Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
29 Июля 2013
Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвященном 1025-летию Крещения Руси в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 28 июля 2013 года
Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, братья и сестры, позвольте предложить Вашему вниманию доклад на тему «Организация исследовательской деятельности воспитанников воскресной школы на основе региональных педагогических традиций». Приобщение детей и молодёжи к исследовательской деятельности считается одной из главных задач учебных заведений.


Результатом исследований должно стать не только получение нового знания, но и развитие личности воспитанника. Не могу не согласиться с мнением профессора Хуторского, который утверждал, что исследовательская деятельность служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития. Как же должна быть организована исследовательская деятельность воспитанников, чтобы одним из её результатов стало освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития?
Я не претендую на полноту ответа на этот сложнейший вопрос. Однако, освоение способов духовного саморазвития невозможно без укоренённости в родной культуре. При этом мы должны опираться на опыт, наработанный предыдущими поколениями педагогов, региональные педагогические традиции. Это позволит не только облегчить сложнейшую задачу вхождения и укоренения ребёнка в родной культуре, но и, несомненно, будет способствовать и планомерному развитию самой местной культуры. Говоря о региональных педагогических традициях, мы говорим о комплексе этих традиций, потому что зачастую уникальный характер носит не столько сама традиция, а их комплекс. В своём докладе я попытаюсь проиллюстрировать потенциал региональных педагогических традиций в организации исследовательской деятельности учащихся воскресной школы. В ходе анализа краеведческой литературы, архивных документов, воспоминаний старожилов мне удалось выявить такую традицию, как творческое взаимодействие семьи и школы в процессе исследования памятников местной культуры. Зачастую взаимодействие с семьёй ограничивается финансированием родителями экскурсий. При этом богатый опыт духовного воспитания на основе памятников местной культуры, который сложился в семьях остаётся невостребованным школой. Хотелось бы обратить внимание, что мы ведём речь именно о творческом взаимодействии с семьёй. Как справедливо отмечала сотрудник института образования взрослых Елена Александровна Трофимова целью взаимодействия в процессе образования должно стать создание не только обучающего взаимодействия, но и творческого поля (универсального креативного поля), способного актуализировать и аккумулировать творческий потенциал субъектов педагогического взаимодействия. В процессе взаимодействия с семьёй этим полем может стать воспитание личности на основе потенциала памятников культуры. Изучение очень богатого опыта семейного воспитания в Середе, творческого восприятия памятников культуры помогает мне в диалоге с семьёй. Рассказ о семейных традициях протоирея Петра Звёздкина, благодаря которому открылась первая школа в Середе, а его дочь была одним из основателей Романовского музея, семейных традициях местных фабрикантов, крестьян позволяет родителям задуматься и над своими традициями семейного воспитания. Важно отметить и роль традиций семьи в становлении памятников культуры. Очень эффективной формой работы с семьёй являются семейные экскурсии. Обмен мнениями между родителями, педагогами и детьми позволяет усвоить учащимся новые, неизвестные им способы восприятия памятников культуры. Во время этих экскурсий ребёнок может услышать от своих близких рассказ о том, как творческое восприятие памятника местной культуры помогало ему в развитии. В связи с традицией творческого взаимодействия с семьёй был разработан и реализовывается проект «Храм в истории моей семьи и страны». В ходе реализации этого проекта было подготовлено несколько работ. Одна из них «Из истории храма села Никольского» была признана лучшей на всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке». Конечно, получение грамот и дипломов не является самоцелью, важнее, чтобы воспитанник почувствовал себя частью культурной многовековой традиции. В ходе изучения потенциала традиции творческого взаимодействия семьи и школы, пришло понимание необходимости глубокого изучения влияния родовых традиций на развитие родного края. Так, в 2012 году началась реализация проекта «Роль дворянских родов в развитии православия и нашего края». В рамках этого проекта была подготовлена работа «Село Фряньково и род дворян Супоневых». В ней показана не только роль этих дворян в развитии села и в становлении церкви, но и изучены культурные традиции этого славного дворянского рода.
Другой традицией несомненно связанной с первой является традиция организации творческого коллектива воспитанников с учётом диалогизма и полихронности местной культуры. Ярким примером такого коллектива является творческая группа учащихся, организованная в середине прошлого века краеведом и педагогом Валентином Алексеевичем Лапшин. Его краеведческая группа была разбита на шесть пятёрок согласно возрасту. Каждая из них собирала определённый материал. Самые маленькие о семье и школе, а старшие о городе и районе. В нашей воскресной школе учащиеся также разделяются на исследовательские микрогруппы. Результатом работы становятся коллективные исследовательские проекты. Среди них я бы назвал работу «Нравственность русского воина». В этой работе воспитанники воскресной школы показывают роль православие в становлении кодекса чести защитника Отечества. Учащиеся были разделены на творческие микрогруппы. Каждая, из которых внесла свой посильный вклад: кто-то встречался с ветеранами боевых действий, кто-то анализировал жития святых воинов, защитников Отечества, третья группа изучала научную литературу.
В нашей воскресной школе разработан и реализовывается проект «Фурмановский некрополь». Уже установлено множество имён погребённых на разрушенных кладбищах Фурмановского района. Результатом исследовательской деятельности учащихся стала деятельность по мемориализации памятных мест нашего края. Конечно, и здесь не обойтись без изучения опыта коллег прошлого. Так, совместными усилиями воспитанников воскресной школы, средней школы №7, работников храма Покрова Божией Матери установлен крест на могиле славного защитника Отечества, подполковника Ивана Саввича Соколова, похороненного ещё в 30-е годы 19 века в селе Фряньково. Теперь отдать дань памяти этому русскому воину приходят учащиеся школ, профессиональных лицеев, просто жители района. Очень важно, что впервые за многие десятилетия на могиле этого героя служатся литии. Воспитанники воскресной школы взяли на себя труд заботиться об этом значимом захоронении.
Большую помощь в реализации этих и других проектов оказывают наши социальные партнёры. Среди них я бы назвал администрацию Фурмановского муниципального района, отдел образования администрации, школы №7 и №3, центр детского творчества. Эффективность диалога с ними отчасти объясняется изучением опыта сотрудничества школы и церкви в Середе в дореволюционный период. Таких примеров очень много. Это и деятельность священника Иоанна Трихинского и настоятеля храма во Фрянькове Иоанна Савинского.

Благодарю за внимание.