Новости Калужской и Боровской епархии

4 Декабря 2015
03 Декабрь 2015

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из великих церковных праздников, отмечаемый Русской Православной Церковью 4 декабря по новому стилю.

Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года (начинается 1 сентября по новому стилю), являющийся непереходящим, то есть дата его неизменна. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери и делятся на господские (посвященные Спасителю) и богородичные (посвященные Богородице).
Данный богородичный праздник Святая Церковь молитвенно вспоминает в связи с событием приведения Богоотроковицы Марии Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
«Не напрасно, - рассуждает митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Введение, - этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой».

Событие праздника
Для начала нужно особо подчеркнуть: событие праздника не упоминается в канонических Евангелиях и известно из апокрифических текстов, таких как греческое «Протоевангелие Иакова» II века (7:2–3) и латинское «Евангелие Псевдо-Матфея» IX столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется, дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения Господня (Лк. 2:22–38).
Опираясь на упомянутые источники, можно восстановить такую событийную композицию: родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими обет о посвящении младенца Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом святого Иоанна Крестителя. По особому откровению первосвященнику Захарии, Она, как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только однажды в год первосвященник (см.: Исх. 30:10; Евр. 9:7) - этим была явлена исключительная роль Богоотроковицы Марии в судьбе всего человечества.
Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Святая Мария всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания, а также рукоделию. По словам прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.), будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам святого Иосифа Обручника, который стал Её опекуном. Чтобы исполнить закон, он формально обручился с Нею, но на деле – стал хранителем Её обета.
Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Четвероевангелии они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.
В дальнейшей Своей жизни, после обручения праведному Иосифу, Пресвятая Дева Мария, по свидетельству свт. Амвросия Медиоланского (IV в.), «...была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то – в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама».

История установления праздника
Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (250-330 гг.) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал свт. Григорий Нисский.
Праздник Введения в настоящее время входит в число двунадесятых, но установлен он был в Церкви позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он построил в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII в. данный праздник отмечается в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без отличительной торжественности. Вместе с тем к указанному периоду относятся две пространные гомилии на Введение, приписываемые патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.), что может свидетельствовать о традиции праздновании Введения в Константинополе того времени. С IX в. праздник получает широкое распространение на христианском Востоке: свт. Георгий Никомидийский и прп. Иосиф Песнописец написали два праздничных богослужебных канона.
Статус праздника постепенно менялся, в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только после XIV в. Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.) еще не включали его в число двунадесятых. При этом, во многих вариантах Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетий праздник Введения уравнивается с остальными величественными праздниками. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что статус этого праздника несколько уступает статусу двунадесятых.
В качестве даты праздника практически повсеместно принят день 4 декабря по новому стилю.

Иконография праздника
В монументальных росписях изображение Введения встречается с IX в. (капелла Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме (Каппадокия) - X в.; собор Святой Софии в Киеве (1037–1345 гг.); Успенская церковь в Дафни (ок. 1100 г.); Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII в.); церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония) – 1295 г.; церковь Спасителя в монастыре Жича (Сербия) – XIV в.; Успенская церковь монастыря Грачаница (Косово и Метохия) – XIV в.; собор монастыря Хиландар на Афоне – XIV в.
Введение в составе цикла жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница), в наосе (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде), в параклисе (церковь Спасителя в монастыре Жича), в западном компартименте под хорами (собор Мирожского монастыря), в нартексе (церковь Успения Богородицы в Дафни).
Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение изображено на миниатюре Минология Василия II, на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагменты эпистилия в монастыре Ватопед и в монастыре вмц. Екатерины на Синае - XII в.; икона из Кирилло-Белозерского монастыря – XV в.), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.
Принципы расположения композиции праздника Введения в системе храмовой росписи, их соотношение с другими богородичными сценами и композициями земной жизни Христа достаточно строго соответствуют основным темам песнопений службы праздника. И важнейшим для изобразительного ряда, без сомнения, становится символ одушевленного храма – Богородицы, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится» - 2-я стихира на литии). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» («...к Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери» - 1-я стихира на стиховне). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43:1–7; 44:1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.
В росписях IX–XIII столетий во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу, а за Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции отсылает к теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая... яко жертву чисту» – тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне» (церковь Спаса на Нередице (XII в.) и Никольская церковь на острове Липно в Новгороде (XIII в.)). Существуют и более масштабные ряды, куда присовокупляются еще «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово»: церковь вмч. Пантелеимона в Нерези (XII в., Македония); церковь преподобного Ахиллия, еп. Ларисы, в Арилье (1296, Сербия); а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).
В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие, девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда выступает со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых, слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста. Данная тема также черпается из праздничной гимнографии, а именно: «Небесным воспитана, Дево, хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни хлеб, Слово» (стихира на хвалитех).
Распространено и изображение ветхозаветного Святого Святых как алтаря новозаветного храма, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица; к Ней слетает ангел с кадилом в руке (алтарный свод Успенского собора Московского Кремля, XVII в.).
В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Например, на новгородской иконе XIV в. Введение показано в интерьере 3-главого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник.
Иногда панорама выстраивается таким образом, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции. Здесь весьма экспрессивна поза младенца Марии, восходящей на ступень храма. Данный мотив соответствует рассказу Протоевангелия о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма (Успенская церковь на Волотовом поле в Новгороде, XIV в.).

Святоотеческие проповеди на Введение
Патристические лекционарии, начиная с XI века, обычно приводят для чтения на службе Введения одно (или оба) из двух слов свт. Георгия Никомидийского (IX в.): «Хорошие оснований начатки – нынешнее торжество» и «Сияния Божественных торжеств», а иногда и слово свт. Германа I Константинопольского (VIII в.) «Вот и снова другое торжество». Патриарх с большим воодушевлением передает слова первосвященника Захарии, обращенные к Отроковице: «Вот я Тебя беру как старческий жезл и опору природы, ослабленной падением; смотрю на Тебя как на будущее укрепление ниспадших до смерти... Возсяди, Владычица; потому что пристойно Тебе, Царице и прославленной выше всех царств мира, возседать на такой высоте. Тебе – престолу высшему Херувимов, подобает в жилище освященное место. Вот предлагаю Тебе, как Царице всех, по достоинству, первое седалище; возстави и Ты низверженных».
Реже встречаются слова свт. Тарасия Константинопольского (IX в.) «Светло и чудесно нынешнее торжество» (именно это слово указано в московском первопечатном Типиконе 1610 г.) и Иоанна Гавры «Ныне словами».
В XIV в. свт. Григорием Паламой была составлена «Беседа на праздник введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых».
В более поздний период, перу подвижников благочестия и проповедников Русской Православной Церкви принадлежат проповеди: свт. Филарета Московского (XIX в.) – «Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы»; свт. Игнатия (Брянчанинова) (XIX в.) – «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери»; прав. Иоанна Кронштадтского (XX в.) – «Дом Божий. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы».
В заключение хотелось бы привести замечательные по глубине и проницательности, а также по своей актуальности слова из беседы на праздник Введения свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского: «Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых».