Новости Калужской и Боровской епархии

22 Марта 2018
22 Март 2018

Доклад Президента Международного общественного Фонда единства православных народов профессора В.А. Алексеева на открытии XXIV Ежегодной Международной Конференции Международного Фонда Единства Православных Народов (ФЕПН) проходящего в г. Калуге с 21 по 24 марта 2018 года. Тема конференции: «Равенство и справедливость как основа стабильности в мире – Христианский взгляд».

Ваши Высокопреосвященства! Ваши Превосходительства!

Дамы и господа! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Нет нужды доказывать очевидное, что современный мир переживает сложнейшие трансформации по всем направлениям своего развития. Особенную тревогу вызывают фундаментальные качественные изменения культурного ареала человеческого сообщества, которые затрагивают сущностные характеристики основ цивилизации.
Несмотря на глобальную и, без сомнения, хорошо скоординированную атаку на христианские духовные и культурные ценности и смыслы, которая развернулась по всей планете, современная цивилизация продолжает нести в себе позитивный потенциал ветхо- и новозаветного наследия.

Современный мир отличается от всех остальных исторических периодов жизни человечества крайней неопределенностью своих перспектив как ближайших, так и весьма отдаленных. Ни одно ведущее государство во главе с их лидерами не может похвалиться ясностью и определенностью, глубокой продуманностью своих стратегических целей, хорошо понятной народам повесткой актуальных задач, к решению которых призваны национальные политические и общественные силы.

Эта гнетущая неопределенность проистекает из перманентной нестабильности мирового устройства, которая, в свою очередь, базируется на тотальной несправедливости существующих отношений и повсеместном неравенстве едва ли не всех элементов современного исторического процесса, как на субъективном, так и на объективном уровнях общественных, социальных, политических и международных связей.

Несправедливость и неравенство делают планету конфликтной, взрывоопасной. Это не может не беспокоить мыслящий класс. Не случайно в повестку Давосского и Мюнхенского форумов этого года вынесены как первоочередные вопросы безопасности и справедливости международных отношений. Весьма характерен в этой связи основной лозунг Давоса — 2018: «Строить общую безопасность в расколотом мире». По-сути, он идентичен теме основного доклада и самому девизу также и Мюнхенского форума: «Мир на краю пропасти».

Первопричина многих проблем современного человечества кроется в тотальном господстве несправедливости как главного сущностного элемента мирового устройства, базирующегося на неравенстве. Рассмотрим, как отцы христианства относились к этой проблеме. Святой Апостол Павел в своих посланиях уделяет немало внимания справедливому социальному устройству первохристианских общин как наиболее правильной, т.е. спасительной организации человеческой жизни. Во 2-м послании к Коринфянам Апостол Павел довольно подробно разъясняет своим ученикам и последователям, как важно соблюдать правила равенства и справедливости в своих отношениях: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 кор., 8; 13–14).

То есть, социальность отношений вообще и социальная справедливость в особенности понимаются как духовно-религиозные приоритеты для христиан. Труд, как источник всех земных богатств, должен быть обязателен для всех, он должен стать мерилом социальной ответственности каждого человека, основой справедливости в обществе, ибо «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — утверждает святой Апостол Павел в другом послании к Фессалоникийцам (2 Фесс; 3; 10). Нарушение этих принципов в большом и малом ведет к утрате гармонизации человеческого устройства. Это весьма убедительно подтверждается современной практикой.

Ежегодно один из главных институтов мировой экономики — Всемирный банк публикует свои доклады по актуальным вопросам текущей экономической жизни, а также по тесно связанным с ними проблемам социальных и политических отношений. В недавно опубликованном докладе ВБ, посвященном анализу европейской интеграции, с тревогой отмечается, что создание ЕС, как ожидали его архитекторы, должно было обеспечить единой Европе выравнивание доходов населения богатых и бедных стран, то есть создать необходимую социальную справедливость и стабильность на континенте. За счет отказа от многих атрибутов собственного суверенитета страны Европы, подписавшие в 1992 году Маастрихтский договор, рассчитывали ликвидировать дисбалансы и разрывы в национальных социально-экономических системах, сделать Европу бесконфликтным и прогнозируемым политическим пространством с равными правами всех его частей и едиными правилами, стандартами и уровнем жизни.

К 2018 году, говорится в докладе Всемирного банка, существенного выравнивания доходов населения богатых и бедных стран не произошло. Растущий разрыв в доходах как свидетельство несправедливости и неравенства стал реальной угрозой социальной стабильности и политической сплоченности стран Европейского союза.

За прошедшие 20 лет совокупный уровень благосостояния 141 страны мира, отмечается в другом недавнем докладе Всемирного банка под названием «Изменение уровня благосостояния наций», вырос на 66% — до астрономической цифры в 1,143 квадриллиона долларов США, но это вызвало лишь еще больший разрыв между богатейшими и беднейшими странами — он как яркий показатель неравенства достиг не менее ошеломляющей цифры — 5200%. Таким образом, глобальное неравенство остается самой угрожающей опасностью для человечества, ибо именно оно порождает несправедливость и нестабильность с губительными конфликтами и столкновениями.

Недавний Давосский форум обнародовал итоги специально подготовленного для нынешней январской сессии опроса 1 тысячи ведущих мировых экспертов, работающих на правительства, крупнейшие деловые, политические и научные круги, которые свидетельствуют о нарастающих тревожных ожиданиях специалистов. Этот опрос показал, что 93% экспертов предсказывают усиление политических и экономических противоречий между ведущими державами в 2018 году, при этом 40% из них полагают, что риски достигнут критического уровня, а почти 79% заявили о возможности масштабных военных конфликтов в ближайшем будущем.
Такие прогнозы и ожидания ведут к пессимизму и утрате активности в деловых кругах, снижению микро — и макроэкономической деятельности, замедлению развития как такового и как итог — к дальнейшей стагнации, росту безработицы, бедности, расслоению и углубляющемуся имущественному неравенству. Как известно, именно эти причины создают социальное напряжение, порождающее, в свою очередь, глобальную нестабильность. Таким образом, круг как бы замкнулся: мы начали исследовать истоки нестабильности, начав с несправедливости и неравенства, а затем по последовательной цепочке причин пришли в итоге к тому, с чего начали, то есть к неравенству и несправедливости как первопричинам нестабильности и конфликтности.
Современные критики Карла Маркса и Фридриха Энгельса вслед за своими предшественниками в который уже раз за последние 170 лет после написания в Брюсселе (нынешней столице ЕС, что само по себе кажется символичным) «Манифеста Коммунистической партии», впервые комплексно исследовавших родовые изъяны и пороки капитализма, оказались снова посрамлены, а основоположники марксизма опять остались правы. Современный капитализм за эти почти два прошедших столетия в сущности своей нисколько не изменился — хищническая природа капитализма продолжает двигать мир в губительной парадигме. Основной марксистский вывод о природе капитализма в парадигме нарастания ускорения процессов концентрации капитала как источнике умножения напряжения подтверждает свою правоту и продолжает двигать мир к глобальной опасности все более неумолимо.
Еще не так давно говорилось о пяти тысячах богатейших семей Америки, которые правят этой страной и остальным миром. Сегодня речь идет уже о примерно 500 таких сверхбогатых семей, управляющих глобальными процессами на планете. То есть, концентрация капитала ускоряется, подтверждая выводы К.Маркса, и абсолютная власть сосредотачивается в руках критически малой группы людей, но становится ли от этого мир более стабильным и предсказуемым? Ответ очевиден: нет, не становится, напротив, мир становится всё более неопределенным, а потому опасным. Мир и стабильность на планете сегодня зависят от горстки людей с целями, далекими от всего остального человечества.
В декабре 2017 года, то есть три месяца назад, на свет появился заслуживающий внимания материал — юбилейный доклад Римского клуба к 50-летию основания этой влиятельной направительной организации, в которую входят выдающие ученые, видные журналисты, пребывающие на покое банкиры, политики и государственные деятели высшего ранга, словом, мировая элита, не связанная больше обязательствами со своими правительствами и имеющая возможность высказываться свободно по самым актуальным проблемам современного мира.
Доклады для этого клуба готовят эксперты мирового уровня, и они становятся, по мере их обнародования, сенсациями, как, например, это произошло со знаменитым докладом Римского клуба «Пределы роста» в 1972 году.
Доклад Римскому клубу в 2017 году готовили 34 мировых эксперта под руководством двух президентов клуба Эрнста Вайцзеккера и Андерса Вийкмана, который получил название: «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты».
Как видно из самого названия, мировые гуру от науки, бизнеса и политики высказывают самые критические суждения о капитализме, обвиняя эту модель в утрате глобального порядка.
В чем главная опасность? В отсутствии привлекательных целей и великих идеалов, которые имманентно не в состоянии предложить человечеству капитализм, ограниченный пошлыми рамками извлечения наживы. Римский клуб, оперируя весьма любопытными данными, жестко критикует саму суть современного капитализма, утверждая, что 98% финансовых операций, совершаемых в мире, носят спекулятивный характер. Доклад Римского клуба зовет к альтернативной экономике, к формированию целостного мировоззрения, к «новому Просвещению» — как новой эпохе в жизни человечества, которую невозможно представить вне таких доминант, как справедливость и равенство.
Космополитическому, транснациональному либерально-секулярному мировому банковскому и торгово-спекулятивному капиталу мешают действовать в угоду своим корыстным целям национальные границы и суверенитеты государств. Этот узкий круг крупнейших мировых финансово-торговых дельцов захватил власть на планете и действует не только поверх государственных границ, но и делает всё, чтобы их разрушить, ибо национальные границы и суверенитеты не дают им в полной мере действовать так, как они хотят, исходя исключительно из собственных эгоистических интересов.
Оплот этих сил находится в США, где в наибольшей степени продвигаются ультралиберальные стандарты, направленные на тотальное разрушение национальной идентичности. Не задавались вопросом, зачем США принимают так много иммигрантов, хотя далеко не всем им дается возможность основательно трудоустроиться в Америке, большинство их прозябает на пособиях, перебиваются временными заработками.
Либеральные хозяева Америки выхолащивают, стерилизуют, размывают путем массового наплыва приезжих американскую идентичность, страшно опасаясь появления в стране населения, не мультикультурного, а ясно осознающего и отстаивающего глубинные национальные интересы американского народа. А это путь к суверенности, что разрушит с таким упорством созданные либералами трансатлантические, транстихоокеанские торгово-финансовые глобальные системы, позволяющие крупнейшим акулам капитализма в мгновенье ока перекидывать по планете по электронным сетям миллиарды денег, чтобы управлять миром в своих интересах.
Это удивительно, что Дональд Трамп победил на выборах в США с призывами сделать Америку вновь сильной, разрушив мировую спекулятивно-олигархическую систему. Это означает, что американский народ, поддержав Д.Трампа, сохранил силу для защиты своего суверенитета и идентичности.
Мультикультурный проект космополитического глобализма провалился, вновь наступает время национальных государств. Теперь становятся понятными причины, приведшие к недавнему гигантскому наплыву инопленных, инокультурных, инорелигиозных масс беженцев в Европу. Ведь очевидно, что это не стихийное перемещение народов из одного духовно-культурного пространства в другое. Это спланированный, рукотворный процесс, направленный на размывание европейской идентичности народов континента, чтобы ослабить их силы для защиты собственной суверенности, столь мешающих мировой финансово-торговой спекулятивной олигархии действовать не считаясь с национальными интересами государств.
Госпожа Ангела Меркель вместе с Бараком Абамой много сделали в интересах мировой финансово-спекулятивной и торговой олигархии. Их усилиями этот глобалистский космополитический проект едва не победил в Европе и Америке. Но авторы и исполнители проекта — все эти Мэрдоки, Соросы, Гейтсы и прочие подобные им — недооценили силу природного стремления народов к сохранению своего идентитета, своего языка, культуры, религии, своего неповторимого облика и индивидуальности.
Они недооценили роль и значение традиции, силы духовных и культурных ценностей и смыслов народов, питаемых религиозными корнями. Христианство ныне спасает народы Европы от исчезновения, подавая мощные импульсы национальному самосознанию народов континента, побуждая наиболее дальноводных политических и государственных деятелей опереться на духовную силу христианства, чтобы отстоять идентичность и суверенитет своих народов.
Не случайно космополитическая либерально-секулярная элита мира всеми силами пытается бороться с христианством, используя и мусульманских экстремистов, и маргинальные круги антикультуры, выступающие за безграничную свободу так называемые творчества и ничем не стесненных прав человека, культивируя торжество порока, вседозволенности, низводя человеческую личность до животного состояния, представляя это нормой.
Справедливость и равенство имеют христианское измерение. Бог создал людей по единому образу и подобию, дав заповедь любви людям, любви человека к человеку как себе подобному, равному, что является в высшей степени справедливым. Это главное условие непоколебимости, безопасности и стабильности мира.
В современном мире, можно утверждать это с достаточным основанием, уже почти консенсусно сформировался у мыслящего класса твердый запрос на создание привлекательного и позитивного «образа будущего», без которого невозможно дальнейшее продуктивное развитие. В эту волну глобальных настроений, которая приобретает всё больший размах и силу, вливаются всё новые потоки здоровых инстинктов и интересов, несмотря на сопротивление отживающей свой век, но всё еще мощной либерально-секулярной антиволне.
Эта деструктивно-агрессивная 100-летняя волна глобального либерализма, накрывшая человечество, начинает откатываться и терять прежний напор, который все еще упорно поддерживается транснациональными медийными ресурсами — главной своей силой, наряду с тесно связанным с ними мировым спекулятивно-банковским капиталом.
Мировые СМИ — главный оплот либералов, пытаются не отдать в другие руки процесс формирования нового мира информационных и цифровых технологий. Мощный удар в спину им нанес не кто иной, как нынешний Президент США, сама должность которого с некоторых пор являлась базой поддержки либеральных сил. Действующий глава Белого дома Президент Америки Дональд Трамп, сделавший карьеру не в последнюю очередь благодаря своему личному участию в крупнейших медийных проектах, теперь прямо выступает против крупнейших информационных и телевизионных корпораций, обвиняя их в тотальной лжи и продажности. Под огнем его разоблачений оказались столпы и идолы либерального мира New Jork Times, Washington Post, Times, News Week, CNN и другие, которые являются создателями и двигателями сегодняшнего «облика мира» в парадигме несправедливого капиталистического порядка.
Борясь за свое дальнейшее существование, либеральная элита пытается предложить миру привлекательный «образ будущего», который должен придти на смену прежнему порядку, основанному на несправедливости и неравенстве капиталистических отношений. Насколько это окажется под силу либералам, покажет время. Однако уже сейчас в борьбу за право предложить человечеству привлекательный «образ будущего» вступили и другие игроки.
В эту глобальную схватку ныне активно включается Китай, который начинает выбиваться в число мировых лидеров не только в экономике, но и в области знаний и создания концептов. В 2017 году Китай впервые обошел США по объему инвестиций в стартапы, разрабатывающие алгоритмы искусственного интеллекта, прорывается на первые позиции в области цифровых технологий, из «мировой фабрики» Китай превращается в «штаб-квартиру» производства новых идей и смыслов. От того, кто выиграет в этой гигантской по своему значению схватке за лидерство в производстве смыслов, зависит будущее мира.
Привлекательность «образа будущего» зависит не столько от экономического могущества или военной мощи той стороны, которая претендует победить в этой борьбе, а от того, насколько предложенные ею ценности и смыслы окажутся более жизненными, способными вызвать у человечества ответные реакции, направленные на выживание и самосохранение в позитивной парадигме. В конечном итоге выиграет тот, а вместе с ним и все человечество, кто сумеет убедить правящие классы в безальтернативности продвижения идей справедливости и равенства как основ существования человеческого сообщества, а людские массы — побудить действовать в проекции этой живительной перспективы.
Выиграет и тот, за кем пойдет молодежь, которая ныне утрачивает надежду на лучшее будущее. Недавно известная организация Resolution Foundation выпустила доклад своих сотрудников Фахимы Рахман и Дэниэля Томильсон о молодежных настроениях в Европе. Главное, чем недовольна молодежь — это проблемы несправедливости и неравенства, утверждают авторы доклада.
Там, где благодатно существуют равенство и справедливость, там, где-то рядом с ними, находится Истина и Премудрость Божия, которую, по слову Апостола Павла: «Премудрость Божию, тайную, сокровенную, ... которой никто из властей века сего не познал» (1 Кор; 2, 7–8).
