм опять сгорит, дыры в стенах, сквозняки, холодина в храме, сгнившие киоты на иконах. А впереди зима. У меня тогда руки опустились, плюс еще и гайморит заработал…


Тяжелый труд и испытание Верой

Ничего не поделаешь. Нужно было налаживать приходскую жизнь, приводить в соответствии с богослужебным уставом службы, заниматься капитальным ремонтом храма. Для этого снова нужно было искать помощников, собирать команду. На селе труднее привлекать жителей для приходской жизни. Селяне постоянно заняты работой, все думают о хлебе насущном. Большая часть взрослого населения трудится в городе. Уезжают рано утром и возвращаются поздним вечером уставшие. Основная масса деревенской молодежи также находится за пределами села. Парни и девушки едут в город за знаниями. Многие остаются там жить и работать навсегда. Некоторые возвращаются к своим истокам в более позднем возрасте. Вот и получается, что помощь людей из города — важнейший ресурс для сельского священника. Изначально я не хотел перетягивать из городских храмов друзей, своих духовных чад, с которыми многие годы занимался миссионерством и молодежной деятельностью, дабы не оголять те приходы. Поэтому пришлось искать помощников среди местного населения и среди близких людей. Первой стала моя матушка. В храм стали приходить люди, которые впоследствии оказались моей верной опорой.

Потихоньку, общими усилиями, дошло время до капитального ремонта храма. Денег всегда не хватает, а когда их нет совсем – это еще тяжелее. Обратился к местным предпринимателям. А те в ответ только посочувствовали. Делать нечего, взяли с матушкой кредит и первым делом поменяли проводку с учетом последующих нагрузок. Потом отремонтировали класс воскресной школы, принялись за передел системы отопления. Закупили новые котлы, смонтировали систему отопления в котельной. Более масштабные работы мы с моей паствой начали проводить с весны. Работали все. Женщины и мужчины трудились, каждый по своим силам.

Символично: весной природа возрождается и храм начал возрождаться. Сначала в центральной части храма демонтировали пол, отбили штукатурку, залили армированную плиту. Мои друзья откликнулись и оказали существенную финансовую помощь в ремонте. Мы демонтировали алтарь, пределы, которые находились в аварийном состоянии, заложили фундамент и пристроили новую алтарную часть храма и правый придел храма общей площадью 100 м². Выполнили работы по утеплению и монтажу крыши в алтарной части, правом и левом приделе храма общей площадью 138 м². Утеплили крышу центральной части храма, установили вытяжки в чердачное помещение, смонтировали теплые полы площадью 357 м². Центральную часть храма изнутри и наружи стянули металлом, стены укрепили сеткой. Фундамент и цоколь центральной части храма находился в плачевном состоянии, поэтому мы принялись за работы по укреплению фундамента храма, объем бетонных работ тогда составил 45 м³. Уложили на пол 350 м² кафельной плитки. Вставили новые пластиковые окна и двери. Выполнили своды потолков в храме и алтаре. Оштукатурили и окрасили весь храм изнутри. В общей сложности где-то около 761 м². Привожу все в цифрах, так как они засели в голову.

Еще один момент, о котором хотелось упомянуть. Когда были возведены стены алтаря, крышу не успели в зиму изготовить. Тогда из гипсокартона мы придумали и смастерили небольшой алтарь, в котором всю зиму и прослужили. На службах грелись газовой горелкой, так как температура на улице и в алтаре особо не отличалась. Погреешь руки у самодельного очага и опять к престолу. Для меня это была вторая зима, когда богослужения проходили в холоде. А вот для прихожан мы успели смонтировать теплый пол в храме. Вот так и получалось, что люди в тепле, им даже жарко. А мои помощники в алтаре замерзают, даже горелка не спасает.

Сейчас это все в прошлом, а вот забывается с трудом. Особенно переживал, когда нужно было рассчитываться с рабочими. Касса пустая, а день расплаты пришел. Держался тогда только духом Веры. В такие моменты вспоминал своего наставника отца Сергия Бабенцева. Ему тоже было нелегко, когда шли работы в Азовском храме, он со мной делился трудностями: «Надо ехать за куполами, а денег нет, если не приедем, то они отдадут их другим…». В те времена я думал про себя: «Чтобы я когда-нибудь в долг что-то делал. Никогда!». А вот как пришло мое время, так и самому довелось в долги влезать. Однако Господь милостив. Он посылает испытания, он и помогает их преодолевать. Некоторые моменты кроме как чудом и не назовешь. Сколько раз добрые люди жертвовали на храм именно ту сумму, которая требовалась для расчета. И ни копейки больше! Вот так!

