Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
25 Апреля 2016

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Каждый из дней Страстной седмицы издревле посвящен Церковью особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Богослужении этих дней Святая Церковь приглашает верующего сопутствовать Христу, стать одним из тех, кто был с Ним рядом в это время, наконец, сораспяться Ему, чтобы вместе с Ним воскреснуть.

Великий Понедельник.

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница стала для Апостолов наглядной проповедью не только о силе веры и молитвы, но и о необходимости принесения Богу плодов духовной жизни, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Утреннее Евангелие (Мф. 21:18-43) назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия, распявших и Его Самого, следует читать и страшный приговор душе такого человека, который сначала добровольно принимает крещение, становится, таким образом, распорядителем в райском саде-винограднике своей обновленной души, но потом нарушает заповеди евангельские и святоотеческие, побивает укоры совести, присылаемые от Бога, и, наконец, сознательно отвергает (распинает в себе) и саму веру как ненавистное уже напоминание о необходимости исполнения заповедей Христа.

В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24:14-22).

Великий вторник.

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с услаждением (Мк. 12:37). На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную услугу Ему Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда.

Этот день - день предательства Иуды Искариота. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26:6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. В церковной службе Великой среды прославляется эта женщина и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26:6-16).

В последний раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего".

Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь.

Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери.

В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить ветхозаветную Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим Телом и Кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного иерусалимлянина (Мк. 14:12-17). Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных его подданных, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам, то есть совершил для них то, что делали в то время рабы и слуги.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии, причащения Тела и Крови Иисуса Христа, для того, чтобы христиане имели в себе начало жизни вечной и тем побеждали всякое искушение. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

В этот день каждый год варится миро для совершения таинства Миропомазания. Патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка: "Все одним миром мазаны». Смысл здесь такой: с апостольских времен из года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом из столетия в столетие осуществляется родственная связь между всеми православными христианами, ныне живущими и уже отошедшими в вечное упокоение.

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

В этот великий день все священные события спасения мира Церковь ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя под стражу в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27:1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27:2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Все богослужения этого дня посвящены благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Страстных Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное постное облачение и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на Престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит Престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Великая суббота.

Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на Престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у Плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу». После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Совершается шествие с Плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля (37-я глава) о всеобщем воскресении мертвых, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается.

В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их бессмертие.

В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века».

Днем священнослужители освящают куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

Вечером перед Пасхой в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем бьет колокол. Верующие, которые готовятся к Причащению в пасхальную ночь, исповедуются. Близится святое Воскресение Христово...

Светлое Христово Воскресение. Пасха.

В ряду сех праздников христианских праздник Пасхи занимает центральное место и называется "праздников праздник и торжество из торжеств". Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви — для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу Спасителя. Наступает 12 часов ночи. Начинается пение праздничного тропаря: «Воскресение Твое, Спасе ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», — ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии.