Новости Калужской и Боровской епархии
Митрополит Климент совершил чин основания нового храма в деревне Колышево
7 июля 2022 года глава Калужской митрополии митрополит Калужский и Боровский Климент совершил чин основания нового храма в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских д. Колышево Дзержинского района Калужской области.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили протоиерей Андрей Богомолов - благочинный Первого Калужского благочиния 5-го округа Калужской епархии, протоиерей Георгий Казанцев и протодиакон Сергий Комаров.
В основание строящегося храма был заложен камень. После освящения начала строительства будущего храма митрополит Климент обратился к молящимся с приветственным словом.
Владыка отметил важность строительства храма в данном месте как историческая память бедующему поколению.
«Очень важно, чтобы этот храм мы все полюбили. Храм нужен не только на сегодняшний день. Он нужен нашим детям, нашим внукам. Я желаю вам, чтобы храм был построен как можно быстрее», — сказал в заключение митрополит Климент.
10 апреля 2022 года исполнилось 200 лет со дня рождения адмирала, мореплавателя Ивана Семеновича Унковского, детство которого прошло детство которого прошло в Калужской губернии.
Унковский родился в с. Колышево, что недалеко от посёлка Воротынск Калужской губернии, в семье отставного капитан-лейтенанта флота Семёна Унковского и его жены Варвары Белкиной.
Семён Унковский был кругосветным путешественником, плавал на корабле «Суворов» под командованием друга, знаменитого адмирала, создателя Черноморского флота Михаила Лзарева. После выхода в отставку был директором калужской Николаевской гимназии и почетным попечителем народных училищ Калужской губернии.
Семён Яковлевич Унковский - отец адмирала Ивана Унковского.
Про брак Унковского с Белкиной остались такие записи: «Варвара Михайловна Белкина, которую жених, отставной капитан-лейтенант Семён Унковский привёз на Введение Богородицы в ноябре 1818 года показать в Волочёк, после одобрения Николая Матвеевича и поддержки поиздержавшегося Семёна Яковлевича 5 тысячами рублями, получит предложение руки и сердца, чтобы вскоре обвенчаться в калужском именьице обрадованной тётушки».
Иван был третьим сыном в семье Семёна и Варвары Унковских. И, как только ему исполнилось 13 лет, отец отдал его в Морской кадетский корпус.
Закончив учёбу, Иван Унковский в звании мичмана был направлен на службу в 8-й Балтийский флотский экипаж. А весной 1841 года его по просьбе отца перевели на Черноморский флот и направили на службу в Николаев.
Вскоре Унковский стал адъютантом у командующего флотом адмирала Лазарева. Был отправлен в греческий порт Пирей с поручением к российскому посланнику, затем собирал разведданные о состоянии иноземных военных флотов и политической обстановке.
Работа, проделанная Унковским была высоко оценена, его наградили орденом Святого Станислава 3-й степени.
Лучшая минута в жизни
В 1846 году Иван Семенович Унковский был назначен командиром яхты «Орианда». Это одномачтовое судно было построено под личным наблюдением адмирала Лазарева.
На яхте Унковский плавал три года, принимая участие в морских учениях. И здесь добился успеха – победил в гонке яхт, тендеров и шхун на императорские призы.
Гонка проходила летом 1848 года в Кронштадте. В экипаж, кроме командира, входило три офицера и двадцать пять матросов. «Орианда» прибыла в Кронштадт 8 августа 1848 года после трёхмесячного плавания.
Современники вспоминали: «Гонка была назначена на тринадцатое августа. Погода стояла тихая, ветер самый умеренный. Уже в самом начале гонки ясно обозначились преимущества многих балтийских яхт перед «Ориандою», которая и по устарелой конструкции, и по невыгодности положения вскоре оказалась позади всех.
На «Орианде» были приняты все меры для успеха: матросы лежали на палубе, чтобы меньше парусило, у рулевого даже были подвязаны уши платком, чтобы ничем не отвлекаться. Гонка шла довольно медленно, как вдруг с юга стали надвигаться тучи и набежал шквал.
На яхтах стали убирать паруса… Только этой случайности и ожидал Унковский.
Рискуя перевернуться с яхтой, он не только не убрал парусов, под которыми шёл, но почти мгновенно, благодаря превосходной команде, прибавил столько парусов, сколько было возможно.
«Орианда» понеслась как птица. Яхта за яхтою оставались позади… Ровно в семь часов вечера «Орианда» бросила якорь у маячного судна — фрегата «Паллада», оставив далеко за собою всех состязавшихся. Иван Семёнович говорил всегда, что это была лучшая минута в его жизни».
После такой победы, яхту посетил император Николая I, поздравил Унковского и вручил ему «высочайший приз» — позолоченный серебряный ковш, украшенный драгоценными камнями с надписью «Преуспевшему в морских гонках 14 августа 1848 г.». Яхте же было присвоено имя «Императорская».
В 1849 году Унковский принял командование бригом «Эней», на котором патрулировал у абхазских берегов, а потом плавал в Средиземном море. Осенью 1851 года был назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества и переведён в списки Балтийского флота. Теперь он командовал фрегатом «Паллада». Когда в Японию с секретной дипломатической миссией отправилась эскадра вице-адмирала Путятина, «Паллада» шла первой. Тогда был заключен первый в истории русско-японских отношений торговый трактат.
В следующей Тихоокеанской экспедиции Иван Семенович Унковский был командиром фрегата «Аскольд».
В 1860 году Унковского произвели в контр-адмиралы, наградили орденом Св. Владимира III степени «За заслуги перед Отечеством» и назначили в свиту императора.
Честный губернатор
В 1861 морская карьера Ивана Унковского закончилась, его назначили губернатором Ярославля.
К тому времени императором был уже Александр II. Он сказал Унковскому: «Будешь таким же лихим губернатором, как был командиром фрегата!»
Иван Семёнович пробыл в этой должности 16 лет. Его уважали за честность и беспристрастие, «сердечное отношение к делу». Адмирал был награждён множеством орденов. Стал почётным гражданином Ярославля, Рыбинска, Мологи.
В конце жизни Унковский возглавлял Николаевский сиротский институт, Николаевское женское училище, Александровское малолетнее сиротское училище.
В 1882 году тяжело заболел, но продолжал выполнять свои обязанности. Современники писали: «это была высокая, прекрасная личность, показавшая, чего можно достигнуть при трезвом русском уме и с беззаветной преданностью своему делу и Родине».
Женат Иван Унковский был на Анне Николаевне Коровкиной, дочери отставного гвардейского офицера. У них было три дочери – Анна, Варвара, Евдокия (умерла в детстве) и сын Семён.
В семье Иван Унковский был мягким и добрым, очень любил своих родных. Он был близок с отцом – Семёном Яковлевичем Унковским, заботился о нем. Любил и родные Калужские места.
Вот, что писал один из биографов Унковских: «Семен Яковлевич достиг самой глубокой старости: он умер в ноябре 1882 г. девяноста четырех лет от роду, до конца жизни сохранив полную свежесть ума и сердца.
Как образец впечатлительности Семена Яковлевича приведу рассказ Ивана Семеновича. За год до смерти теплым весенним днем, ехали они в шарабане из Калуги в Колышево.
Выбравшись из бору на поляну, Семен Яковлевич любовно оглянулся кругом: внизу весело блестела свежая зелень, над головой широко раскинулось голубое небо, все радовалось, все горело под теплыми лучами солнца. Крупные слезы текли по щекам Семена Яковлевича; он снял шапку, перекрестился и вылил душевный порыв в благодарной молитве Богу за то, что он еще раз дал ему насладиться чудесами творения.
После смерти Семена Яковлевича, умершим глубоким христианином, остались не только распоряжения, как поступить с его телом… но даже гроб, изготовленный собственными руками почившего. Семен Яковлевич похоронен в Лаврентьевском монастыре близ Калуги».
Б
лизкие отношения у Ивана Унковского всегда были и другом отца – адмиралом Лазаревым. Когда тот умирал в Вене от рака желудка, Иван Семенович, приехал проститься.
Построили храм
В 1885 году Иван Унковский подал прошение о постройке каменного храма в родовом селе Козлове (с. Богородицкое) Перемышльского уезда Калужской губернии. Но не успел его построить.
13 августа 1886 года на 64 году жизни адмирал скончался в Москве от тяжелой болезни. Согласно завещанию, был похоронен в часовне-усыпальнице церкви своего калужского имения Козлово (в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Козлово).
Строительство храма завершила его вдова Анна Николаевна. После смерти мужа, она переехала в свой родной Ярославль. Состояла на должности начальницы Ярославского женского епархиального училища.