Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
2 Августа 2013
О том, что может сделать священник, чтобы его приход превратилсяв настоящую общину, в интервью «Нескучному саду» рассказывает настоятель храмапророка Божия Илии в Черкизове, заместитель управляющего делами МосковскойПатриархии архимандрит Савва (Тутунов).


— Храм Илии Пророка — Ваш первый приход в качественастоятеля? На что Вы ориентируетесь в приходской работе?

— В качестве настоятеля — да, первый. Для меня было оченьважно сформировать приход как общину. Община — от слова «общение»: я хотелорганизовать работу прихода так, чтобы люди могли общаться, чтобы вокруг храмабыла жизнь.

У меня было некоторое представление об организациизарубежных общин, вынесенное еще из детства (я вырос во Франции), но зарубежныеприходы все-таки другие, как правило, они гораздо меньше. Поэтому, когда 30декабря 2011 года я был назначен настоятелем Илиинского прихода, то за основурешил взять, как это ни покажется странным тем, кто всегда критикует официоз,документы, утвержденные Священноначалием, в частности, касающиеся работы смолодежью, работы в области катехизации, социальной работы.

На мой взгляд, одна из важных задач, которую необходиморешить, прежде чем развивать приходскую жизнь — это правильный подборпомощников. После того, как приходские сотрудники по каждому направлению былиподобраны, это сразу дало плоды.

Скажем, благодаря деятельности социального работника храмаприходу удается помогать неимущим прихожанам с лекарствами, вещами и бытовойтехникой. Подобрались волонтеры, которые возят в церковь на богослужениястариков, которым трудно самостоятельно передвигаться. Наша сотрудницапринимает всех, кто обращается в Илиинский приход за помощью. При этомцерковные средства тратятся тщательно. Нередки случаи отказа, когдаобнаруживаются лукавые намерения мошенников. Мы окормляем несколько социальныхучреждений. Приходскую социальную деятельность регулирует моя помощница,активная прихожанка, пожелавшая трудиться в Церкви. Ей удается собрать вокругсебя других прихожан-добровольцев. Их у нас уже больше десяти человек, все ониразного возраста и социального статуса.

Сейчас я вижу, что существенно возрос и состав нашеймолодежной группы, и это во многом результат работы моей помощницы помолодежной деятельности. Еще при предыдущем настоятеле — нынешнем митрополитеБрянском Александре — возник молодежный хор, который поет на всех раннихЛитургиях по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Они бывают на приходечетыре-пять раз в неделю, это такой «актив». Постепенно этот хор стал расти,народ стал включаться в другие дела. К Рождеству Христову ребята решили собратьподарки для пожилых прихожан. Каждый, кто хотел, сам покупал продукты, предметыличной гигиены, формировал пакеты. А потом они все вместе разнесли подарки тем,кто в праздник не смог прийти в храм. Тем прихожанам, кто был на Рождественскойслужбе, ребята вручили наборы в храме, а потом устроили для всех чаепитие.

Другой пример: в июне инициативная группа предложилаприхожанам выйти на очистку берегов бывшего архиерейского пруда от мусора.Собралось около 20 человек, не менее половины из них были молодые люди из«Илиинского светоча» — нашего молодежного объединения.

То же самое с просветительской сферой. Системную катехизациюмы начали где-то с сентября прошлого года и сначала немного опасались, чтобудет спад в количестве крещаемых. В итоге, если какой-то статистический спад ибыл, то ситуация быстро выровнялась. Сейчас, когда наш приходской катехизаторпроводит беседы, приходит по 20-30 человек. Люди, в общем-то, и сами не против:оказывается, в церкви можно узнать что-то интересное, подойти к делу осознанно,а не просто «прийти покрестить».

Мы все — и приходской совет, и мои помощники — стараемся,чтобы приход был активным. Это достигается в том числе тем, что настоятель вовсе вовлекается. Не в том смысле, что я все организовываю, но в том, чтоучаствую в большинстве мероприятий. Например, в первые полгода моего пребыванияна приходе наши прихожане отправились на экскурсию «Москва купеческая» —трехчасовую пешую прогулку, во время которой экскурсовод рассказывал, как жиликупцы. Я пошел с ними вместе. Тогда мы еще были не очень знакомы, гуляли поМоскве и заодно знакомились. Многие удивлялись: батюшка, вы пешком ходите?!(смеется). Потом мы вместе сходили на фестиваль исторической реконструкции вКоломенском. Само по себе это хорошо: люди увидели, что священник рядом с ними,а не просто что-то организовал и отошел в сторону.

