Новости Екатеринбургской митрополии

2 Июля 2011

Святитель Мефодий, живший в конце III века, был человеком ученым и благочестивым. Во время его епископствования шли споры по поводу учения Оригена о предсуществовании душ, злых духах, и многие увлекались тогда этим учением. Святитель немало потрудился, написал несколько поучений и сочинений, обличая заблуждение. За это он претерпел много бедствий и, наконец, принял мученическую смерть за веру Христову.

Священномученик оставил нам немало трудов. В одном своем сочинении, обличая недовольных своей участью, он пишет: “Роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов”.

Обратим внимание на эти слова святителя, ведь недовольство своей участью – общая болезнь человечества. Все люди никогда ничем не довольны. Например, бездетный желает иметь детей, а имеющий детей ропщет, что обременен семейством. И так во всем. Каждый считает свою долю слишком тяжелой, а если и не тяжелой, то все равно не такой, какой бы он хотел. Даже те, которые, по-видимому, обладают всеми земными благами и счастьем, все равно недовольны. И при этом свое недовольство не считают грехом.

Каковы же бывают причины недовольства? Первая причина - ненасытная и слабая воля. Александр Македонский завоевал почти всю Азию, однако не был удовлетворен, ему все было мало. Царь Соломон наслаждался всем, чего только мог пожелать, но и он не был доволен. Сильная воля всегда бы могла сказать недовольной душе: “Хватит тебе, замолчи и будь довольна!”.

Другая причина недовольства коренится в пристрастном сравнении себя с другими. Нам всегда кажется лучшим то положение, в котором находятся другие, и мы думаем, что были бы более счастливы в их положении. Но это, конечно, не так. Мы, зачастую, видим лишь успехи и преимущества жизни других людей, а их тревог и забот совсем не знаем и не задумываемся, достаточны ли будут наши силы, чтобы перенести их? К тому же, если мы повнимательней всмотримся в свою собственную жизнь, то увидим много таких удобств и преимуществ, которых лишены многие другие люди; мы увидим, что множество наших ближних живут гораздо хуже нас.

Итак, оставив свое неразумное и грешное недовольство, поищем средства для успокоения души и водворения в ней довольства своим положением. Во-первых, никогда не нужно сравнивать свою жизнь с жизнью более успешных и богатых людей. От этого неизбежно рождаются ропот и зависть. Во-вторых, нужно сознавать, что мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразные блага, которых мы, однако, не ценим, когда имеем. Неблагодарность Богу за Его благодеяния, слишком высокое мнение о себе – вот в чем корень недовольства своей участью. Если искореним эти два чувства, то всегда будем довольны и малым.

И, наконец, никогда нельзя забывать, что богатство, честь, слава, удовольствия и беспрестанные развлечения, которых ищет человек и, не найдя которых, завидует тем, кто ими окружен, вводят человека в весьма опасное состояние, направляют его на ту широкую дорогу, по которой можно прийти прямо к вечной погибели. Не будем же завидовать ничему, что в этом мире почитается за счастье, а будем довольны своим положением, своими трудами, скорбями, болезнями, которые легко могут привести нас в Царствие Небесное.