Христианство — вот та сила, которая может и должна указать дальнейший путь человечеству к спасительному существованию. Христианство не есть нечто отжившее и архаичное, утратившее свой позитивный универсальный всечеловеческий потенциал. Напротив, само существование христианства на протяжении двух тысячелетий как общепланетарного уникального духовного и культурно-цивилизационного явления, соединяющего народы, время и пространства, впечатляюще и дает надежду, что именно оно способно дать необходимый живительный импульс для обретения человечеством веры в свое спасение.
Не случайно именно сегодня, когда человечество столкнулось с глобальными вызовами и угрозами, многие трезвомыслящие политические лидеры поворачивают свой взгляд в сторону христианства с надеждой найти там опору для принятия верных политических решений. Известно, какие серьезные трудности переживает Европейский союз, не в последнюю очередь из-за отказа Европы от своей христианской идентичности. Один из самых ярких критиков такой губительной политики Европы является венгерский политический лидер Виктор Орбан, который упрекает Брюссель в размывании европейских христианских ценностей, ведущем к краху европейской цивилизации. «Мы одни из тех, кто считает христианство оплотом европейской цивилизации», — утверждает венгерский премьер. Его единомышленники есть среди элиты в Словакии, Австрии, Чехии, Италии и других странах. Президент Франции Эммануэль Макрон недавно высказал свое беспокойство процессом дехристианизации Европы, заявив, что он «озабочен опасностью радикализации секуляризма».
Владимир Путин выступает твердым защитником христианских ценностей. Он лидер страны, где православие является государствообразующей силой. Поэтому сегодняшнее «сдерживание России», как и в прошлом гигантская кампания по «сдерживанию Советского Союза», которая велась Западным миром во главе и под диктовку США, в конечном счете направлено к одному — сделать непривлекательным сам образ России с ее историей и будущими устремлениями, сделать Россию слабой и отстающей. Отсюда и логика экономических санкций — сделать Россию не просто экономически слабой, но и просто изолировать ее путем санкций от остального мира, навязав ей образ «токсичной», с которой опасно иметь какие-либо контакты.
А уж что касается ценностей, которых придерживается Россия, смыслов, которыми она руководствуется, то здесь вообще Россия представляется изгоем, исповедующим какие-то архаичные, православные, те есть ортодоксальные, толкуемые по-западному отсталые постулаты и заповеди. Являясь крупнейшей страной православной мира, Россия тем самым является и опорой мирового православия. Целясь в Россию, ее недруги метят и в православие, чтобы его умалить и разрушить.
Истеблишмент на Западе вообще смотрит на православие как на некую терпимую религию, отсталую, чуть ли не маргинальную, а народы, исповедующие православие, по убеждению западной элиты, недостойны того, чтобы с ними по-серьезному считались.
Поэтому православные страны, вошедшие недавно в Европейский союз, существуют в нем на положении третьестепенных государств. И это униженное положение православных народов в Европе становится нормой, что ставит под сомнение наличие толерантности, мультикультурности и вообще господство прав человека в этом сообществе. Эта веками копившаяся заносчивая кичливость, переходящая в ненависть Западного мира по отношению к православному Востоку Европы, сегодня привела к острейшей конфликтности по оси цивилизационного разлома.
С момента крушения Советского Союза, с победы доктрины Рональда Рейгана, с создания так называемой новой Европы в мире усилилась тотальная война с православием. Посмотрите на картину бедствий православных стран и народов: Советский Союз разрушен, Россия в осаде, Югославия расчленена, Сербия и Черногория разбомблены, Сирия в огне, Ливан под угрозой вторжения с юга, Греция и Кипр финансово унижены и обескровлены, Грузия, Украина и Молдова коварно обмануты Западом и втянуты им в конфликт с Россией, Белоруссия живет постоянно под угрозой всё новых санкций, Египет сотрясают атаки поощряемых Западом радикальных салафитов-террористов против христиан-коптов, Македония не в силах справиться с гражданским противостоянием, умело подогреваемым извне, Румыния и Болгария не могут одолеть бедность.
Конечно, и в России немало имеется проблем по части обеспечения равенства и справедливости, преодоления кричащего разрыва между бедными и богатыми. Недавно заинтересованное обсуждение в российских политических и научных кругах вызвал доклад доцента Новосибирского государственного ниверситета экономики и управления Дмитрия Фомина, посвященный критическому анализу экономического развития страны. Согласно его данным, которые никто серьезно не оспорил, за 1991–2015 годы, т.е. за период новых, буржуазно-капиталистических отношений в России, основные материальные потери страны сопоставимы с потерями времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Основные фонды экономики сократились более чем на 33 процента.
