Новости Екатеринбургской митрополии

В обители на Ганиной Яме отметили день рождения Великой княжны Ольги

18 Ноября 2022

В минувшую среду в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме почтили память Великой княжны Ольги Николаевны Романовой. Она родилась 16 ноября (3 ноября по старому стилю) 1895 года и стала первым ребенком в семье 27-летнего царя. Как свидетельствует запись в личном дневнике Николая II, рождение дочери принесло ему невероятную радость, а осознание долгожданного события – просто блаженное состояние.

От матери Ольга унаследовала царственную осанку и грацию, от отца — чисто русскую внешность. По свидетельствам современников, ее отличительными чертами были непосредственность, честность и врожденное чувство справедливости. Говорили, что своим характером Ольга больше других напоминала мать, которая в своих поступках и побуждениях неизменно отличалась искренностью и прямотой. Ольгу называли самой одаренной из царских детей, она обладала философским умом, а ее суждения отличались большой глубиной. Вера ее была глубокой.

Став старше, Ольга полюбила уединение, писала стихи, часто подолгу просиживала за книгой. Любимыми писателями были Чехов, Тургенев и Лесков. Она вела дневник и довольно большую переписку, была необыкновенно внимательна к людям и чутка к чужой беде. В часы, свободные от дел Великая княжна ездила верхом, могла пострелять в цель вместе с братом, играла на рояле и иногда пела. Самой близкой ее подругой была Маргарита Хитрово.

Арест Царской Семьи в марте 1917 года и последующие революционные события оказали на Ольгу Николаевну сильнейшее воздействие. После ареста у нее очень расшаталось здоровье, она часто болела, первой из сестер заразилась корью, которая перешла в тяжелую форму тифа и протекала при температуре 40,5°.

По воспоминаниям Софи Буксгевден, тревоги и волнение сильно изменили Ольгу: из нежной, красивой двадцатидвухлетней девушки она превратилась в увядшую и печальную женщину средних лет: «Она была единственной из Царевен, которая остро осознавала ту опасность, в которой находились ее родители». Переехав в дом Ипатьева, Ольга Николаевна, будучи прежде разговорчивой, очень обаятельной и веселой девушкой, теперь держалась отчужденно и печально. Охранники вспоминали, что «она была худая, бледная и выглядела больной. Она редко ходила на прогулки в сад и проводила большую часть времени рядом с братом».

Несмотря на всю горечь положения, привитые родителями вера и любовь ко всем людям научили Великую Княжну Ольгу прощать оскорбления, злодейства и издевательства тяжелых дней заключения, породили в ее юном сердце смирение и кроткую молитву за врагов. Впоследствии в доме Ипатьева нашли стихотворение Сергея Бехтеева, переписанное рукой Ольги Николаевны:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной.
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы —
Молиться кротко за врагов.