Новости Екатеринбургской митрополии

3 Ноября 2011

Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы и, наконец, объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного, сколько-нибудь замечательного в летописях отечественных, града, где бы не было видимого знамения благодатной Ее помощи.

Что значит многочисленные чудодейственные иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской источающие спасительную благодать всем, с верой притекающим к ним, как не явные знаки особенного благоволения Богоматери к нам, недостойным? И верные сыны России не напрасно во всех нуждах отечества, притекая в храмы с теплою молитвой, прославляют Царицу Небесную, усердную Заступницу свою...

1612-й и предыдущее года были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот, Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, - явилась помощь небесной Заступницы рода христианского. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступницы скоро явился вестник избавления – преподобный Сергий. “Ваши и наши молитвы услышаны, - сказал он в видении архиепископу Арсению, - предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость”. Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства.

Да будет благословен воспоминаемый ныне нами день этот в вечные роды для нас и для всего отечества нашего, и да будет благословенно предстательство и заступление Пресвятой Богоматери! “Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии! Аще бо Ты не предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто бы сохранил доныне свободны?” Поистине, достойно и праведно от глубины всей души и от всего сердца петь и величать Заступницу нашу Небесную, тем более, что Она не в ту только тяжкую годину отечества нашего явила себя покровительницею и защитницею отечества нашего, но всегда, как только оставляли предков наших силы и средства естественные, как только приближались они к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования свыше, Богоматерь, по пламенным молитвам их, являла дивную Свою помощь, так что история прошедшей судьбы отечества нашего есть вместе и летопись чудес, совершенных для него Материю Божией.

Да, братия, благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы.

О чем же мы должны молиться Богоматери, и какие у нас могут быть нужды? О, много, много у каждого у нас нужд, бедствий, скорбей, а еще более грехов: немощствует тело, немощствует же и душа наша от множества прегрешений: об избавлении от них и надлежит с сокрушенным сердцем и со слезами молиться всем нам.

Но, кроме нужд и грехов частных, есть у нас нужды и недуги общие, современные. Первый и самый тяжкий недуг в современном обществе – это есть оскудение веры и упадок нравственности. Предки наши сильны были верою и находили в ней спасение, отраду и утешение в годины испытаний. Слово Божие было главным и любимым предметом их занятий, а пребывание в церкви за богослужением – самою священною и непременною обязанностью. В нынешнее же время многие совершенно холодно и неохотно слушают то, что содержится в слове Божием, или вовсе не слушают этого небесного учения, не верят многому в нем и готовы сомневаться в самых явных чудесах и таинствах. От такого неверия – и пороки самые тяжкие считаются маловажными; священные же предания нарушаются безбоязненно, так что пост, свято хранимый нашими предками, остается ныне у многих известен только по имени, без исполнения. При таком оскудении и упадке веры и нравственности надлежит крепко молиться: «Заступнице усердная, приложи нам веру, уврачуй наши недуги общественные и спаси нас!»

Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, - затворяет небо от своевременного тепла и света, или от своевременного холода и снега, и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственного изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другие произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем – голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас!

К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносных язв и напрасных смертей. Мы нередко видим вокруг себя страшные болезни, поражающие старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: «Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносные язвы и напрасные смерти!». И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианского, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки! И что было бы с нами, если бы мы лишились Ее Матернего заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестью грехов наших, бед и скорбей.

Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. Она, Царица Небесная, готова выну ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Её предстательству с теплою и усердною молитвой, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим.

При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.