Новости Калужской и Боровской епархии

29 Сентября 2016
28 Сентябрь 2016

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента

на открытии XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии

28 сентября 2016 г.

Ваше Превосходительство, господин Губернатор, собратия архипастыри, дорогие отцы, братия и сестры!

Сердечно приветствую всех участников и гостей открываемых Богородично-Рождественских образовательных чтений. В девятнадцатый раз наш церковно-общественный форум собирает на Калужской земле тех, кто неравнодушен к делу образования и воспитания подрастающего поколения.

На этот раз Богородично-Рождественские чтения проходят в дни празднования Воздвижения Креста Господня, объединяя начало нашего спасения, явленное миру в день Рождества Пречистой Девы, и апогей спасительного подвига Христа, сохранившего сыновнее послушание Богу Отцу на Кресте «даже до смерти» (Фил, 2, 8).

Этот год является юбилейным для Калужской области и нашей духовной школы. 240 лет назад было образовано Калужское наместничество, которое через два десятка лет стало губернией. Также 240 лет назад состоялось официальное открытие Калужской духовной семинарии, которой было суждено стать самостоятельной духовной школой, давшей Церкви и обществу немало достойных тружеников.

Определяя тему XIX образовательных чтений, мы исходили из того, что многие вопросы, которые находились в центре внимания на прошедших юбилейных торжествах, посвященных этим датам, продолжают давать пищу к размышлению. В этой связи было решено продолжить их обсуждение на образовательных чтениях, фокусируясь на наименее изученном и наиболее сложном, а порой и трагическом периоде в отечественной гражданской и церковной истории. Итак, главной темой чтений является осмысление наших потерь и обретений в ретроспективе последних ста лет.

Соединение в ней противоположных категорий означает назревшую необходимость целостного постижения нашего исторического наследия, избегая огульного очернения или восторженной идеализации прошлого. Выдающийся философ Алексей Лосев отмечал, что в истории ничто не пропадает даром. Это действительно так, ведь в ней проявляется не только человеческая воля, отягощенная злом, но и всеблагой Промысл Божий, обращающий даже зло во благо в перспективе вечности. «Всё в истории спасено; и не пропадет ни одно зерно пшеницы, хотя все плевелы будут уничтожены в огне», — писал философ.

В начале прошлого века социальным переустройством грезило большинство образованных людей в российском обществе, в том числе учителя, врачи, писатели. Но извечное стремление к идеализму, присущий народу духовный максимализм были направлены к ложным целям, и это имело губительные последствия для страны и ее населения. Русский философ Лев Шестов в своем сборнике «Апофеоз беспочвенности» справедливо указывал, что западноевропейские идеи всегда принимали у нас фантастический характер, никогда бы не осуществившийся на Западе. Построение государства по наброскам материалиста Маркса и атеиста Фейербаха, считая их откровением и последней истинной, возможно было только у нас в России.

Сто лет назад наша страна ринулась в пучину стремительной социально-политической модернизации, руководствуясь установкой на создание «рая на земле» и отвержение духовных законов. Характеризуя умонастроение интеллигенции между двумя русскими революциями, Симеон Франк писал, что «жизнь не имеет никакого объективного, внутреннего смысла; единственное благо в ней есть материальная обеспеченность». Путь к построению рая на земле без Бога пролегал через горнило классовой борьбы, которая вылилась в братоубийственную гражданскую войну и глубокий раскол в обществе. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — прозорливо писал задолго до ХХ века гениальный поэт А.С. Пушкин.

Ценою кровавых жертв поставленную сто лет назад задачу «улучшения участи большинства» выполнили, социализм построили, но... (!) жить в нем не стали. В последнем десятилетии ХХ века страну снова потряс социально-политический кризис, свидетелями которого являются почти все присутствующие. Очевидно, его глубинной причиной является то, что, по признанию дожившего до эпохи развитого социализма философа Михаила Бахтина, невозможно сделать человека счастливым, удовлетворив только его материальные потребности. Он писал: «Нельзя жить и осознавать себя ни в гарантии, ни в пустоте (ценностной гарантии и пустоте), но только в вере».

Тяжелые испытания не напрасно попускаются Богом отдельным людям и всему народу. Родоначальники современной физики Нильс Бор и Макс Планк, наблюдая движение кораблей в порту, пришли к выводу, что наука и религия дают разные ответы на вопрос о причине их движения. В то время как наука освещает техническую сторону (у корабля есть двигатель и т.д.), религия говорит о цели движения корабля (потому что кому-то надо помочь, и поэтому корабль движется, т.е. перевозит груз).

Так ученые смотрят и на космос: изучая, как образовались и сколько миллионов лет существуют звезды, галактики, — и на нашу землю: определяя, какие у нее запасы, и насколько людям их хватит, с позиции своих расчетов. Церковь на это же смотрит иначе. Верующий человек убежден, что Бог сотворил этот прекрасный мир и нашу уникальную планету — Землю для того, чтобы на ней жил человек, а человека создал, чтобы в нем, то есть в каждом из нас жил Бог.

Открываемые Чтения должны не только стать площадкой для научных обсуждений истории нашей страны и ее современной жизни, но и транслировать миру Истину во всех аспектах ее проявления: будь то в истории или в воспитании и образовании, или в повседневной жизни людей.

Стоит говорить о едином историческом пути России, не разделяя ее на «дореволюционную», «советскую» и «постсоветскую». У нас есть только одна Россия, уходящая корнями в седую старину веков, питающуюся живительной благодатью Христовой. Русская Православная Церковь сумела сохранить эту связь времен, сохранить невредимой духовную и историческую преемственность. Современному российскому обществу необходимо обращение к опыту русского Православия, который под изменяющимися одеждами политических режимов и экономических моделей видит единственное историческое земное Отечество, неразрывно связанное с Отечеством Небесным.

Неслучайно стало так, что 1917 год для нас — это не только поворотный рубеж в отечественной гражданской истории, но и год восстановления патриаршества в нашей Церкви. Это было важным для всего ХХ столетия. Последующие десятилетия стали временем жестоких гонений за веру, которые дали сотни святых мучеников и исповедников Церкви Христовой. И первый избранный патриарх Тихон, молитвенник за Отечество и печальник за страдающих, стал символом единства верующих.

Сегодня перед нашим обществом стоит задача восстановления связи времен, разрушенной трагическими событиями 1917 и 1990-х годов. Современные кризисные процессы в нашем обществе во многом являются следствием этих культурно-исторических разрывов. Мы можем и должны говорить обществу о духовных и нравственных причинах любого кризиса, и что эти испытания бывают за нашу неправду и грехи. Мы должны научить подрастающее поколение россиян жить по правде, помочь им извлечь правильный урок из всех трагических событий отечественной истории.

Пришло время осознать, что без Бога человек не может быть полностью счастлив, ибо он создан для единства с Творцом. Об этом говорит нам Священное Писание и жизненный опыт бесчисленного множества людей, которых мы называем святыми. Чтобы наша вера была крепка, необходимо укреплять знания о вере, необходимо полюбить Евангелие, которое несет в себе всю глубину домостроительства нашего спасения. Чтение Слова Божия можно уподобить дыханию — настолько оно необходимо каждому верующему во Христа. Даже самые опытные спортсмены могут задерживать дыхание под водой не больше трех минут. Так и для христианина опасно даже на один день лишиться встречи с Евангелием.

В наши дни издаются десятки книг, которые помогают нам лучше понять Слово Божие, объясняют основы веры, все многообразие церковной традиции. Я призываю всех и особенно преподавателей ОПК: вы должны лучше знать Православие, и Вашим добрым помощником должна стать православная книга, которая является путеводителем к более глубокому и осознанному пониманию веры и православной культуры.

В заключение хочу обратить Ваше внимание на одно из важнейших событий этого года — празднование тысячелетия русского присутствия на Святой Горе Афон. Юбилейные мероприятия, посвященные этой дате, прошли как в России, так и в Греции. И сегодня в рамках наших Чтений была открыта фотоэкспозиция, которая позволяет приобщиться к монашеской традиции Святой Горы, прикоснуться к ее истории, отраженной в редких фотоснимках, часть из которых датирована XIX столетием.

Очень важно, чтобы духовный опыт афонских подвижников, воспринятый основателем монашества на Руси преподобным Антонием Печерским и другими отечественными подвижниками, был осмыслен нашими современниками, ищущими верный путь следования за Христом. Каждому христианину надо четко понимать, что покаяние и преображение внутреннего человека необходимо не только монаху, отшельнику, но каждому верующему. Пример афонских пустынников должен укреплять нас в твердом следовании заповедям Спасителя.

Я благодарю всех за внимание и желаю плодотворной работы всем участникам Чтений. Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа по молитвенному предстательству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы всегда укрепляет вас в трудах на ниве просвещения.