Это гигантская сумма потерь, которая требует неотложных мер по срочному восстановлению утраченного потенциала, а для этого — перераспределения национальных богатств, сосредоточенных в руках очень узкой группы богатейших россиян. Для крайне необходимого ускорения развития страны в России следует навести порядок в части обеспечения элементарной справедливости и равенства. Другого пути в условиях западных санкций у страны нет. Государство должно принять решительные меры. Дмитрий Фомин считает, что доходы первой, наиболее богатой группы населения России, в которую входят 0,4 миллиона человек, необходимо сократить в шесть раз. Доходы второй группы, в которую входят 15 миллионов человек — сократить в три раза. А доходы третьей группы, где числится свыше 100 миллионов человек — сократить на 30 процентов. Высвободившиеся аккумулированные средства необходимо перераспределить между ведущими отраслями экономики и впредь осуществлять переход к более справедливой, социально ориентированной политике, иначе страна не справится с существующими разрывами, диспропорциями и дисбалансами во всех сферах жизни.
Надо соединить справедливое социальное устройство и высокие духовные и культурные традиционные ценности и смыслы нашего народа, основанные на православии. К этому в свое время призывали великие умы нашей российской культуры и науки: Ф.М.Достоевский, Д.И.Менделеев, Н.А.Бердяев и другие.
Надо внимательно, без пристрастий и эмоций, изучать нашу историю и извлекать из прошлого полезные уроки, не безумно критиканствовать по поводу того или иного исторического периода нашей Родины, а находить необходимую подсказку из опыта своих предшественников для принятия правильных решений в современной жизни. Скажем, в области оборонных технологий сегодня вернулись к наработкам советского периода и мобилизуются силы на этом направлении, что очень хорошо воспринято народом. Так почему не вернуться к советскому прошлому в лучших видах социальных отношений, что в свое время, безусловно, консолидировало и мобилизовало общество? Ныне в условиях санкций Запада нужда в такой консолидации чрезвычайно важна, но она невозможна вне справедливости и равенства как основных принципов жизнедеятельности здорового общества.
Известно, что режимы справедливости и равенства нуждаются в постоянной настройке, эти механизмы наиболее эффективны в качестве постоянных приоритетов правящего класса, которые должны быть мотивированы идеологически. Однако широко рекламируемая как благо неидеологичность существующего режима власти играет с народом злую шутку, отстраняя его от власти, от принятия важнейших судьбоносных решений.
Сегодня, по утверждению одного из авторитетных социологов члена-корреспондента РАН Ж.Т.Тощенко, 80,3 процента граждан России не состоят ни в одной общественной организации, 93,7 процентов считают, что они никак не влияют на принятие государственных решений. Конечно, участие граждан в выборах всех уровней власти и связанных с ними всякого рода митингах — важное дело, но оно дает им только пассивную роль, лишая массы живой творческой возможности участвовать выстраивании политики страны в интересах всего народа, а не только узкой группы лиц числом не более 1 процента населения России, обладающих, по данным Global Wealth Report, 71 процентов всех личных активов, имеющихся в стране.
Недавно вице-премьер Правительства Российской Федерации Ольга Голодец в одном из своих выступлений сделала важное заявление о том, что из примерно 80 миллионов трудоспособного населения нашей страны 38 миллионов человек непонятно где заняты и заняты ли вообще. Речь идет не только о происходящей маргинализации народа, но и о массовом явлении иждивенчества и люмпенизации, потому что эти так называемые неполнозанятые деморализуют общественное сознание, создают криминогенную атмосферу в государстве.
Страна нуждается в притоке рабочих, инженерных, творческих сил, но в лице так называемых неполнозанятых почти половина трудоспособного населения удалена от производства полезного продукта в официально зарегистрированных организациях. Это становится большой социально-экономической проблемой, даже если мы ведем речь не столько о лодырях и асоциальных элементах общества, а о таком новом явлении, как «прекариат», то есть целый социальный класс частично или непостоянно занятых, лишенных возможности трудиться стабильно по своей основной профессии.
Существующие буржуазно-капиталистические отношения формируют рынок «прекариата», исходя из узкоэгоистичных интересов, где мерилом всего и вся является прибыль. Сегодня, скажем, предприниматель занят производством обуви, но завтра погоня за прибылью и конъюнктура рынка заставят его резко поменять род бизнеса и заняться торговлей или еще чем-то другим. Но нанятые им сотрудники люди вынуждены тоже оставлять свои профессии, переходить на неполный рабочий день или трудовую неделю. Прекариат, по сути, депрофессионален, ибо ему присуща частая смена мест приложения труда, он лишен морали добросовестного и упорного труда как необходимого условия выстраивания своего честного и справедливого жизненного пути. Это всё увеличивающееся число людей деморализуется, превращаясь в рыхлую, неустойчивую человеческую массу.
Подобные вызовы и угрозы, особенно для традиционных обществ, как Россия или Китай, где высоко продолжают почитаться такие ценности, как классическая семья, честный и упорный труд, уважение к родителям и так далее, представляют большую опасность, ибо они размывают сложившуюся мораль и смыслы справедливости, равенства, социальной ответственности. Буржуазно-капиталистические порядки, законы рынка в их либеральном тренде, проникшие довольно глубоко в жизненный уклад, ставят перед правящим классом сложные задачи сохранения традиций и необходимости вписаться в современные процессы, основанные на цифровых технологиях.
Китай в этих целях мобилизует свои усилия на пути укрепления властной вертикали для борьбы с коррупцией, повышения обороноспособности, улучшения управляемости этой гигантской страной, делая упор на справедливости и равенстве, возвращаясь тем самым к необходимости усиления идеологической работы.
Пересмотр Конституции Китая с целью обеспечения ее лидеру продлить временные рамки управления страной говорит о том, что общество и правящая партия столкнулись с реальной угрозой разрушительных процессов рыночной экономики, порождающей коррупцию и дисбаланс, пороки и изъяны культа.
У России, конечно, свой путь, но стоящие перед ней угрозы и вызовы во многом те же самые — жизненно важно сохранить историческую идентичность и не отстать в новейших технологиях, предложив обществу такую идеологию, которая бы сплачивала нацию и консолидировала общие усилия для позитивного развития.
На этом пути у России, как и у Китая, помимо внутренних проблем, имеется немало внешних препятствий. Россию и Китай, скажем, всё более настойчиво Западный мир критикует за отсутствие ничем не стесненной свободы совести, за ограничение действий всякого рода деструктивных сект, радикальных организаций типа салафитских и иных подобных.
Стеснение религиозной свободы по-американски однозначно квалифицируется Западом как серьезное ущемление прав человека, нарушение демократических норм, что должно караться наложением всякого санкций, запретов и так далее.
В США, как известно, существует сформированная Конгрессом и Государственным департаментом специальная Комиссия по религиозной свободе, которая осуществляет постоянный мониторинг за состоянием религиозной свободы в разных странах по всему миру. Критерии этой свободы исключительно американские, которые отвечают интересам американской внешней политики и являются инструментом для наказания неугодных стран. Россия и Китай находятся в «черном списке» этой Комиссии, потому что проводят отличную от США внешнюю политику, основанную на отстаивании собственного суверенитета, не устраивающую американские власти.
Только что опубликованный очередной ежегодный доклад американской Комиссии по религиозной свободе выдвигает против России уже привычные обвинения в ущемлении возможностей деятельности иеговистов, салафитов и других экстремистских и радикальных групп и организаций, выступающих под религиозным флагом, мешающих им свободно воздействовать на сознание населения, особенно деструктивно влиять на умонастроения молодежи.
Большие претензии Комиссия высказывает в адрес российских властей, рекомендуя Госдепартаменту США принять меры в связи с защитой традиционных конфессий в Российской Федерации, особенно подчеркивая, что Русская Православная Церковь играет слишком большую роль в жизни российского общества. В этом нет ничего удивительного, потому традиционные конфессии в России, особенно Русская Православная Церковь, исторически играют большую роль в укреплении национального менталитета и идентичности граждан, создавая тем самым необходимые предпосылки для выстраивания властью суверенной политической линии.
