Новости Екатеринбургской митрополии

7 Февраля 2017

«Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (святитель Василий Великий).

Моисей во время получения скрижалей и заповедей Синайского Завета, 40 дней «хлеба не ел и воды не пил» (судя по всему, этот пост сразу повторился, после того как Моисей, сойдя с горы и увидев грех идолопоклонства Израиля, разбил скрижали и снова вернулся на 40 дней на гору, чтобы ходатайствовать за народ и получить новые скрижали Завета).

Иоанн Креститель всю жизнь провел как аскет-постник, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и акридами.

Иисус Христос постился (ничего не ел) 40 дней во время его искушения в пустыне.

Святой Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, «шесть дней не вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во все время своего святительства».

Святой Северин «сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и тем не менее лицо его всегда сияло тихой радостью».

Что же такое пост? Это древняя религиозная традиция временного воздержания от пищи и питья (полностью или частично). В христианстве – наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве Причастия, форма религиозного аскетизма. Различаются разные виды постов. Телесный пост – ограничение в пище; душевный пост – ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост – борьба со своими «телесными похотями», период особо напряженной молитвы.

Самое главное – осознать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже, наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности.

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (святитель Иоанн Златоуст).

Пост – не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и поду-мать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты соблюдаются в Православии и исламе, наиболее древним считается пятничное соблюдение поста.

Значение поста

Пост в христианстве имеет огромное значение и применяется для достижения различных целей.

Покаяние. Практика покаяния через пост известна еще с ветхозаветных времен. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе.

Прошение. Пост применялся ради прошения Бога о чем-то. В Книге Деяний, например, описывается, как постились путешественники, попавшие в бурю (причем и христиане, и язычники), и рассказывается об этом как о совершенно очевидном поступке, не требующем особых пояснений. Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога:

«И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12, 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9, 3); «И так мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8, 23).

Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает особую силу, когда человек, молясь, приносит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Пост крещаемых и за них. В Древней Церкви Крещение новых членов было делом всей общины и совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь – на Пасху. За какое-то время до Крещения новообращенные постились. Молились за них и постились и все члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.

Пример Иисуса Христа. Еще одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Иисусу, который постился в пустыне 40 дней. Церковь справедливо рассудила, что, если безгрешный Христос счел нужным поститься, тем более это нужно делать грешным членам Церкви.

Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времен. Уже в Дидахе, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года как в дни, связанные с крестными страданиями Спасителя. С течением времени Восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в римско-католической практике остался один день – пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (воспоминание о крестных муках Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.

Аскетический пост. Еще одно значение поста – аскетическое, то есть пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т.д.

Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы лучше подготовиться к встрече.

Пост у ранних христиан

Для ранних христиан главное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день – вечером, воздерживаться от вина, всего сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Кто-то из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, сказав, что еще не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 часов утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе, то есть Великий пост, который Церковь соблюдала в память страданий Иисуса Христа, прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених... тогда будут поститься» (Мф. 9, 15).

Прочие посты тогда были произвольными: пост в среду и пятницу каждой седмицы, подобно Великому посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пятницу Он умер.

Судя по всему, в апостольские времена Воскресение Христово праздновалось не ежегодно, а еженедельно. То есть воскресная Литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу – крестную смерть Христа. Обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно, и поначалу ему предшествовал короткий (недельный), но очень строгий предпасхальный пост. Но уже в 331 году святой Афанасий Великий в своих «Праздничных посланиях» предписал своей пастве соблюдать «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок (календарных) дней и заканчивающуюся периодом строгого поста – Страстной неделей (которую он назвал «святой седмицей великого праздника Пасхи»), Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом сыграли, скорее всего, примеры Моисея, Илии и Христа, но возможно также, что имелись в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к Крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

Великий пост в наши дни

Как бы то ни было, в наше время Великий пост перед Пасхой – один из самых главных и продолжительных постов в христианстве. Он называется Великим не только по причине его духовной значимости, но и из-за продолжительности – 48 дней. Великий пост последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы. Великий пост знаменует покаяние человека за прегрешения, стремление к обретению духовности. Что такое покаяние? Зачем оно нам нужно? В суете повседневной жизни мы не успеваем об этом задуматься и наивно считаем, что пост – это набор ритуалов и ограничений, что вполне достаточно всего лишь воздерживаться от мяса и лишних развлечений. Некоторые, правда, знают, что нужно пойти исповедоваться, получить от священника отпущение грехов, причаститься. Они это делают, с облегчением полагая, что после таких несложных усилий все в их жизни будет в порядке, по крайней мере до следующего года.

Но ведь недаром Церковь специально определила эти семь недель, посвященных покаянию, недаром зовет к длительному и усиленному духовному подвигу. За это время каждый человек должен научиться пересмотреть свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменить. Сможем ли мы это сделать? Нужно ли это нам?

Понятно, что современный мир разительно отличается от того, в котором жили люди, создавшие эти правила, стихиры, каноны, установившие эти богослужения, их порядок и Устав. Естественно также, что большинство верующих не имеет возможности ежедневно посещать великопостные богослужения, как того требует Церковь. Но как бы ни отличались условия, как бы реальны ни были трудности и препятствия, которые создает унылая повседневность, любому человеку под силу их преодолеть, если он хочет пройти духовный путь покаяния. Лучший и самый легкий способ сделать это – пойти в церковь, чтобы не только прослушать Евангельские чтения, но и сопоставить их со своей жизнью, своим семейным положением, своими профессиональными обязанностями, своей заботой о материальной стороне бытия, своим отношением к людям, которые живут рядом.

Правила великого поста

– Христианин всегда, а тем более в дни поста, должен сохранять свою душу в мире и покое. Начните пост с Исповеди и Причастия. Когда вы это сделаете, то поймете, что означает понятие «душевное облегчение». Если в течение года причащаетесь редко, то в пост обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как советует духовник (или священник вашего храма).

– Конечно, нужно обязательно молиться и утром, и вечером. Неплохо было бы взять за правило читать каждый день по несколько страниц из трудов святых отцов. Это очень важно для духовной жизни.

– Хорошо бы бывать в храме не реже раза в неделю. Обязательно придите в храм, когда там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского: на 1-й неделе поста – вечером с понедельника по четверг; на 5-й неделе поста – вечером в среду.

В пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери.

Найдите время, чтобы помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в пост по средам и пятницам). Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды).

– Решившись на пост, откажитесь от сквернословия, как бы сложно это ни было.

– Не таите обиды, не злитесь, не мстите, не завидуйте. Будьте честными перед людьми и самими собой. Боритесь с дурными мыслями и помыслами.

– Не отказывайте никому в помощи. Помогайте бескорыстно и искренне. Очень важно постараться сделать более действенной практическую сторону христианства, то есть служение людям. Еще до поста можно узнать, какие социальные программы есть в вашем приходе или в городе. Кто-то захочет раз в неделю посещать больных, кто-то сможет гулять с больными детьми из интерната, кто-то поможет собрать гуманитарный груз в тюрьму. Кто-то, не имея времени в этом поучаствовать лично, может на конкретный проект дать денег.

– Постарайтесь отказаться от праздников. Не стоит устраивать большие, шумные вечеринки, ходить в гости для пустого времяпрепровождения. Только не нужно путать развлечения и серьезные культурные мероприятия. Если кто-то хочет провести весь пост в полном воздержании от театров, музеев, телевизора – Бог ему в помощь. Но отнюдь не возбраняется посетить серьезную театральную постановку, выставку или посмотреть серьезную, заставляющую думать и пробуждающую высокие чувства телепередачу.

– Забудьте о вредных привычках. Это превосходный повод сделать шаг к здоровому, полноценному образу жизни и душевному спокойствию. В Великий пост недопустимо употребление спиртных напитков, также нужно отказаться от курения.

– Отложите на время телесные услады.