Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
22 Марта 2016

20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Митрополит Петрозаводский и Карельский совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Петрозаводске.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. После сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По уставу Церкви, литургия Василия Великого служится по воскресеньям Великого поста. На ней происходит освящение Даров, которыми верующие причащаются за литургиями Преждеосвященных Даров в течение последующей седмицы.

В конце литургии Владыка Константин обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братия и сестры! Прошла первая седмица Великого поста, которую даже слабые в вере люди соблюдают так же, как и Страстную седмицу, особо строго. Так было всегда. Именно поэтому в конце именно первой седмицы Великого поста Церковь утвердила празднование Торжества Православия.

По какому же поводу было утверждено это радостное, наполняющее вдохновением и силою наши сердца празднование? Из истории Церкви известно, что в VII веке, в те времена, когда на Аравийском полуострове возник ислам, в Византийской (Восточно-римской) империи возникла ересь иконоборствующих. И она постепенно приобрела очень большое влияние, благодаря тому, что в императорское окружение проникли сторонники иудаизма и ислама. И иудеи, и мусульмане верили в Единого Бога, но отрицали боговоплощение, а икона является символом боговоплощения. И поэтому они начинали борьбу с боговоплощением именно с икон.

Почему мы чтим иконы? Потому что уже в первой главе Евангелия от Иоанна написано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его..» (Ин. 1:14). В Ветхом Завете, которого придерживались иудеи, и частично мусульмане, было категорически запрещено делать изображения людей, не говоря о том, чтобы изображать святых. Это ограждалось заповедью, но это было в Ветхом Завете. А 2000 лет назад произошло событие, изменившее мир, когда Слово стало плотию, произошло Рождество Христово, когда Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий для спасения людей воплотился от Пресвятой Девы Марии. Было явлено чудо любви Божией, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», - написано в Евангелии от Иоанна. И вот на эту любовь покусились иконоборцы. Потому что, если Сын Божий не воплотился, значит, Его нельзя изображать на иконе. А если он воплотился, и это был Сын Божий, а не просто один из величайший из пророков, значит, люди видели Бога, следовательно Его можно было изображать.

Таким образом, проникшие в придворные круги иудеи и мусульмане боролись, по сути, с учением о Троичности Бога, и в первую очередь нападали на святой и спасительный догмат о боговоплощении. И начинали они издали, с борьбы против святых икон. От их действий в Церкви произошло большое разделение, и решено было созватьVII Вселенский собор, который походил в 787 году в Никее. Никея теперь - это город в Турции.

Не в столице (а тогда столицей Византии был Константинополь) было решено провести этот Вселенски собор. Потому что в столице была необыкновенно сильна придворная оппозиция, сильно было влияние иудействующих и мусульман, интриганов и демагогов, которые могли в любой момент поднять вооруженное восстание, поднять войска на государственный переворот. Именно поэтому решено было провести VII Вселенский собор в городе Никее, памятуя также и то, что I Вселенский собор в 325 году также проходил в Никее. Таким образом, первый собор и последний собор, начало и конец, Альфа и Омега, это Никея. А слово «Никея» в переводе с греческого значит «победа».

Торжество иконопочитателей было недолгим. Силы реакции, силы иконоборцев снова перешли в наступление, и многие иконопочитатели были преданы лютой смерти. Оплотом иконопочитания стали монастыри, поэтому в первую очередь на монастыри обрушился гнев императорской иконоборческой власти и придворных кругов.

Многие люди выбрасывали иконы или сжигали их. Этим объясняется тот факт, что до нас так мало дошло самых древних икон. Наиболее древние образы сохранились в монастыре святой великомученицы Екатерины у подножия горы Синай, куда не дошла зверская рука иконоборцев.

Прошло время, и при патриархе Мефодии в 842 году было вновь утверждено иконопочитание, которое существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века.. Известно, что в Римских катакомбах, где прятались первые христиане во время гонений, сохранились священные изображения. Особо много таких изображений сохранилось в так называемых катакомбах Каллиста, где Иисус Христос нарисован в виде доброго пастыря и где найдено много других христианских изображений апостольского и послеапостольского веков. Иконопочитание, почитание Креста в Церкви было всегда.

И вот снова преодолен был соблазн ереси иконоборцев. И в 842 году при патриархе Мефодии было утверждено и до настоящего времени незыблемо хранится в Священном Предании нашей Церкви иконопочитание. Радость всего христианского мира была настолько велика, и по этому поводу прошли везде такие торжественные, воодушевляющие народ, богослужения, что уже в следующем году, 843-м, было решено сделать этот праздник Торжеством Православия, вселенским христианским праздником.

