Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
5 Октября 2013
Фотографии в альбоме «День учителя в Приволжске» monpriv на Яндекс.Фотках

4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в православной школе при Никольском женском монастыре города Приволжска состоялся праздничный утренник, посвященный Дню учителя. Воспитанницы школы тепло приветствовали своих учителей.
Накануне директор школы - игумения Анатолия (Баршай) провела с учителями школы очередное занятие Педагогической мастерской о формировании нравственных ценностей учащихся. В качестве иллюстративного материала матушка игумения привела методические разработки известного православного педагога - протоиерея Александра Зелененко. Был использован рассказ "Простите меня!" из книги Б.А. Алмазова "Хлеб наш насущный".



Б.А.Алмазов
Простите меня!
(отрывок из рассказа)
Алмазов Б.А. Хлеб наш насущный. - Л., 1991.

Часть I: "Из голода в голод"

Настоящего голода, какой пережила моя бабушка в блокаду, а мама на Ленинградском фронте, я не помню, но голодные времена застал. После войны в Ленинграде бабушка, мама и я буквально перемогались, получая хлеб по карточкам, и все мечтали: "Вот приедем на Дон..."
Возвращаясь домой после многочасовых стояний в очередях за мукой, которую только начали продавать, после давки, духоты и истерических слухов: "Кончилась! Больше не будет!", мы приносили три пакета - бабушкин, мамин и мой, и вот тут-то начинались воспоминания о каких-то сказочных временах, о невероятных урожаях и пышных казачьих калачах... Мне эти рассказы казались фантастическими, как легенда про золотые яблоки! Разве могут быть яблоки из золота?
Но я тоже мечтал. Мечтал и надеялся...
И наконец мы поехали в голубые степи, в края ковылей и маков, прозрачных рассветов, пшеничных караваев и всех земных плодов. А когда добрались до нашего хутора, нас настиг голод.
Все оказалось неправдой! Степь была не голубой, а удушающе пыльной, пожухлой. На иссеченной трещинами голой земле, как спицы, неподвижно стояли пустые колосья, и над всем этим - тусклое от жары солнце в белесом мареве засухи... Бродили коровы с выпирающими мослами, лошади, глядящие по-человечьи измученно и покорно.
Мужчины были в основном инвалиды, вернувшиеся с войны, с ввалившимися глазницами, обтянутыми потрескавшейся кожей скулами и лихорадочным блеском в глазах. До сих пор помню их ссутуленные плечи и огоньки бесконечных самокруток, угольками вспыхивающие в черных кулаках. Женщины с тонкими, горько поджатыми губами и коричневыми лицами под низко надвинутыми платками. Ребятишки, молчаливые, пузатые, тихо выискивающие по канавам и у провалившихся плетней какие-то съедобные корешки и щавель, постоянно жевали.
Нас спасли два вещевых мешка сухарей. Ежедневно утром и вечером мы извлекали оттуда два сухаря, и бабушка внимательно следила, как я их ем: "Чтобы по-людски, за столом, не торопясь, чистыми руками, обязательно прихлебывая из миски отвар свекольной ботвы. Не в сладость, а в сытость..."
Боже мой, а что же они с мамой ели? Что вообще ели взрослые, если детей кормили лепешками из лебеды?

Часть II: "Греховный поступок мальчика"

