Новости Кубанской митрополии

24 Марта 2011

Вчера, 22:19

Региональному управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю исполнилось 8 лет. 14 марта региональном управлении состоялось торжественное собрание, посвященное годовщине. Его открыл начальник регионального управления генерал-лейтенант полиции Андрей Павлович Ведерников. В выступлении были очерчены итоги деятельности управления. Затем собравшиеся услышали многочисленные поздравления, приветствия, были вручены награды и цветы.

В торжестве принял участие Высокопреосвященнейший митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, который обратился к аудитории с приветственным словом (опубликовано ранее на нашем сайте).

Между Региональным управлением Федеральной службы Российской Федерации за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю и Екатеринодарской и Кубанской епархией в январе 2011 года подписано Соглашение о сотрудничестве.

Начальник УФСКН РФ по Краснодарскому краю генерал-лейтенант полиции Андрей Павлович Ведерников согласился побеседовать с сотрудниками епархиальной пресс-службы о том, как Церковь и государство могут противостоять одному из самых агрессивных зол современного мира – наркомании.

Встреча состоялась в ходе посещения главой управления прихода храма Рождества Христова. Настоятель храма протоиерей Александр Игнатов показал высокому гостю не только храм, но и Православную школу, и детский приют «Рождественский». А потом в кабинете настоятеля началась наша беседа.

– По данным мониторинга Государственного антинаркотического комитета, в России совокупный доход от наркоторговли – более 500 миллиардов в год. У государства нет возможности вкладывать в борьбу с наркотиками сопоставимые суммы. Возможно ли вообще противостоять этой беде? И как это происходит на территории Краснодарского края?

– Цифры, озвученные председателем Антинакортического комитета Виктором Александровичем Ивановым, действительно поражают: 100 тысяч в год умирает вследствие употребления наркотиков и 500 миллиардов рублей составляет доход наркодилеров. Это совокупный доход, который включает в себя и афганский наркотрафик, и то, что поставляют картели, и всякую иную «дурь», в том числе и российского производства. Нам нет необходимости соревноваться с ними по вкладыванию денег. Кстати сказать, начиная с 2004 по 2008 годы на программу по борьбе с наркотиками было затрачено 5,5 миллиардов рублей. Конечно, это несопоставимые цифры. Но, как я уже сказал, и нет нужды соревноваться. В соответствии со стратегией государственной антинаркотической политики (соответствующий Указ Президента РФ был подписан в июне 2010 года), главные цели: создание надежного заслона для поступления наркотиков, а также профилактическая работа, чтобы меньше было желающих употреблять наркотики. Достижение первой цели осуществляется правоохранительными органами, и это очень непростая задача, потому что в жажде тысячепроцентной прибыли наркоторговцы придумывают все новые пути. А вторая цель достигается путем воспитания подрастающего поколения, и здесь есть возможность для широкого сотрудничества с общественными и религиозными организациями.

Думаю, вторая цель сегодня приоритетна. Мне очень жалко наркоманов, это больные люди, жаль их близких. Есть разные методики лечения наркомании. Я даже встречал людей, которым удалось самим бросить наркотики. Но все равно это чрезвычайно трудно. Поэтому лучше воспитывать подрастающее поколение. И я очень благодарен Церкви, потому что воспитание духовности и есть такая профилактика. Здоровый организм всегда сопротивляется вирусам. И духовно здоровый человек не станет искать того, что разрушит его здоровье.

– Спасибо Вам за такое осознание проблемы. Действительно, наркомания – это проявление другой беды – бездуховности, культа потребления. Святейший Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию напомнил, что «Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа». Учитывает ли региональное управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков духовную составляющую проблемы? Расскажите о программе «Общественная приемная», которую вы начали в районах края.

– Когда мы начинали этот проект, мы руководствовались двумя принципами. Первый: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, чем живет сегодня человек на наших кубанских просторах. И второй: это будет достоверная информация, а не многократно отфильтрованная чиновниками, которые заботятся о том, как «правильно преподать» ее начальнику. Моя цель в общественной приемной – это посещение в первую очередь сельских поселений, встреча с людьми, которые там живут. И не только с руководителями муниципальных образований, но и с общественностью, с детьми в школах и их родителями. Когда я приезжаю туда, я вижу, что люди живут трудно. Страна в целом выходит из кризиса, но в отдаленных районах жизнь более тяжелая, чем в городах. И моя задача – помочь, подсказать, как в этих условиях не попасть в сети наркодельцов. Я не священник, я не могу давать духовных советов. Но я могу сделать выводы из полученной информации, направить своих подчиненных, подсказать главе администрации, доложить губернатору Краснодарского края о существовании проблем, и это не только проблемы, связанные непосредственно с наркоманией. Наркоманию вообще невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от всех остальных проблем. Это не остров посреди океана добрых дел. Вот почему моя задача – повстречаться с людьми, услышать их и помочь.

– Может ли Церковь каким-то образом влиться в этот проект? Какие шаги должно предпринять духовенство?

– Когда я посещаю районы края, то бываю не только в школах, спортивных центрах или библиотеках. Я и в церковь захожу. И мне всегда радостно видеть восстановленные храмы, разрушенные в годы советской власти, или заново строящиеся. Могу поделиться наблюдением: если в селе – именно в селе, а не в городе – строится храм, то это верный признак возрождения духовности, потому что там нет меценатов, храмы строят всем миром на свои средства. Во время подписания с Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором Соглашения о взаимодействии я оговорил, что центром воспитательной профилактической работы является антинаркотическая комиссия муниципального образования. А в оценке эффективности ее деятельности принимает участие духовенство. И мы, таким образом, будем иметь более объективную информацию.