Почему же этот праздник именуется «Торжеством Православия», а не только торжеством иконопочитания? Потому что ко времени VII вселенского собора все главные истины христианской веры, которые еще именуются догматами, были полностью объяснены. Церковь в борьбе с еретиками детально разъяснила все, что нужно для спасения человеку, и это мы исповедуем за Божественной Литургией, когда поем Символ Веры, в котором в краткой, но точной форме выражено все то, во что мы веруем. Таким образом, VII Вселенский собор является печатью всех соборов. Мы знаем, что на документах печать ставится внизу после всего. Это то самое последнее, что удостоверяет подлинность документа. И поэтому подлинность всех семи вселенских соборов удостоверяется VII Вселенским собором и Торжеством Православия.

Дорогие отцы, братия и сестры! Этот праздник наполняет нас радостью. Каким же образом мы участвуем в этом Торжестве Православия? Этот праздник затрагивает всего человека. Не надо думать, что он является только достоянием истории, и мы, наши родители, деды и прадеды наши, не имеем к этому отношения.

Мы сегодня внимательно слушали Евангелие о призвании апостолов (Ин. 1:43-51). Были призваны на служение Иисусу Христу апостолы Андрей Первозванный, брат его апостол Петр (Кифа), Иаков, Иоанн – ученики Иоанна Крестителя, и затем Филипп. Филипп решил позвать и своего друга Нафанаила. Нафанаилу он говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил спросил: «Из Назарета может ли быть что доброе»? Почему он так спросил? Потому что Назарет в те годы был иудейской глухоманью, провинцией. Все смотрели в сторону Иерусалима, а на глухомань никто не обращал внимания. Все ждали, что в Иерусалиме произойдет что-то великое, что-то значимое. И поэтому Нафанаил в простоте сердца и спрашивает: а может ли быть что доброе из этого Назарета. Так же и сейчас очень многие, учитывая ту жуткую клевету, которая обрушилась на Русскую Православную Церковь, также задают себе вопрос: а может ли быть что доброе в Русской Православной Церкви? Столько о ней пишут, как над ней глумятся. Но ему Филипп отвечает: «Прииди и виждь». Потому что христианство, Православие – это не только вероучение. Христианство, Православие – это, прежде всего, образ жизни. И Православие не только доказуется, но и показуется наше жизнью. И мы всецело участвуем каждый раз, когда входим в храм с искренностью, в этом торжестве Православия. Потому что богослужение – это сердцевина всего христианства, богослужение – это скол всего Православия, это сакраментальная жизнь Церкви. Остальное тоже важно: и научение, и социальная деятельность, и помощь бедным, и участие в различных государственных и культурных, и образовательных мероприятиях, но сердцевина всего – это богослужение. И в богослужении человек участвует весь, всеми своими чувствами Зрением он видит святые иконы, и, вглядываясь в лики святых, пытается сосредоточиться на богослужении. Он слышит песнопения, проповедь, Евангелие, молитвы, составленные святыми. Он обоняет запах ладана, фимиама, он творит поклоны, крестится, совершает действия. И даже дорога в храм – уже действие, направленное к богослужению. Богослужение захватывает всего человека, оно пропитывает человека. И если человек искренне идет в храм, то богослужение пронизывает всю душу человека.

Но дорогие отцы, братия и сестры, мы должны не мнить о себе высоко, потому что торжество Православия – это не только наша заслуга, хотя мы в этом и участвуем, это заслуга наших мужественных отцов, дедов, бабушек, которые пронесли веру христианскую, несмотря на десятилетия тяжелейших гонений. Мы знаем, как много погибло за веру православных христиан. Здесь в Карелии, где и Соловки, и другие лагеря были, нет необходимости подробно рассказывать об этом. И вот эти люди, которые были убиты, сгноены в лагерях, замучены, умерли от голода и болезней, не отрекались от Креста, и таким образом одержали духовную победу, которой мы сейчас пользуемся. В их духовной победе – тоже торжество Православия.

И торжество Православия начиналось в убогой Вифлеемской пещере, когда у Иосифа и Девы Марии не было даже денег, чтобы заплатить за гостиницу, и там родился Иисус Христос. А о том, что это не преувеличение, свидетельствовали ангелы, когда они явились и воспели неслыханную от века песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:13-14).

Миллионы исповедников за Христа, мучеников, стоящих сейчас перед престолом Бога Всевышнего, особенно русских, ибо Россия дала наибольшее число мучеников за Христа за всю историю христианства, - вот это является торжеством Православия. Торжество Православия – это не политическая и не социальная победа. Торжество православия – это, прежде всего, победа духа. И каждый из нас призван быть этим победителем. Храни и благослови вас Господь! С праздником Недели Торжества Православия!»

После проповеди Преосвященнейший Константин совершил чин Торжества Православия. Этот чин в основе своей является благодарственным молебном с особыми прошениями, чтениями из Священного Писания и молитвой о единстве в Церкви, к которому добавляется чтение Символа веры, многолетствия предстоятелям поместных православных церквей и некоторые другие молитвословия: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon876.htm.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год