Новости Екатеринбургской митрополии

19 Августа 2014

Екатеринбург, 19 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Главным словом в торжествах по поводу этого двунадесятого праздники является слово «свет». Оно доминирует во всех молитвах, песнопениях, чтениях этого дня. «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный!». Двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы (двенадцать - от древнерусского "два на десяте" – важнейших после Пасхи церковных праздников).

Праздник Преображения Господня несет ощущение огромной радости. В мире темно, холодно, страшно. И этой тьмы не рассеивает физический свет – солнце, поскольку человеческая жизнь проходит в страданиях и одиночестве, неотвратимо стремится к смерти и к небытию. Как будто все обречено, все страдает и подчинено безнадежному закону зла и смерти.

И вот в мире является человек - смиренный, бездомный, не имеющий власти над людьми, никакого земного могущества. И он говорит людям о том, что царство тьмы, зла и смерти — не подлинная жизнь, это не тот мир, который создал Бог. Что зло, страдания и саму смерть можно и нужно победить. И что Он послан Богом, Отцом своим, чтобы спасти людей от страшного порабощения злу и смерти.

Люди забыли о своей подлинной природе и призвании. Но они должны знать и верить, что добро — сильнее зла, любовь — сильнее ненависти, а жизнь — сильнее смерти. Безусловно, Христос мог бы всем явить свою божественную силу и славу и заставить поверить в Себя. Но Он хочет от людей только свободной веры, свободной любви и свободного приятия.

Смысл евангельского события – в торжестве света, к которому призван человек. Христос знал, что в час его последней жертвы все в страхе его оставят, бросят. Но чтобы потом, позднее, когда уже все совершится, осталось в мире свидетельство о том, куда Он зовет людей, что Он нам предлагает — как дар, как жизнь и полноту смысла и радости, Он (тайно от мира и от людей) явил троим из своих учеников свою славу. Он явил им Божественный свет, пронизывающий весь мир и преображающий человека. Божественный свет, в котором все приобретает свой последний и вечный смысл.

Иисуса Христа все (и не только простой народ, но даже его ученики) считали прежде всего земным царем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы. Христос же своим Преображением приоткрыл ученикам знание о том, что Он является Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. И о том, что что близкие страдания – это не поражение и позор, а победа и слава, увенчанная Воскресением.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф. 17:1-13, Мк 9:2-13 и Лк. 9:28-36.