Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
23 Апреля 2019

Анализируя в эфире телеканала «Спас» феномен языка и понятий современной культуры, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктор политических наук Александр Щипков отметил, что большинство понятий, широко используемых в политическом языке, появилось в рамках либерального дискурса. Щипков полагает, что эти понятия наполнены тем смыслом, который вкладывали в них либеральные мыслители. К таким понятиям он относит термины «демократия», «система ценностей», «свобода слова», «права человека», «гражданское общество» и т.д.


На примере словосочетания «гражданское общество» А. Щипков показал как «работает» либеральный политический язык. Анализируя понятие «гражданское общество», Щипков отметил, что оно существует как самоназвание и используется в либеральном языке для обозначения привилегированного меньшинства, которое выступает в качестве «прослойки» между народом и властью. Именно эта «прослойка» претендует на право быть «фильтром общественных требований» - формулировать позицию народа и доносить ее до власти. Щипков предложил называть это меньшинство, узурпировавшее право говорить от имени большинства - «малым гражданским обществом», а большинство - «большим гражданским обществом».

Эксперт полагает, что социальной базой малого гражданского общества стал искусственно созданный на Западе "средний класс", которому был открыт доступ к получению кредитов и создана особая идеология - идеология потребления. Щипков полагает, что современное западное общество состоит из четырех страт: элиты, среднего класса, собственных низов и "чужих" низов - жителей стран третьего мира, к числу которых относят и Россию. За счет «чужих» низов западные элиты кормят свой средний класс и подкармливают свои низы, чтобы не бунтовали.

В противовес малому большое гражданское общество складывается в ходе национальной самоорганизации. Щипков отметил, что это формирование особенно ярко проявляется в кризисных, нестандартных ситуациях: сбор ополчения Минина и Пожарского, выкликание Михаила Романова на царство, Крымский референдум, «Бессмертный полк». Именно они являются подлинными институтами гражданского общества, выросшими из традиции, а не навязанными привилегированными властными элитами.

Щипков считает, что альтернативой либеральному языку должно стать создание традиционалистского языка. Эксперт показал, как нужно формулировать понятия этого языка, соотнося устоявшееся название с подлинной сутью явления, которое оно описывает. Щипков полагает, что до тех пор, пока в современном языке не появятся понятия, имеющие в своей основе базовые ценности традиционализма, Россия не сможет развиваться интеллектуально и политически.

Полностью программу «Либеральный язык» см. здесь