Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
9 Декабря 2016

Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники Образовательных чтений!

Региональные Рождественские чтения - это знаменательное событие в жизни педагогического сообщества Ивановской области, площадка для обсуждения с представителями Русской Православной Церкви и педагогами региона важнейших вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Традиционно наш форум проводится вскоре после обращения Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации, и каждый из нас находит в этом обращении ключевые слова для движения вперед, организации работы в своей сфере деятельности.
Как отметил Президент, одной из характерных особенностей нашего времени является объедение граждан России вокруг патриотических ценностей, понимание того, что вместе мы обязательно преодолеем сложившиеся трудности. «Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней – вот что лежит в основе этого объединения», - отметил В.В. Путин.
Наступающий 2017 год – это год столетия Февральской и Октябрьской революций. Для педагогов и всех граждан страны это повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе революции в России, осмыслить причины трагедии России ХХ века. Как просто и глубоко сказано В.В. Путиным «… уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна».
Тема VI Рождественских Чтений напрямую связана с роковыми событиями начала прошлого века, его уроками для каждого человека, России, всего мира. И, конечно, неслучайно, и очень важно для нас, что эта тема поднята Русской православной церковью - основоположницей нравственных принципов и духовных начал.
Наступивший XXI век принес новые вызовы времени, тревоги и надежды, остро поставил перед нами вечные вопросы бытия - о добре и зле, о свободе и предопределении, о соотношении личного и общественного. «Рубеж тысячелетий, - подчеркивал Глава Русской Православной Церкви, - заставляет людей во всем мире задуматься о судьбах своих народов, о смысле человека и различных человеческих сообществ. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно повторял мысль о том, что «образование - это главная задача. Образовать человека - выявить в нем образ Божий». Именно об этом не раз говорил и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, подчеркивая, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.
Если оглянуться на нашу столетнюю историю, можно заметить, что несмотря на возникавшие политические проблемы, спады - подъемы в экономике страны, образование не просто шло вперед своим путем развития, но и успешно решало социальные проблемы. В первой половине XX века - борьба с безграмотностью, просвещение населения…Во второй половине XX века - обновление содержания образования, его методик и технологий, способов коммуникации обучаемых и обучающих. В начале XXI века образование вновь переживает периоды модернизации учебной базы, образовательных программ, педагогических технологий. Вместе с тем, образование как социальный институт всегда отражало социально-экономическое и духовно-нравственное состояние общества. Уверена, что все участники сегодняшних Чтений помнят, насколько в 90-е годы XX века обострились нравственные проблемы. Это время, когда наше государство лишилось официальной идеологии, заметно ослабли общепризнанные духовные ценности и традиции семейного воспитания. С девяностых годов в регионе, как и по всей стране, значительно сократилось число социально значимых объектов, которые являлись важным ресурсом в воспитании детей: почти в 2 раза уменьшилось количество школ и детских садов. Негативными тенденциями 90-х годов стали рост количества детей с алкогольной зависимостью и высокий уровень детской преступности: почти 13% преступлений от их общего количества совершалось несовершеннолетними. Начало 90-х годов совпадает с началом распространения в стране наркотиков и эпидемии ВИЧ – инфекции. Изменились ценностные ориентиры молодежи, для которой привлекательными стали культ денег, силы и вседозволенности. Школе нужно было противостоять этим вызовам времени.
Одной из задач развития образования в регионе стал поиск инновационных подходов в решении сложных воспитательных задач. В 2000-х годах в школах области появились региональные образовательные курсы не только обучающей, но и воспитательной направленности: «Основы православной культуры» и «Истоки». С 2005 года в учебные планы школ Ивановской области для учащихся 5-9-х классов были введены такие курсы регионального компонента «Краеведение», как «История», «Литература», «Экология», «Искусство».
Были разработаны и изданы учебник «Ивановский край в истории Отечества», рабочая тетрадь «Моя родословная», краеведческий «Дневник первоклассника». Расширилось взаимодействие школы с общественными и религиозными организациями.
Успешные результаты региональной образовательной политики достигаются благодаря совместным усилиям органов власти, педагогической общественности и Русской Православной Церкви. Сегодня наше сотрудничество только расширяется по многим направлениям.
В регионе реализуется межведомственная программа патриотического и духовно-нравственного воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе, а также аналогичные муниципальные программы. В муниципалитетах реализуются программы поддержки семейного воспитания, построенные на организации межведомственного взаимодействия с религиозными и общественными организациями.
Все образовательные программы школ Ивановской области в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов включают Программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся для 1-4 классов и Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного и среднего общего образования.
Напомню, что с 2011 года в 4-х классах всех школ России введен модульный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В текущем учебном году данный курс изучают более 9 тысяч школьников 436 четвертых классов. Хочу выразить благодарность отделам религиозного образования и катехизации Ивановской Митрополии за активное участие в организации работы по изучению модуля «Основы православной культуры». За время внедрения курса в области с участием представителей Русской православной Церкви подготовлены кадры для преподавания модуля «Основы православной культуры» - обучено около 400 педагогов.
Сегодня обеспечен свободный и добровольный выбор модулей курса родителями учащихся. Наибольшее количество ивановских школьников и их родителей, как и ранее, выбрали для изучения модуль «Основы православной культуры» - это около 55% (в 2015-16 учебном году – 59,6%). Среднероссийский показатель по модулю «Основы православной культуры» – 32,9% школьников. Ивановская область превышает данный показатель выбора модуля по стране на 22,1%.
Отмечу, что в текущем учебном году в трех муниципалитетах 100% школьников выбрали модуль ОПК. Это Верхнеландеховский, Заволжский, Пестяковский муниципальные районы. 98% школьников выбрали православный модуль в Южском, 96% - в Комсомольском и Юрьевецком, 95% - в Кинешемском муниципальных районах.
В г.о. Иваново 48,2% обучающихся 4-х классов (это 1 766 школьников) изучают в текущем году «Основы православной культуры», что на 1,9% меньше, чем в 2015-16 учебном году (50,1%).
Один из самых низких показателей выбора школьниками и их родителями модуля «Основы православной культуры», который ниже и общероссийского показателя - в г.о. Тейково (27%), в Лухском муниципальном районе (28%), в г.о. Кохма (31%). Чуть выше общероссийского показателя - в Ильинском (33%) и в Родниковском (38%) муниципальных районах. Родители четвероклассников в этих муниципалитетах выбирают для изучения, как правило, модуль «Основы светской этики».
Отмечу, это и общероссийская тенденция: в преподавании курса намечается увеличение выбора модуля «Основы светской этики», который в Российской Федерации сейчас изучают 44,62% четвероклассников. В Ивановской области модуль «Основы светской этики» выбрали в 2016-2017 учебном году 33,9% школьников (в 2015 году - 29,3%, в 2014-15 - 21%).
Кроме того, в 5-ом классе школьниками изучается курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с включением в него краеведческого компонента. В рамках курса предусмотрено изучение истории края, истории православной культуры нашего региона. В методических рекомендациях предлагается материал о православных праздниках, сценарии праздников Светлой Пасхи, Рождества Христова, включен материал о подарках и поделках к этим датам.
В текущем году этот курс изучают около 9 тыс. школьников. По результатам мониторинга, он включен в учебные планы образовательных организаций региона, и только в 8% школ изучается в рамках интегрированного знания в рамках других предметов – литературы, всеобщей истории, изобразительного искусства, музыки или включен во внеурочную деятельность.
Ежегодно Ивановская область принимает участие в общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры. Достигнуты хорошие результаты. По результатам участия в олимпиаде в Свято-Тихоновском гуманитарном университете обучаются выпускники Ивановской, Кинешемской православных школ.