Нетрадиционные для той или иной страны религиозные организации создают большие проблемы, когда начинают непропорционально много занимать места в духовно-культурном и социально-общественном пространстве, порождая серьезные угрозы стабильности в государстве, подрывая всяческие представления о справедливости и равенстве. Во Франции — классической католической стране — сегодня насчитывается около 3 тысяч официально зарегистрированных мечетей, а не зарегистрированных — во много раз больше. Только в Париже действующих мечетей более 1,5 тысяч, что значительно превышает число христианских храмов всех вероисповеданий и радикально меняет религиозный ландшафт страны, грозящий обострением нестабильности.
Похожая ситуация складывается в Германии, Италии, Австрии. Последние выборы в этих странах показали, что к власти приходят силы, выступающие против либеральной политики европейского истеблишмента, который, в угоду своим элитарным и далеким от народных интересов целям, своей непродуманной политикой резко изменил этноконфессиональный баланс на континенте, нарушив все представления о равенстве и справедливости как основе стабильности. Антироссийские санкции, наносящие вред народам Европы, еще более обострили обстановку в мире.
В этих условиях народы в силу природных инстинктов стремятся к самосохранению на основе укрепления национальных, исторически сформированных начал, традиций и приоритетов. И здесь незаменимой силой служит позиция традиционных религиозных институтов. Церковь должна в интересах истины и защиты идентичности народов иметь возможность обращаться к населению, даже если власти и не хотят слышать голос религиозных лидеров.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находясь недавно с визитом в Болгарии по случаю 140-летия освобождения этой страны русскими войсками от 500-летнего османского ига, особо отметил, что «Церковь должна быть независима от государства. Сегодня на православии лежит огромная ответственность. Когда система нравственных ценностей пересматривается в наиболее сильных государствах, которые навязывают свою волю странам не столь могущественным, возникает вопрос: а что же Церковь? Способна ли она сказать «нет» сильным мира сего? Способна ли бороться за духовную подлинность, которую передавала из поколения в поколение, или, идя по пути политкорректности, Церковь утратит возможность свидетельствовать миру о подлинных христианских ценностях?».
Великие религиозные лидеры потому и великие, что отстаивают великие духовные ценности, спасительные для человечества, но для этого они должны быть независимы от власти. 28 февраля этого года Президент США Дональд Трамп посетил церемонию прощания со знаменитым христианским проповедником Билли Грэмом, который был духовным авторитетом в США, в том числе и для американских президентов начиная с Гарри Трумэна, но никогда не обслуживал их политические интересы. «Его будет не доставать всем христианам», — заявил Дональд Трамп. Хотелось бы, чтобы американский президент действовал в политике по-христиански, не забывая своих слов.
Величие религиозного лидера заключается в его способности свидетельствовать своему народу о Божественной Истине. Свидетельствует об Истине Святейший Патриарх Сербский Ириней, когда отстаивает историческую правду о принадлежности Косово Сербии, хотя власти предержащие почти смирились с потерей этой святой для сербов земли, а ведь при этом никто не отменял Резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН об автономном крае Косово как части Сербии.
Свидетельствуют об Истине Святейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Иерусалима Армянской Церкви Нурхан Манукян, католической кустод Святой земли Франческо Паттон, когда призывают израильские власти признать пагубность своих экономических претензий к христианам, вред проводимой ими «систематической кампании против Церквей и христианской общины на Святой Земле».
Препятствуют Церкви свидетельствовать об Истине власти, когда в Греции подталкивают церковных иерархов к заявлениям о невозможности признания за Македонией в тех или иных вариациях ее существующего наименования и, стало быть, лишают Поместную Православную полноту возможности обрести церковную институциональность и идентичность по месту своего служения. Препятствуют Церкви свидетельствовать об Истине, когда турецкие власти понуждают высоких православных владык одобрять военные действия даже под таким, казалось бы, миролюбивым наименованием, как «Оливковая ветвь».
Правда Божия не расходится со справедливостью. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются», — свидетельствует Святое Писание (Пс., 84, 11) и назидает нас действовать в этом направлении. Справедливость и равенство, продвигаемые в жизнь, приносят необходимые полезные плоды человечеству, только если они базируются на высоких духовных и культурных ценностях и смыслах, обеспечивая необходимую стабильность в мире в целом и вокруг нас.
Благодарю за внимание.