Новости Екатеринбургской митрополии

18 Марта 2015

Екатеринбург, 17 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Семинар по теме «Святость и святые христианской Церкви» прошел для преподавателей основ православной культуры, а также модуля религиозных культур и светской этики Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

Работа собрания строилась вокруг таких вопросов: что же такое святость? В чем состоит основная сущность понятия? И каким образом сочетаются праведность и святость? На эти и другие вопросы ответил в своем докладе преподаватель ЕПДС, специалист отдела образования Екатеринбургской епархии Дмитрий Осипов. Он рассказал, что первичное значение понятия святости (ивр. kadosh, греч. agios) выражало принадлежность того или иного объекта Божеству, то есть сфере культа: «Святыми будут считаться пища, строения, предметы, животные, люди, которые принимают участие в ритуале. Такое понимание святости присутствует практически во всех древних религиях, в том числе сохранилось и в христианстве».

В ветхозаветной традиции святым (то есть избранным, посвященным Богу) становится целый народ, с которым Бог вступил в завет. В Новом Завете святость - это свойство Церкви Христовой, и все верующие в Иисуса Христа, принадлежащие Его Царству, именуются святыми. И это понимание ярко выражено в православной литургии, когда священник перед причастием делает возглас «Святая Святым!», что предполагает святость всех участвующих в литургии - принадлежащих Богу во Христе.

Вместе с этим в православной традиции святость неразрывно связана с понятием праведности. Чтобы пребывать в завете с Богом и наследовать его благословение, как народ, так и отдельный человек должны следовать Божьему Закону, заповедям, то есть быть праведными. Сущность евангельского учения о праведности представлена в Нагорной проповеди (Мф.5-7), в «Заповедях Блаженств». Для обычного человека понятие Рая связано с наслаждением, удовольствием, но это понимание примитивно. По определению христианской антропологии, человек создан для блаженства (то есть для счастья), он, можно сказать, обязан быть счастливым. Вот почему заповеди Евангелия называются «заповеди блаженств». Господь для того и пришел на землю, чтобы человек поднялся «на небо» – чтобы своей христианской жизнью стал высок. И если человек соблюдает заповеди Евангелия, он соблюдает заповеди счастья. Показательна история Адама: после согрешения он остался человеком, но его дух был утрачен, он потерял Бога, то есть смысл жизни, и его душа пришла в смятение. А это ад на земле – когда благодаря душевному смятению человек не знает, к чему стремиться. Это полное смятение психологи называют «экзистенциальный вакуум», что означает полное отсутствие каких-либо жизненных ориентиров. Цепляешься за одно, за другое, за третье, а оно разрушается…И вот Христос приходит на землю и дает Заповеди. Они не тяжелы, они – благо, ведь тот, кто «кроток и смирен сердцем», найдет душевный покой («ибо иго мое благо и бремя мое легко есть», - сказал Иисус).

Когда человек живет по заповедям, у него наступает действительно райская жизнь – его все радует, потому что если в сердце Рай – то все вокруг Рай. А если в сердце пустота – то и вокруг он видит одну пустоту, так устроен мир человека. Вот почему монахи – счастливейшие люди. В монастыре человек имеет возможность жить по заповедям, его ничто не смущает, никто не притесняет – можно делать все, что для тебя важно: служить, любить, молиться так, как ты хочешь, изучать святоотеческие труды так, как ты хочешь. («Полный духовный эксперимент!», как сказал наместник Свято-Косьминской пустыни игумен Петр (Мажетов). И тогда человек испытывает полноту бытия.

С самого начала христианства Церковь рассматривает жизнь людей, осуществивших эту праведность, не просто как чей-то личный путь к Богу, но как «свет миру» - высшую форму свидетельства о Царстве Божием перед миром, которое заповедал Своим ученикам совершать Иисус Христос (Деян.1:8). Вот почему Церковь придает такое значение памяти о святых - это свидетельство о жизни вечной и победе Христа над смертью. Церковь создает житие святого, складывает песнопения в его честь, пишется икона, в литургическом календаре выделяются дни памяти, святому посвящаются храмы и престолы, в его честь даются имена детям. Именно в святых выражаются самые лучшие и высокие нравственные качества народа, на их примере воспитываются поколения. Обо всем этом говорилось в первой части семинара.

На второй части педагогического собрания методист сектора ОПК Анастасия Москалева предложила участникам готовые разработки. Педагоги обсудили методы его использования на уроке и сообща нашли лучшие решения. Учителя отметили высокую ценность представленных методических материалов.