В 2016-2017 учебном году продолжено изучение на факультативной основе курса «Нравственные основы семейной жизни», инициированного Иваново-Вознесенской епархией и Уполномоченным по правам ребенка. Отметим, что сегодня его изучают старшеклассники 46 школ и 12 колледжей 27 муниципалитетов области. Об интересном опыте методического сопровождения курса сегодня доложат наши коллеги на конференции педагогов.
Для воспитания личности только учебных часов из школьной программы явно недостаточно. Работа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в разных формах организована и во внеурочной деятельности. Большую помощь в этой работе педагогам оказывает Русская Православная Церковь. Совместно мы проводим на территории региона всероссийские и международные конкурсы, среди которых детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» и другие. Во взаимодействии с Ивановской Митрополией ежегодно проводятся фестивали детского творчества «Рождественский подарок», «Светлый праздник», фестиваль хоровых коллективов.
Особое место в нашей работе занимает конкурс для педагогов «За нравственный подвиг учителя». Число участников конкурса растет ежегодно. За 11 лет его проведения в конкурсе приняли участие более 340 педагогов, реализующих в школах проекты и программы в области духовно-нравственного воспитания, преподающие курсы «Основы православной культуры», «Нравственные основы семейной жизни». Ваше преосвященство, поддержка Ивановской метрополии позволяет Ивановской делегации ежегодно представить регион на Образовательных чтениях Центрального федерального округа.
В 2016 году была продолжена работа по реализации в Ивановской области проекта «Путешествие по губернии». На прошлых Рождественских чтениях мы подробно рассказали об участии школьников Ивановской области в данном проекте, целью которого является знакомство ребят с природными и историко-культурными достопримечательностями нашего края. За период реализации проекта с октября 2013 года по ноябрь 2016 года в образовательных экскурсиях приняли участие более 66 тыс. человек, в текущем году - 11 тыс. школьников Ивановской области.
Сегодня нам хотелось бы отметить огромную работу, которую проводит Миссионерский отдел Иваново-Вознесенской епархии. Разработаны и проведены культурно-познавательные экскурсии для педагогов, обучающихся, прихожан по православным храмам, памятным местам Ивановского края, в том числе пешеходные экскурсии по городу Иванову, на сайте Ивановской митрополии размещен богатый историографический материал, который педагоги используют в работе.
В апреле 2016 года была проведена экскурсия-презентация для координаторов проекта «Путешествие по губернии». В состав участников были включены сотрудники Департамента образования Ивановской области, Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, областного института развития образования, специалисты органов управления образованием, руководители образовательных организаций области.
Экскурсию подготовил и провел руководитель Епархиального Миссионерского отдела игумен Виталий (Уткин). Участники тура посетили Успенский кафедральный собор, храм Спаса Нерукотворного Образа села Спасское Приволжского района, гору Левитана и Воскресенский каменный храм в Плёсе, Никольский женский монастырь в г.Приволжске, а также Воскресенский храм села Толпыгино в Приволжском районе. В селе Спасском участники экскурсии посетили могилу героя Бородинского сражения генерала Павла Андреевича Смольянинова, на горе Левитана познакомились с частью творческого наследия выдающегося русского советского архитектора Александра Викторовича Ополовникова.
Хотелось выразить благодарность игумену Виталию (Уткинку) за проведенную огромную работу: все участники экскурсии отметили высокий уровень организации и проведения данного экскурсионного тура, глубокий, интересный, разнообразный по содержанию материал. Проект «Путешествие по губернии» продолжается и развивается, а различные формы взаимодействия приветствуются.
На Рождественских чтениях в 2015 году мы объявили о старте Второй региональной олимпиады «Моя губерния: вчера, сегодня, завтра». Олимпиада проводилась с декабря. В мае 2016 года в Белом зале Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина состоялся финал региональной олимпиады в форме защиты проектов по теме «Путешествуем по родному ивановскому краю». Интересно, что более трети представленных работ были связаны с архитектурными православными памятниками культуры. Победители и полуфиналисты игры получили возможность стать участниками федерального проекта «Моя Россия: град Петров» и побывали в Санкт-Петербурге, а победитель - школьница из г. Шуи получила путевку в международный детский центр «Артек». Пользуясь случаем, хотим отметить, что Ивановская Митрополия приняла активное участие в работе жюри данного мероприятия, ребята получили настоящий урок грамотной оценки их деятельности по изучению родного края.
