Новости Екатеринбургской митрополии

13 Июля 2011

Уважаемые господа! Братья и сестры!

Когда кто-либо впервые приезжает в Верхотурье, то в первую очередь он поражается величию и красоте соборов, богатству святынь в монастырях. Человек испытывает радость от того, что он сподобился прикоснуться к великим достижениям наших предков, к истории нашей православной веры.

Однако проходит малое время и приезжий видит, что далеко не все храмы сохранились в достойном виде, что некоторые из них так грубо перестроены, что в них и церковь узнаешь с трудом. Так получаем мы горький урок нашей недавней действительности, получаем понимание того, во что превращается самое лучшее и величественное, если к нему начинают относиться без должного почтения, если заботы одного дня начинают преобладать над традициями.

И наконец, если провести в Верхотурье достаточно много времени, то с болью начинаешь понимать, что за поруганием святынь, следовало еще более страшное – разрушению душ человеческих. Достаточно многие в этом уникальном городе безразличны к здешним святыням, и не понимают тех, кто стремится сюда, чтобы приобщиться к этому чуду. Еще больше тех, кто спокойно взирает разрушение отнятых у верующих храмов, на их продолжающееся поругание. Даже весть об осуществлении масштабной программы переустройства всей жизни Верхотурья и его окрестностей не воспринимается многими местными жителями, как дело, которое всех их касается.

Если мы присмотримся к истории и облику мест, где мы живем, то везде увидим нечто подобное. Просто в Верхотурье, эти контрасты виднее. Однако и в других городах и селах те, кто по копеечке копил средства для возведения величественных соборов, кто трудился на их строительстве, обустраивали всю свою жизнь так, чтобы она была приуготовлением к Царству Небесному, в Жизни Вечной. Потому их труды не смогло разрушить почти вековое лихолетие, пронесшееся над нашей страной в ХХ веке. А их наивные потомки попробовали устроить благоденствие на земле без Бога, жили сегодняшним днем – и чего они достигли?

Поэтому сегодня каждый из нас должен сделать выбор: как он будет жить, к чему стремиться, чьему примеру следовать. В особенности это касается молодежи. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отечески предостерегает нас: «Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневной жизни. Некогда подумать о своей жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле. Некогда духовно оценить все, что происходит сегодня с современным человеком, с самим собой, потому что все силы уходят на внешние обязательства — по работе, перед семьей, на множество других обязательств, которые человек выполняет.»

Мы видим, что социальные и идеологические перемены, болезненно и трудно совершающиеся в России, помимо бесспорно положительных результатов, сделали возможным действие очевидно разрушительных сил. Ослабленная связь с национальной и религиозной традицией сказалась в том, что именно молодежь более всего стала подвержена разлагающему воздействию новой прозападной морали потребления. Вместе с тем именно в молодежной среде, в силу присущего ей максимализма и обостренного чувства справедливости, в настоящее время усиливается неприятие заземленного обывательского строя жизни. Юношескому же возрасту присуще предельно взыскательное отношение к себе и к  миру,  стремление к самосовершенствованию и устроению действительности на началах добра и справедливости.

Именно здесь самая суть обсуждаемой ныне проблемы, о которой говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Попечительского Совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны "Духовный центр Урала"»: «Мы так и будем топтаться на одном месте, если не сдвинем с места тему нравственного состояния человеческой личности. Поэтому Церковь и говорит об этом все время, стараясь разбудить сознание людей; и то, что мы с вами собираемся делать, направлено, в первую очередь, на эту цель. Ведь можно построить, отреставрировать, позолотить, а народ туда не пойдет — и будет все стоять как мертвый памятник. Наша задача заключается в том, чтобы работа по восстановлению святынь сопровождалась внутренней работой каждого человека.»

Потому так важно, не только восстановить храмы Верхотурья, но и сделать православные приходы, которые будут действовать в этих домах Божиих, центрами и молитвы, и социального служения, и воспитания подрастающего поколения. Ибо для нас особо важны ныне слова апостольские: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "Ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.» (Иак. 2, 14-18)

Мы имеем опыт более чем десятилетней давности. Тогда перед празднованием 400-летия Верхотурья, было много сделано и для возрождения прославленных монастырей, и для светской жизни. Эти работы продолжались и в последующие годы. Однако сегодня мы видим, что лишь часть горожан с пользой для себя, для своих детей и близких используют открывшиеся возможности, но таких по-прежнему, к сожалению, не большинство. Ныне пришло время в корне изменить ситуацию, в том числе с помощью вас, собравшихся в этом зале.

Мы понимаем, что будущее нашего Отечества, во многом определяется тем, к чему стремится молодежь, как она представляет свой завтрашний день. Потому мы говорим о Верхотурье, не как о городе-музее, где можно узнать много интересного, но где очень трудно жить обычной жизнью, а как о городе будущего, где сохранены исторические традиции, но в котором есть и трудовая, и культурная, и общественная перспектива.

Воссоздание Верхотурья именно как города будущего, дает нам возможность опробовать те или иные проекты, чтобы потом внедрять их в других городах нашего региона, а может и всей страны. Мы начинаем именно с Верхотурья потому, что некогда этот город был форпостом освоения и преображения нашего уральского края, примером для других городов. Но важно, чтобы то, что происходит в этой духовной столице Урала, внедрялось повсеместно. И это зависит от каждого из собравшихся здесь.

Каждый из нас может вступить на этот путь созидания, которым следовали наши благочестивые предки. Известный подвижник нашего времени архимандрит Иоанн Крестьянкин так говорил об этом: «Не магически-чудесно входит человек к Богу, оставаясь чуждым на земле интересам Царствия Божия, не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо внешними поступками своими. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке. Мелкие хорошие поступки - это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно…»

Поэтому не будем приуменьшать свои возможности, свои силы. Мы имеем великое богатство – плодоносные традиции наших предков. И наш долг освоить это историческое знание, сделать его фундаментом строительства новой, будущей России.

Позвольте мне завершить свое выступление словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такую красоту нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это величие внешнее и красота являются видимыми знаками, отображавшими духовную силу наших благочестивых предков.» Я желаю всем участникам нашей сегодняшней встречи чтобы мы все отнесли каждый к себе это наставление Его Святейшества и через свои труды достигли той духовной высоты, о которой свидетельствуют нам созидатели славы Верхотурья.

+ВИКЕНТИЙ,
Архиепископ Екатеринбургский
и Верхотурский