Но многое еще нужно выполнить. В будущем оштукатурить внешнюю часть храма, а это около 800 м². Залить отмостку вокруг храма, положить поребрик и тротуарную плитку, установить новый забор, облагородить территорию. А еще в планах стоит цель построить новый причтовый дом, со столовой, учебными классами…


Храм – это обитель духовных ценностей

Необходимо отметить, что качество проводимой работы зависит не от материального стимула, а в большей степени от горения и любви к Богу и людям. Священник должен быть сам примером и вдохновителем, силой, которая должна привлекать и объединять людей вокруг прихода своим ревностным горением, светом и теплом. Поэтому начиная создавать общину, мы не обошли вниманием пожилых прихожан, которые на протяжении многих лет трудились на приходе. Они в первую очередь, продолжили получать послушания и выполняли их по мере своих сил. Уделяя большое значение проповеди, мы с помощниками стали развивать свои собственные информационные ресурсы, выпуская ежемесячную приходскую газету «Кагальник православный», а также многочисленные миссионерские листовки. Так мы пытались донести до своей паствы и до людей, которые только делают первые шаги к Вере, евангельские истины.

И это был правильный шаг. Необходимость Евангельской проповеди в селе ощущалось очень остро. Десятилетия безбожной идеологии наложили свой отпечаток: подавляющее большинство прихожан, даже ходившие в храм несколько лет, мало что знали о православии. Поэтому приходилось проводить беседы с прихожанами, изучать катехизис. С 2010 года мы стали проводить полный рекомендуемый курс огласительных бесед перед Таинством Крещения и Таинством Венчания, это, конечно, существенно повлияло на количество крещаемых и венчаемых, но те, кто приходил креститься и проходил огласительные беседы со своими младенцами, стали постоянными прихожанами.

А как же иначе? Семья — это основа нравственного воспитания, именно воспитания, а уже затем образования. Основы нравственности или безнравственности закладываются в человека в раннем детстве. Ребенок, почти еще ничего не понимающий, впитывает те стереотипы поведения, которые он наблюдает в окружающих его близких людях. Поэтому ключевую роль в формировании нравственного стержня ребенка играет личный пример жизни родителей и воспитателей. Родители для ребенка являются эталоном поведения, и для него будет правильным и добрым такой образ действий по отношению к различным жизненным ситуациям и к людям, какой он усвоил от родителей, независимо от того, добрый он или злой на самом деле. Это положение можно подтвердить идеями великого философа, правоведа, политического мыслителя Ивана Александровича Ильина, который считал: «что выйдет из человека в его дальнейшей жизни определяется в его детстве и притом самим этим детством».

Это высказывание особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и семье человек учится от природы — любить, из любви и от любви страдать и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего. Поэтому семья является естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования.

Вот и у нас на приходе этому уделяется особое внимание. Огласительные беседы, да и просто общение с родителями, дает свои результаты, привлекаются родители к церковным акциям, к проведению благотворительных мероприятий, к организации походов и паломнических поездок для детей и молодежи. Ежегодной традицией в рамках празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских у нас стала организация и проведение храмом праздничного мероприятия, посвященного Дню семьи, любви и верности. Это новая площадка для семейного общения, где в праздничных мероприятиях ежегодно принимает участие около двадцати православных семей, а сам праздник собирает около двух тысяч гостей. Праздник стал для жителей Кагальника вторым после престольного и самым любимым праздником села.

Еще один важный момент, о котором хотелось бы рассказать, это богослужение. Православное богослужение как в пределах одной службы, так и целого круга – суточного, седмичного и годичного – служит восхождению человеческой души к Богу. В нем проявляется вся сила любви к Церкви и личного благочестия верующего человека. Поэтому первая задача, которая стояла на повестке дня — привести совершение богослужений в соответствие с требованием богослужебного Устава. Была закуплена новая церковно-богослужебная литература, которая частично просто отсутствовала, был приглашен новый уставщик, регент хора. Столкнулись мы с тем, что тот, кто ранее читал на клиросе, читал с ошибками, изменял окончания и не придерживался ударений, поэтому пришлось обучать чтению. Благодаря этому у нас в течение первого года на клиросе появилась молодежь. Был организован профессиональный церковный хор, который вот уже в течение четырех лет приумножает богатство и красоту церковных богослужений, что способствует погружению верующего человека в молитвенное переживание веры. Было закуплено все новое в алтарь, начиная от кадила, заканчивая хоругвями, в том числе мебель, заказан новый престол и жертвенник, облачения. Написали восемнадцать новых икон, старые иконы постепенно реставрируем. Заказали и повесили пять паникадил в храме.

Не осталась без внимания и воскресная школа, которая была расширена, приглашены новые преподаватели, организован набор учащихся. Педагоги были направлены для обучения в Духовную семинарию на богословские курсы. В воскресной школе стали дети с интересом заниматься церковной музыкой. У нас занимательно проходит подготовка к Рождественским и Пасхальным праздникам – ребята соучаствуют, сопереживают происходящим событиям, больше общаются друг с другом. Дети с концертными программами выступают в школе, в детских садах, где для малышей ставятся Рождественские и Пасхальные спектакли. А сколько у нас было увлекательных походов с рюкзаком за спиной, сколько паломнических поездок! Мы стали открывать разнообразные кружки, был даже кулинарный кружок, где дети после школы учились кулинарному искусству. Участвовало в мероприятии почти двадцать учащихся. Как-то захожу на кухню, а там группа мальчишек в возрасте 14-16 лет в фартуках месят тесто. Спрашиваю: Вы что готовите? А они в ответ: Мы решили Вас угостить пирожками.

Очень часто дети после школы заходят к нам в храм. Они знают, что их накормят, угостят сладостями. Очень многое зависит от ответственного «дежурного» по храму, который может исполнять благословение добросовестно или нет. Оценку такой деятельности дают сами дети, к грубому или ленивому дежурному они ходить не будут, вот почему важную роль играет тщательный отбор помощников.

Как-то получилось, что я случайно познакомился с директором областного образовательного центра военно-патриотической направленности «Школа спасателей» П.В. Романченко. В результате знакомства и по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона на базе воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Кагальник в январе 2010 года был создан класс юных спасателей «Православный витязь». Такое мероприятие было согласовано с областным центром в рамках государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В 2010 году в классе спасателей обучалось 13 человек. В 2011 году количество обучающихся увеличилось до 38 человек. В связи с этим класс спасателей «Православный витязь» был переименован в Духовно-просветительский патриотический центр «Православный витязь». В настоящее время в центре «Православный витязь» проходят обучение более 85 юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет. Главной целью обучения и деятельности курсантов школы является формирование полноценной духовно богатой личности гражданина и патриота во всесторонней готовности к служению ближним.

Дело в том, что для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним. Поэтому христианин-патриот должен любить свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Поэтому для православного христианина выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному. Расскажу об одном случае, было это во время снежных заносов, когда снег выпал в размере месячной нормы и мороз достигал 30 градусов. В это самое время у нас в Кагальнике были огромные проблемы с доставкой продуктов в магазины из города по причине заносов на автодорогах, улицы были не чищены. В этот период дети центра «Православный витязь» вышли на борьбу со снежной стихией, они расчищали тротуары, освобождали от снега подходы к сельской поликлинике, разносили хлеб одиноким прихожанам и расчищали выходы из домов. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера. Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание детей и молодежи становится приоритетным направлением всей нашей деятельности. Церковь ищет молодежь, стремится оградить ее от губительного влияния мирских соблазнов, привлечь к созидательной деятельности, мы разрабатываем и предлагаем новые программы и проекты участия самой молодежи в осуществлении социальных, творческих, спортивных, историко-патриотических и иных программ.

Религиозная сторона патриотизма в русском его проявлении должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего государства. В силу этого любовь к отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью. Поэтому в патриотическом воспитании мы используем тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь. Особое внимание в организации образовательного процесса уделяем блоку вопросов духовно-нравственного воспитания, в который входит обязательное посещение курсантами воскресной школы храма. Для нас важно, чтобы молодой человек ясно понимал: все, чего он ожидает от жизни, может быть реализовано только в условиях нравственного, а потому жизнеспособного общества, мы также надеемся, что через детей придут в Церковь и их родители.

Вместо заключения, на правах автора и жителя села Кагальник, хочу добавить, что отец Николай для кагальничан является удивительным человеком и служит наглядным примером. Он успевает везде. Работает с молодежью, творит добрые дела. Кстати сказать, с 2010 года наш деревенский священник является членом районной Комиссии по делам несовершеннолетних, членом консультативного совета по межэтническим отношениям и антинаркотической Комиссии при Главе Азовского района, а с 2014 года членом Общественного совета для оценки качества работы муниципальных учреждений Азовского района. Кроме общественной работы, он повышает свой профессиональный уровень. Закончил профессиональную подготовку по программе «Менеджер социальной сферы». В любое время отец Николай открыт для общения. Всегда подскажет и даст нужный совет. Для многих из нас он является настоящим духовным наставником. Иной раз в Кагальницком храме «яблоку негде упасть». Сколько людей из города приезжает на службу в нашу церковь!

Лариса Чигвенцева, член союза журналистов РФ

84 просмотра
  • Афон
  • Афон
  • Афон