Уважаемые участники Рождественских чтений!
В Послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент России В.В. Путин отметил: «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке. Верю, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития».
Сегодня мы отчетливо понимаем, что задачи, стоящие перед системой образования, педагогами огромны, потому что на нас возложена столь высокая миссия – не просто давать знания, но и воспитывать нравственного человека. С удовлетворением отмечу, что сегодня воспитание вновь приобрело статус приоритетной государственной задачи. За последние два года приняты важнейшие стратегические государственные документы, определившие общий вектор развития воспитания и социализации детей и молодежи на ближайшие 10 лет.
Это Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Эти документы поставили перед институтами гражданского общества, всеми ведомствами федерального, регионального и муниципального уровней общие задачи в области воспитания детей и молодёжи, решение которых должно устранить негативные тенденции прошлого века.
В воспитании личности важно всё: инфраструктура, кадры, содержание.
Целенаправленная воспитательная работа всех профильных ведомств, органов муниципальной власти, общественных организаций в последние годы дает положительные результаты, в том числе в области формирования у обучающихся гражданских установок, социальной активности и уважения к истории своей страны.
Сегодня во всех образовательных организациях работают школьные музеи или созданы отдельные экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны, ивановского края, школы, биографией земляков.
Ежегодно тысячи школьников становятся участниками Всероссийской акции «Я-гражданин России». При поддержке органов местного самоуправления за 2 последних года реализовано 104 социально значимых проекта, в том числе по установке, ремонту, благоустройству памятников землякам, созданию летописей воспоминаний, установлению имен погибших.
В год 70-летия Великой Победы проведена большая исследовательская работа по увековечиванию памяти Героев Советского Союза, которые учились или были выпускниками школ Ивановской области; на зданиях школ установлено 24 мемориальные доски, в текущем учебном году при поддержке регионального отделения Российского военно-исторического общества – еще 12 мемориальных досок.
В 2016 году на территории региона организована работа 511 объединений военно-патриотической, спортивно-патриотической, историко-краеведческой, гражданско-патриотической и волонтерской направленности.
Почти 27 тысяч учащихся школ (это треть от их общей численности) в составе детских объединений входят в «Союз детских организаций и объединений Ивановской области», имеют своих лидеров ученического самоуправления, свои традиции и свой социальный опыт.
За прошедший год почти 12 тысяч учащихся приняли участие в добровольческих акциях и оказали реальную помощь пожилым людям, ветеранам, участникам, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда, детям войны. Напомню добрые названия этих акций: «Свет в окне», «Милосердие», «Весенняя неделя добра», «Забота», «Соучастие», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом», «Жизнь дана на добрые дела», «Подарок для ветерана»…
Позвольте завершить выступление репортажем, подготовленным телекомпанией «Барс» о наших детях, о современных тимуровцах лежневской школы № 10. Их слова, глаза, дела без комментариев говорят о том, что в сердцах сегодняшних школьников живет добро. А, значит, наша с вами работа не напрасна, и мы можем с надеждой смотреть в будущее.
Ваше высокопреосвященство! Уважаемые члены Правительства Ивановской области, участники Образовательных чтений!
Возвращаясь к событиям XX века, подчеркнем, что это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением. В истории России было много тяжелых и кровавых событий, но это то, через что прошли наши отцы, деды и прадеды, и мы обязаны это знать, извлекать из этого уроки и двигаться вперед.

Память-птица, память-птица
Может в сердце затаиться,
Может долго не тревожить,
Может вовсе не вспорхнуть.
Память-птица, память-птица
Копит годы, копит лица.
Все она на свете может
Оживить и зачеркнуть.