Новости Калужской и Боровской епархии

25 Мая 2015
24 Май 2015

24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей славян, создателей славянской азбуки.
В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далекое прошлое и отмечался он преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась. Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю). В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году. А 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.
По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. В этот день во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии, научно-практические конференции, выставки, концерты.

24 мая в рамках празднования Дня славянской письменности воспитанники, родители и педагоги воскресной школы храма посетили Духовно-Просветительский Центр «Фавор», который в 2014 году был учрежден при Свято-Троицком кафедральном соборе. Дети и родители смогли ознакомиться с православной литературой книжного магазина и раздела «Книгообмен», которые функционируют при центре, а также побывать на выставке икон, вышитых бисером, которая проходит сейчас в ДПЦ «Фавор».

Иконы на выставку представлены народными умельцами и мастерами с. Ахлебинино Перемышльского района Калужской области Лаптевой Валентиной и Гуреевой Валентиной.

Валентина Олеговна Гуреева рассказала взрослым и детям об истории села Ахлебинино, которое имеет древнюю историю. Есть даже данные о том, что неподалеку располагалось городище пятого-восьмого веков. Поблизости обнаружены могильники и стоянка людей, которые историки относят к каменному веку.
Не менее давняя история и у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ахлебинино, для которой и вышивают свои иконы две Валентины, — в летописях упоминается год постройки 1583. Однако в 1838 году здание пришло в аварийное состояние, его снесли, и вместо него возвели каменную часовню. В подвале часовни был устроен склеп. Успенский храм заново возродила Ирина Коншина - Реутова, которая в 1916 году после трагической гибели мужа - представителя известной купеческой династии Николая Коншина-младшего - построила каменный храм в честь памяти супруга. Николай Коншин, во владении которого было село, сделал в нем много преобразований. Новую церковь декорировали изделиями народных мастериц - кружевами, вышивками, полотенцами. Так что труды Ахлебиниских вышивальщиц имеют свои исторические истоки. Все это дети узнали из рассказа Валентины Олеговны.

Далее занятия воскресной школы прошли в выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств, где сейчас проходит выставка хлудневской игрушки.

Хлудневская игрушка – бренд Калужской области, русский художественный промысел родом из деревни Хлуднево Думиничского района. Этот промысел возник в 1 половине XIX века в тогдашнем центре гончарного производства: лепили и расписывали игрушки женщины, тогда как их мужья изготавливали глиняную посуду. Игрушки возили на ближайшие базары и ярмарки – и благодаря такому эксклюзивному предложению торговля у гончаров из Хлуднево шла лучше. В середине XX века гончарное дело стало менее выгодным, чем работа в колхозах, а также упал спрос на глиняную посуду. Хлудневская игрушка была забыта. Вторую жизнь Хлудневская игрушка получила в 60-е годы прошлого века, когда интерес к ней проявили не только жители Хлуднево, но и музейные работники, коллекционеры и исследователи.
Свистульки, конь и всадник, баран, расписная баба, петух, медведь, дерево с гнёздами птиц — в экспозиции были представлены работы мастериц прошлого века М. В. Самошенковой, А. В. Студницкой, К. А. Тасенковой, К. П. Трифоновой, хранящиеся в фонде музея.
Также дети смогли познакомиться и с другими народными промыслами: вышивкой, резьбой по дереву, лоскутным шитьем и др.

Духовно-нравственное воспитание детей невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. И благодаря стараниям хранителей и собирателей народных песен, мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный.