Новости Калужской и Боровской епархии
Митрополит Климент совершил Чин освящения Антиминсов и Божественную литургию в Свято-Успенском Гремячевом монастыре
1 июня 2022 года, в среду седмицы 6-ой по Пасхе, Отдание праздника Пасхи митрополит Калужский и Боровский Климент совершил чин освящения антиминсов в храме в Свято-Успенского Гремячева монастыря.
Перед началом Божественной литургии приготовленные платы были возложены на Святой Престол. Далее, после положенных молитвословий, митрополит Климент окропил платы святой водой и помазал их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица святых мощей.
В этот день были освящены антиминсы для новых православных общин Калужской епархии, а также для замены ветхих антиминсов.
После чина освящения антиминсов митрополит Климент совершил Божественную литургию.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: иеромонах Савва (Петрушко), иерей Павел Жаров, иеромонах Иоанн (Король), иеромонах Херувим (Левин), протодиакон Сергий Комаров и диакон Максим Тихоцкий.
После сугубой ектении митрополит Климент вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор сестёр и прихожан обители.
За Божественной литургией молились игуменья Михаила (Осипова), настоятельница Свято-Успенского Лихвенского женского монастыря (село Гремячее Перемышльского района), насельницы обители и прихожане.
Господь изображен на нем лежащим в четырехугольном гробе на плащанице. Пресвятая Богородица сидит у главы Спасителя, держит и лобызает ее. За Пресвятой Богородицей стоят три жены-мироносицы. Возле них располагается Иоанн Богослов, который, наклонившись к гробу, держит и лобызает руку Спасителя. Возле него, наклонясь к гробу, находится Иосиф, он держит и лобызает ноги Спасителя. За Иосифом с распростертыми руками стоит Никодим. У гроба лежат пелены, рядом с Крестом летят ангелы, а по углам антиминса изображены Св. Евангелисты.
Помимо изображений, антиминс имеет разного рода надписи: «ИС.ХС.НИ.КА.»; «Царь Славы»; «трость», «копие»; «М.Л.Р.Б.» (место лобное рай бысть); «копие», «губа» и т.п. В нижней части антиминса имеется надпись, указывающая на то, когда и какому храму был выдан антиминс, каким архиереем освящен, а также собственноручная подпись архиерея с прибавлением слов: «Божией милостью смиренный епископ…».
К антиминсу прилагаются частицы святых мощей, помазанные миром, которые влагаются в маленький мешочек и пришиваются с восточной стороны плата. Антиминс полагается на престол в илитоне (обвертке), как бы в гробных пеленах, или сударе (плате), которым было покрыто чело погребенного Спасителя (Ин. 20, 7). Таким образом, антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой было положено Тело Христово.
Название «антиминс» («вместо престола») показывает, что он принят Церковью для свидетельства, что священнослужение в храме совершается по благословению архиерея, который освятил престол и располагаемый на нем антиминс, а также и для того, чтобы антиминс действительно служил вместо престола, когда гонители веры Христовой, пожар или иная опасность и необходимость вынуждала перенести богослужение на иное место. На свернутый в илитоне антиминс возлагаются святейшие знамения веры Христовой: Святое Евангелие, как скрижаль Нового Завета, — подобно скрижалям ветхозаветным, которые были положены в Ковчег Завета.