Совсем недавно, 7 июля, в канун празднования памяти святыхПетра и Февронии, мы провели приходской праздник, посвященный семье, возле архиерейскогопруда в Черкизове. Я, человек хотя и не семейный, тоже пришел, пообщался сприхожанами постарше и помоложе, поиграл в бадминтон с одной нашей маленькойприхожанкой, мяч погонял с ребятами. Мы очень весело провели время вместе.

Постепенно окружающие молодые люди стали видеть, что в храмходят не какие-то затворники, которые сидят взаперти и молятся по четкам, немонахи, а обычные их сверстники. Стали приводить друзей, однокурсников. Струюактивности привнес и новый правый хор — несколько весьма активных молодыхлюдей, которые стали вовлекаться в жизнь «молодежки». Недавно был молодежныйночной велопоход по Москве. Вот в нем я уже точно не участвовал (улыбается). Онобъединил и тех, кто в Церкви давно, и тех, кто делает только первые шаги. Этоестественный процесс: если жизнь течет, то она привлекает к себе жизнь.

Мы стали устраивать чаепития после каждой службы. Это не мыпридумали, такая традиция давно существует в храме Святой Троицы в Хорошево увладыки Марка — он уже многие годы после каждой службы сам ходит и всемразливает чай из самовара. Традиция чудесная, которая приносит много радости идает возможность всем нам быть одним целым. Приход — это ведь не храм, этолюди. Чаепития и остальные внебогослужебные мероприятия позволяют каждому из насраскрыться, почувствовать, что ты не одинок, что ты кому-то нужен. Если бывсего этого не было, был бы не приход, а так, собрание шапочно знакомых людей.

Ну, а самое главное, конечно, это богослужебная жизнь. Я ещестатистику внимательно не изучал, но количество причастников выросло. Это мояцеленаправленная «политика»: я об этом очень часто говорю на проповеди, и когдаисповедую, тоже призываю людей регулярно причащаться. Это основа жизни любогоприхода.

Когда священник читает молитву перед Причащением, мы сталиподнимать плакат с ее словами (и этот пример я тоже взял из другого прихода).Раньше три-пять человек начинали читать — и тут же замолкали: то ли словазабывали, то ли стеснялись. А теперь многие вместе читают. Это очень важно, улюдей появилось чувство, что они вместе готовятся к Причастию.

И еще важное направление — информационная деятельность: мыпеределали сайт, стали газету выпускать, новый миссионер-катехизатор каждуюнеделю вывешивает на стенде ту или иную проповедь Святейшего, или что-то изсвятителя Феофана Затворника; вот на праздник святых апостолов Петра и Павлаподготовили информацию об апостолах. Сейчас хотим выйти на районные газеты:все-таки приход – это не только люди, которые ходят к нам в храм, но и всепоблизости живущие, и до их сердца что-то тоже надо доносить.

— Сначала Вам наверняка приходилось чаще проявлятьинициативу самому, чтобы что-то организовать или сделать. А сейчас?

— Вначале, конечно, очень много было моей инициативы и техсотрудников, которых я привел из Управления делами Московской Патриархии икоторые, помимо того что они мои сотрудники, еще и мои друзья. А сейчас ужеиначе. Взять тот же праздник семьи 7 июля: идею подала прихожанка, котораяактивно участвует в жизни молодежной группы, и реализовано все было полностьюих силами. Мы дали немного денег только на продукты и на ракетки длябадминтона. Единственным моим предложением было приурочить эти приходскиегуляния к Дню семьи и верности.

Еще одна инициатива наших прихожан — приходскоеконсультирование. Одна наша молодая женщина, Ирина, увидела в отделе религиозногообразования и катехизации брошюру о приходском консультировании, ейпонравилось, она пришла ко мне и говорит: давайте организуем. И мы попробовали.В первый раз организовали такую работу на Пасху — поставили у входа в храм столс табличкой, инициаторы надели бейджи и стали отвечать на вопросы людей. Сейчасони потихоньку привлекают [к этой работе] других прихожан. Все это делаетсяполностью на добровольных началах, мы только буклеты напечатали в типографии.Если бы храм стал это делать своими силами, то даже на зарплаты денег нехватило бы. А у батюшек — здоровья (улыбается).

Нельзя сказать, что мы такой уж прямо продвинутый приход —очень многое делается и в других храмах. Одно из наших отличий, может быть, втом, что мы активно обо всем информируем людей: стараемся обновлять сайт и т.д.Я считаю это важным — показывать, что такое приходская жизнь. На той же волне,но уже по линии Управления делами, мы сделали сайт Prichod.ru, который посвященименно жизни приходов. Мы хотим показать, что жизнь Церкви — это не толькоторжественные богослужения (что обычно размещается на приходских сайтах), но иобычная текущая жизнь, и она интересна.

— Люди часто хотят что-то предложить, помочь, но как будточего-то ждут…

— Иногда люди просто стесняются. Поэтому важно, когданастоятель говорит: проявляйте инициативу, делайте. У нас на приходе стеснятьсяне надо. Я хотел бы сослаться на другого священника, о котором слышал от однойего прихожанки. Когда его назначили на нынешний приход (это произошло не такдавно), он сказал: друзья, приход — это ваш дом, поэтому сообщайте мне о любыхваших инициативах, я их буду только приветствовать. Делайте!

— Были случаи, когда Вы не благословляли какие-тоинициативы?

— Я могу сказать: нет, это бредовая идея, или — не получится,или — пока рано. Как-то раз одна из наших прихожанок предложила мнеорганизовать в день пророка Илии огненное представление, некое fire show. Яотказал, тем более, что здание, где мы проводим престольный праздник, —резиденция митрополитов — деревянное и уже два раза горело. Ограничения тутмогут быть либо законодательные, либо если предложение связано с большимифинансовыми затратами, либо когда это что-то совсем сумасбродное — в такихслучаях я могу сказать «нет», но в принципе чем больше инициативы, тем лучше.

— Насколько активно Вы занимаетесь миссионерской работой слюдьми невоцерковленными, которые, например, ходят в храм раз в год на Пасхуосвятить кулич? Стоит ли, например, раздавать им листовки, или лучше ненавязываться?

— Мы это делаем. Они пришли в дом Божий, а значит, должныпонимать, зачем. Поэтому мы всегда раздаем листовки на Пасху, на Богоявление. Яне считаю, что это агрессивная миссионерская деятельность. Или вот, например,на День семьи и верности мы распечатали листовки с краткими словами охристианском браке, с несколькими советами Паисия Святогорца и с «гимном любви»апостола Павла. Девушки-катехизаторы раздавали эти листовки у метро. Почему бынет?

— Вы провели юность во Франции. Как там организованаприходская жизнь? И есть ли там что-то такое, что было бы уместно перенести нароссийскую почву?

— Я могу говорить об опыте зарубежных приходов моеймолодости, когда я там жил — это было уже 15 лет назад. Важно понимать, что заэти 15 лет структура этих приходов очень сильно изменилась: приехало многолюдей из стран Восточной Европы, из России, Украины, Молдавии, и они оченьсильно изменили структуру приходов. В результате приходится менять иорганизацию работы с людьми — как раз недавно мне об этом рассказывал отецАлександр Лебедев из Соединенных Штатов.

А когда я рос, все основывалось на том, что все друг другазнают. Те же чаепития — это форма приходского общения, распространенная зарубежом. В подавляющем большинстве зарубежных храмов люди собираются послеЛитургии, чтобы пообщаться, потому что для них это возможность увидеться сосвоими единоверцами, а часто и родственниками. У нас пока еще многие люди другс другом не знакомы, я и сам многих своих прихожан еще не знаю по имени. Нопотихоньку мы будем с этим справляться.


Патриархия.ru/Пресс-служба Главы Ивановской митрополии