Протоиерей Александр Игнатов:

– Я бы разделил работу по профилактике наркомании в зависимости от того, с кем мы будем работать, на три категории: с детьми, которые не знакомы с этими веществами; с теми, кто пробовал алкоголь и табакокурение, и, наконец, с теми, кто находится в наркозависимости, которых нужно лечить в стационарах. На мой взгляд чем больше мы уделим внимания первой категории в вопросах профилактики, тем меньше народу окажется в двух остальных. И здесь я совершенно солидарен с Вами, что нужно подключать все здоровые силы общества: образование, культуру, отделы семейной политики и, конечно же, Церковь. Я хочу напомнить слова Феофана Затворника: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен, – пишет он в письме своей духовной дочери. – Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить». Если детей учить тому, что у них есть дух, душа и тело, что кроме телесных потребностей существуют потребности души, что вред для тела может и душе нанести вред, о чем сегодня в школах говорится крайне мало, то они сами придут к выводу о вреде наркотиков.

Андрей Павлович Ведерников:

– Я совершенно с Вами согласен. Все это те капельки воспитания, которые сливаются воедино. Но у нас есть слабое звено, на которое мы должны обязательно обратить внимание. Это та категория, которая прежде называлась рабочей молодежью. То есть молодые люди, которые окончили школу, но не продолжили обучение в каких-либо учебных заведениях. Особенно если речь идет о подростках, покинувших школу после девятого класса. Пятнадцатилетний подросток, который хочет все попробовать и везде успеть. А влиять на него некому, кроме родителей, которые обычно загружены работой. Слишком мало мероприятий проводится – и не только на Кубани, это общее состояние по России – с такой вот неорганизованной молодежью. Еще уязвимая категория – это дети-сироты, воспитанники детских домов и интернатов. При всем том, что государство создает им хорошие материальные условия для их жизни, духовным воспитанием оно не занимается. И такие дети зачастую пробуют наркотики из любопытства.

– Работу по профилактике наркомании и реабилитации тех, кто решил выйти из болезненной зависимости, ведут многие общественные и религиозные организации. Иногда бывший наркоман попадает в еще более тяжелую зависимость от сект, которые используют в своей деятельности трансовые методики, эриксонианский гипноз и т. п. Существует ли какая-либо государственная регламентация деятельности по реабилитации наркозависимых?

– Да, зачастую бывшие наркоманы попадают в зависимость от религиозных сект. К сожалению, я вынужден констатировать, что если религиозная организация не провозглашает своей целью терроризм, или геноцид, или тому подобные цели, подпадающие под статьи Уголовного кодекса, ее деятельность не может быть ограничена. Не существует правовых форм для ее закрытия. Самый трудный момент – объяснить молодежи, где пролегает путь к истинной духовности. В традиционных религиях – веками сформированные жизненные ценности, в новых образования – порой, весьма сомнительные.

– И последний вопрос: какие шаги мы вместе должны предпринять в ближайшее время, чтобы усилить наше взаимодействие?

– Мы с владыкой Исидором подписали соглашение о взаимодействии, в котором обозначена необходимость совместной работы, определены общие цели. Это огромный шаг вперед. Здесь и готовность владыки, и моя решительность сыграли свою положительную роль. Теперь речь идет о наполнении этого документа, а следовательно, и деятельности, конкретным содержанием. Мы теперь должны посмотреть, что мы делали по отдельности, и что из этого мы можем сделать вместе. Я не хочу сейчас забегать вперед и озвучивать наши предложения, пока мы не согласовали их. Приведу лишь один пример. В прошлом году мы провели лагерь для 50 трудных подростков, где занимались с ними 25 дней. И сегодня я понимаю, что если бы у нас в этом лагере был священник, лагерь бы выиграл, потому что у ребят воспитывали бы не только физическую выносливость, но и силу духа.

В завершение скажу, что Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – это прежде всего силовая структура, ее цель – это оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в отношении притоносодержателей, наркосбытчиков, курьеров, доставляющих партии наркотиков. Будучи созданы как правоохранительный орган, мы профилактике и воспитанию уделяем не первоочередное место. У нас просто для этого нет нужных структур и сил. Поэтому будем работать вместе.

Вопросы задавала Марина ЧЕРКАШИНА


Статистика:

По данным краевого наркологического диспансера и Адыгейского республиканского наркодиспансера, общее количество лиц, находящихся под наблюдением наркологических учреждений, в текущем году составляет более 33,6 тыс. человек (2009 г. – 43943 человека, 2008 г. – 44845 человек), в том числе 18970 человек с синдромом зависимости от наркотических средств (2009 г. – 24109 человек, 2008 г. – 24669 человека) и 14 639 человек, употребляющих наркотики с вредными последствиями (2009 г. – 19734 человека, 2008 г. – 20176 человек). С начала года органами здравоохранения края и республики с впервые в жизни установленным диагнозом «наркомания» взято под наблюдение 274 человека (2009 г. – 861 человек, 2008 г. – 1594 человека). Снято с учета 5515 человек (2009 г. – 7671 человек, 2008 г. – 3 673 человека), в том числе 1049 – в связи с выздоровлением и 413 – в связи со смертью.

Фото АТ











Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии
<