Новости Калужской и Боровской епархии
Глава Калужской митрополии совершил праздничную Божественную литургию в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских в городе Калуге
13 ноября 2022 года в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, память Собора святых бессребреников и чудотворцев, митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил праздничную Божественную литургию в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских в городе Калуге.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин); секретарь ученого совета Московской духовной академии игумен Адриан (Пашин); настоятель храма, проректор Калужской духовной семинарии протоиерей Сергий Третьяков; благочинный второго Калужского округа иерей Константин Комаров; и.о. проректора Калужской духовной семинарии иеромонах Херувим (Левин), клирик храма иерей Иоанн Нестеров, протодиакон Сергий Комаров, диакон Максим Тихоцкий.
Юогослужебные песнопения исполнил хор под управлением Земцовой Л.В.
После сугубой ектении была прочитана молитва о Святой Руси, возносимая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании Божественной литургии митрополит Калужский и Боровский Климент обратился к пастве с проповедью. В завершении архипастырского визита митрополит Климент поблагодарил настоятеля и прихожан за труды, осмотрел храм и ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ.
Фото Иванов А.
Фото храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских в городе Калуге.
Бессребрениками называются угодники Божии, которые безвозмездно исцеляли людей и домашний скот, используя при этом не столько естественные врачебные навыки и знания, сколько благодатный дар молитвы и чудодействования. Поэтому их еще называют чудотворцами. В лик святых бессребреников входят:Святой великомученик и целитель Пантелеимон и священномученик Ермолай (+ 303 или 305);
Святой апостол и евангелист Лука (+ I в.);
Безмездные врачи Косма и Дамиан Римские (+ 284);
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские (+ III);
Святые мученики Косма и Дамиан Аравийские (по месту происхождения) или Киликийские (по месту страдания), (+ 287 или 303);
Святые чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн Александрийские (+ 311);
Преп. Сампсон странноприимец (+ 530) и святой мученик Диомид, врач Никейский (+ 289);
Святые мученики Фотий и Аникита (+ 305);
Священномученик Мокий, пресвитер Амфипольский (+ 289);
Святой мученик Фалалей Киликийский (+ 284);
Святой мученик Трифон Никейский (+ 250);
Священномученики Антипа, епископ Пергамский (+ I в.), Харалампий, епископ Магнезийский (+ 202) и Власий, епископ Севастийский (+ 316);
Святители Спиридон, епископ Тримифунтский (+ 348) и Модест, архиепископ Иерусалимский (+ 633/34);
Великомученик Артемий Антиохийский (+ 362).
Большая часть перечисленных святых имели врачебное образование и практику до своего обращения к Богу. Святой мученик Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Священномученик Антипа, великомученик Артемий, мученики Фалалей, Фотий, Аникита и Мокий хотя и не были целителями при жизни, однако включены в лик бессребреников по причине многочисленных посмертных чудес и исцелений по молитвам к ним. Святые бессребреники Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон и Модест помогали не только людям, но и бессловесной твари, а также являются избавителями от нашествия вредных насекомых.
Все перечисленные выше святые имеют свою отдельную память. Общей или соборной их памяти в Минее до 1980 г. не было. Впервые общая память святых бессребренников была объединена в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где ежегодно совершается бдение в честь их общего собора в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских). Причиной этому послужило то, что в русской святогорской обители хранятся мощи всех святых бессребреников, частички которых собраны в одном ковчеге, который и выносится для поклонения в день их общей памяти.
Служба Собору святых бессребреников была составлена монахом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Венедиктом еще в XIX веке и с тех пор она традиционно совершается в обители на протяжении уже более 100 лет. В Русской Церкви впервые эта служба была опубликована и введена в богослужебный обиход в 1980 г., после того, как была прислана из Свято-Пантелеимонова монастыря в Издательский отдел РПЦ .