И вот однажды, когда я искал с соседским мальчишкой какие-то "каланчики" и ел их на огороде, его сестренка, бледная, как бумага, даже под степным солнцем, с белыми косицами, в выгоревшем до белизны платье, появилась среди пустых грядок и позвала меня.
- К вам дядька на бричке приехал!
И точно. В нашем дворе стояла таратайка. Лошадь дергала кожей на животе, отгоняя мух.
И уже здесь я почувствовал идущий от тележки запах. Я влетел на крыльцо и наткнулся на целый пласт этого аромата. Он стоял как раз на уровне моего носа. Из сеней запах потащил меня в комнату к бабушкиному комоду. Там, во втором ящике, под старенькой простыней, я увидел четыре огромных, душистых, белых каравая с высокими пористыми боками, блестевших масляной корочкой. От их запаха у меня кружилась голова, но впиться в хлеб, разломать его, откусить я не посмел. С великой натугой я закрыл комод.
- Нечто! - доносился из соседней комнаты мужской голос. - По крайности, войны нет... Сдюжим... А в июле сколь-нибудь соберем. Местами хлеб есть...
- Егорушка! - ахала бабушка. - Да что ж ты все нам, у тебя своих пятеро...
- А у меня еще есть. Это нам артельный на трудодни зерно выдал, дай ему Бог здоровья. И где взял? А я так думаю... - сказал он, поворачиваясь ко мне. - У моих-то - отец, вот он, с руками и ногами, а ему кто, сироте, даст?
Это была самая больная струна в моем сердце, и он потянул за нее, этот незнакомый голубоглазый, словно вылинявший от солнца Егор.
- Все же вы гости! Из Ленинграда! В родные как-никак места вернулись, и тут голодовать... Это и дедушке твоему от меня благодарность! - Он протянул ко мне руку, и я весь сжался, как от удара: "Сироту жалеет! Добренький!" - Бывало, придет твой дедушка в класс, - гудел Егор, - высмотрит, кто совсем пропадает, да и сунет ему тишком сухарик от своего пайка. Мне сколь разов перепадало. Святой был человек, а я с его грамоты пошел...
Я возненавидел Егора. Меня затрясло от его белозубой улыбки и жалостливых глаз. И как я, пятилетний недомерок, сообразил, чем больнее ударить его?!
- А что это у нас в доме так навозом тянет? "Вот так тебе! - подумал я. - Пришел. Расселся. Жалеет. Разговаривает!"
Запах от Егора шел густой, в нем мешались конский и человеческий пот, махорка и духота овечьего закута.
Егор заморгал белыми ресницами, нахлобучил бесформенную папаху и суетливо заторопился.
- И то! И то... - забормотал он. - Спим-то посреди отары... Принюхавши... Вы уж извините! Надо бы сперва в баню... Но я хлебца вам теплого, из печи чтобы, хотел...

Часть III: "Покаяние и оправдание"

Когда я ел божественно пахнущий ломоть, грыз хрустящую корку, тонул в белопенном мякише, чувствуя щеками его живое тепло, я не понимал, какой поступок совершил. И только потом, когда томление сытости стало склеивать мне веки, я удивился, почему это после ухода Егора ни мама, ни бабушка не сказали мне ни слова. Мама сидела забившись в угол старенького диванчика, а бабушка гремела посудой.
- Это же надо - взрослому человеку... - наконец проронила бабушка, забирая у меня тарелку с куском, который я не смог одолеть. - Стыд какой!
- Как стыдно! - Мама поднялась и стала ходить по комнате, ломая пальцы. - Он в степи под градом и холодом, под молниями и суховеями, круглый год один, среди овец...
- У него своих детишек голодных пятеро, а он тебе первому... Я плохая бабушка! Я не умею тебя воспитать! - Это была самая страшная фраза.
Через час такой пытки я уже рыдал, понимая весь ужас совершенного мною поступка.
- Что же мне теперь делать? - закричал я, захлебываясь слезами.
- Сам набедил - сам и поправляй.
- Да как же я у него прощения попрошу, если он уехал?
- А что ты думал, когда обижал? Ты же нас всех, нас всех - и дедушку, и папу, и нас с мамой - на всю жизнь опозорил...
- Он недалеко живет! - обронила мама. - За оврагом, у кладбища.
- Так ведь темно уже! - кричал я, леденея от мысли, что придется идти оврагом, где и днем-то страшно. - Меня бугай забодает!
Бугай в сарае спит давно.
- Меня волки съедят!
- Пусть! - отрезала бабушка. - Пусть у меня лучше не будет внука, чем такой внук - свинья неблагодарная!
- Он ведь хлеб! Он ведь хлеб тебе привез... - прошептала мама.
На улице было действительно совсем темно. Все привычное и незаметное днем переменилось, выросло и затаило угрозу: и плетни вдруг поднялись, как зубчатые стены, и беленые стены хат при луне вдруг засветились мертвенно и хищно.
...Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень. Я пытался зажмуриться, но глаза от страха не закрывались, а норовили выскочить из орбит. Рыдая, я опустился на дорогу, где под остывшим слоем пыли еще таилось дневное тепло. Домой повернуть было невозможно. "Ты нас всех опозорил!" - звенело в голове.
- И пусть! - шептал я. - Пусть меня сейчас волк съест и не будет у них меня! - Я пытался представить, как все по мне плачут. Но картина не получалась, потому что я знал: вина-то моя не прощенная! И виноват я по уши! "У него своих детишек пятеро голодные сидят, а он тебе хлеб привез!"
Из темноты вдруг высунулась огромная собачья голова, ткнулась холодным мокрым носом в мой голый, втянутый от страха живот, пофырчала мне в ухо и скрылась.
Как во сне, я поднялся, перешел черный овраг и, стараясь не смотреть в сторону кладбища, вышел к Егорову куреню. Окна не светились... И тогда я зарыдал в голос, потому что все было напрасно: Егор спит, а завтра он уедет и никогда не простит меня!
- Кто здесь? - На огороде вдруг осветилась открытая дверь бани.
- Дядя Егор! - закричал я, стараясь удержать нервную икоту. - Это я! - И, совсем сомлев от страха и стыда, почему-то совершенно замерзая, хотя ночь была жаркая, ткнулся во влажную холщовую рубаху овчара и, заикаясь, просипел: - Дядя Егор! Прости меня!
За всю свою жизнь я не испытал большего раскаяния, чем в тот момент.
- Божечка мой! - причитал Егор. - Да закоченел весь! Милушка моя!
Потом он мыл меня, потом мы шли домой, все той же бесконечной ночью.

... Много лет спустя мама рассказала мне, как они с бабушкой, обливаясь слезами, шли за мной по пятам. Мама несколько раз порывалась подбежать ко мне: больно маленький я был и очень горько плакал, но бабушка останавливала ее:
- Терпи! Никак нельзя! Сейчас пожалеешь - потом не исправишь...
Были потом у меня и праздники, и изобильные столы, и веселые рыбалки с дядей Егором. Были длинные ночные разговоры под черным и бездонным небосводом, но навсегда осталось чувство вины перед тем, кто дал мне хлеб...

+

Священник Александр Зелененко

Нравственно-педагогический анализ
и вытекающие из рассказа педагогические принципы

Рассказ Бориса Алмазова "Простите меня" дает нам богатый материал для выявления педагогических принципов. Особый интерес для нравственно-педагогического анализа и выявления принципов представляют II и III часть рассказа: "Греховный поступок мальчика" и "Покаяние и оправдание".
в первой части рассказа можно отметить принцип культуросообразности, выразившийся в словах бабушки к мальчику во время еды: "чтобы по-людски, за столом, не торопясь, чистыми руками", и принцип мерности: "не в сладость, а в сытость".
Несмотря на голод в ситуации соблазна мальчик "не посмел" взять хлеб без спроса взрослых, в чем проявилось заложенное ранее воспитание (принцип нравственной свободы и сознательности).
Егор принес хлеб в голодное время, несмотря на то, что сам имел большую семью. Поступок Егора явился знаком благодарности за благодеяния его учителя (дедушки мальчика): "это и дедушке твоему от меня благодарность". Егор на всю жизнь запомнил доброту своего учителя: "Бывало придет твой дедушка в класс... да и сунет тишком сухарик от своего пайка. Мне сколько разов перепадало. Святой был человек..." Добро, посеянное много лет назад, дало добрые всходы и плод.
Здесь реализовались принципы личного примера учителя, целеустремленности, разумно-деятельной любви, нравственной сознательности, нравственной свободы Егора. Кроме того в словах Егора: "у моих-то отец, вот он, с руками и ногами, а ему кто, сироте, даст?" проявились принципы сосрадательной любви и смиренномудренного снисхождения.
Главным моментом второй части является проступок мальчика, вызванный обидой на Егора, задевшего "самую больную струну в сердце" ребенка - его сиротство. Не умея совладать собой, испытывая чувство ненависти, мальчик наносит оскорбление Егору: он "сообразил, чем больнее ударить его". В этом проявилась непочтительность и неблагодарность к взрослому человеку, давшему ему хлеб.
На выпад мальчика Егор отвечает смирением, он как будто соглашается и оправдывается: "И то... вы уж извините! Надо бы сперва в баню... Но я хлебца вам теплого, из печи чтобы, хотел..."
Особой глубиной и силой педагогичности поражает третья часть рассказа, названная нами "Покаяние и оправдание".
Грех ненависти закрывает сознание мальчика: "я не понимал, какой поступок совершил".
Молчание бабушки и мамы после случившегося можно расценить как "педагогическую паузу" для внутреннего самоанализа происшедшего и усиления чувства вины всех в происшедшей ситуации.
Лишь после еды мальчика, а не во время ее, бабушка, а в поддержку ее мама, начинают пристыжать его: "Это же надо - взрослому человеку... Стыд какой!" - бабушка; "Как стыдно!" - "мама... ломая пальцы" (принцип своевременности; нравственной сознательности и требовательности).
Бабушка первой показала образ покаяния: "Я плохая бабушка! Я не умею тебя воспитывать!" (личный пример и ответственность).
Слова сокрушения бабушки достигли цели, ибо "это была самая страшная фраза" для мальчика, - "пытка", пробудившая в нем понимание содеянного проступка, вплоть до рыдания. Раскаяние мальчика ("что же мне теперь делать? - закричал я, захлебываясь слезами") пробудило в нем желание загладить вину действием.
Желая укрепить внука в правде, бабушка пробуждает в нем ответственность за содеянное перед всем родом: "ты же нас всех, всех, - и дедушку, и папу, и нас с мамой - на всю жизнь опозорил...".
Затем бабушка проявляет необычайную твердость характера и решимость направить самого мальчика на исправления своего поступка: "сам набедил - сам и поправляй", "а что ты думал, когда обижал?", " и "пусть" тебя волки съедят, "пусть у меня лучше не будет внука, чем такой внук - свинья неблагодарная!". Здесь в явной форме проявился принцип разумно-деятельной, а не слепой, любви.
Мама поддерживает бабушку и, несмотря на жалость к сыну, пристыжает его: "он ведь хлеб! Он ведь хлеб тебе привез..." (единство педагогических влияний).
Благодаря педагогическому единству взрослых, мальчик, преодолевая страх, "спотыкаясь и поскуливая", "рыдая", выходит ночью к оврагу, исполненный решимости повиниться перед Егором, чувствуя невозможность возврата назад: "домой повернуть было невозможно. Ты нас всех опозорил!" - звенело в голове" (пробуждение нравственной свободы).
Несмотря на внутренние борения в душе мальчика ("И пусть! - шептал я. - Пусть меня сейчас волк съест и не будет у них меня!"), все же совесть возобладает в нем: "вина-то моя не прощенная! И виноват я по уши!" (пробуждение целого комплекса нравственных чувств: стыда, совести, вины и нравственной сознательности).
Дойдя до дома Егора и обнаружив, что свет погашен, мальчик приходит в отчаяние от невозможности загладить свою вину, успокоить сердце покаянием: "И тогда я зарыдал в голос, потому что все было напрасно: Егор спит, а завтра он уедет и никогда не простит меня!"
Егор обнаружил себя, выходящим из бани навстречу мальчику. И тому удалось повиниться: "сомлев от страха и стыда" он, "заикаясь, просипел: Дядя Егор! Прости меня!".
"За всю свою жизнь я не испытывал большего раскаяния, чем в тот момент", - вспоминал в последствии мальчик; "навсегда осталось" во мне "чувство вины перед тем, кто дал мне хлеб..." (принцип целостности).
Дядя Егор проявил к покаявшемуся мальчику снисходительную любовь и всепрощение: "Божечка мой!.. Да закоченел весь! Милушка моя!"
Удивительную педагогическую мудрость, дальновидность, твердость и настойчивость в исправлении мальчика и в наставлении мамы проявила бабушка: "много лет спустя мама рассказала мне, как они с бабушкой, обливаясь слезами, шли за мной пятам. Мама несколько раз порывалась подбежать ко мне: больно маленький я был и очень горько плакал, но бабушка останавливала ее: - Терпи! Никак нельзя! Сейчас пожалеешь - потом не исправишь..."
Несмотря на то, что принципы христоцентричности и экклезиоцентричности явно не проявлены в рассказе, но они подспудно лежат в основе образа нравственно-педагогических действий и матери, и бабушки, и Егора.