Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
16 Июня 2016

14 июня в Конференц-зале Национальной библиотеки Республики Карелия, по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, состоялся вечер, посвященный 625-летию со дня преставления преподобного Лазаря Муромского.

На вечер собрались исследователи, работающие в области исторической науки, филологии и краеведения, священнослужители и другие заинтересованные люди Петрозаводска.

С приветственным словом к участникам обратился митрополит Петрозаводский и Карельский Константин:

    - Дорогие отцы, братья и сестры! Не случайно бывшая Олонецкая губерния, Карелия, именуется Северной Фиваидой. Сюда издревле стремились люди в поисках созерцательной жизни, духовных подвигов и трудов. Сейчас, когда мы проезжаем по Карелии и видим живописные просторы, мы встречаем мало необжитых мест. А что было тогда, 500-600 лет тому назад? Сейчас мы не боимся диких зверей, а тогда это была суровая реалия жизни. Прибывшего встречали враждебные племена, которые людей другой веры воспринимали часто очень враждебно. И требовалась необыкновенная сверхъестественная помощь этим подвижникам благочестия для того, чтобы переубедить их.

      В Евангелии написано, что Иисус Христос проповедовал словом, подкрепляя свое учение многими знамениями. И эту власть – нести учение, подкрепляя его знамениями, - Он передал Своим ученикам (Мк. 16:20). Множество свидетельств об этом сохранилось в Православной Церкви. И именно таким образом можно было достучаться до душ, до сердец людей, которые жили в те времена.

        Одним из таких подвижников благочестия являлся Лазарь Муромский, о котором будет идти речь на этой конференции. Это величайший святой. Мы будем слушать его совершенно удивительное житие, размышлять о его подвигах – насколько это применимо к сегодняшней жизни, каковы пути выхода из наших проблем. Я думаю, наше размышление на эту тему будет очень благодатно, в присутствии благодати Пресвятого Духа. Потому что «дивен Бог во святых Своих». Храни и благослови вас Господь на эту конференцию.

        Затем игумен Муромского Успенского мужского монастыря Илия (Горбачев) зачитал житие прп. Лазаря Муромского и рассказал о современном состоянии монастырской жизни, о трудностях возрождения обители, связанных с отсутствием дороги, сырым и холодным климатом. Тем не менее, по словам о. Илии, сложился костяк общины, имеется около 10 постоянных насельников. В Киево-Печерской Лавре была заказана копия пропавшей в 1941 г. иконы Успения Божией Матери, принадлежавшей, по преданию, еще преподобному Лазарю. Восстанавливается Всехсвятский храм, действует Пудожское подворьре.

        В своем комментарии к докладу Владыка Константин отметил, что Лазарь сам искал уединенного места на берегу Онеги, а современный человек теперь едва там может жить, люди болеют. Причина в том, что современный человек измельчал, почему и нет теперь чудес, которые сопровождали жизнь преподобного Лазаря.

        Со вторым докладом: «Житие Лазаря Муромского: проблемы изучения» - выступил А.В.Пигин, ведущий научный сотрудник Сектора фольклористики ИЯЛИ КарНЦ РАН, доктор филологических наук. Во вступлении к докладу Александр Васильевич отметил, что Житие преподобного Лазаря – одно из самых загадочных. Повествование ведется от первого лица, что бывает редко в этом жанре. Существуют 15 рукописных списков разных веков. В более ранних присутствуют эпизоды, связанные с Новгородом, которые исчезают в более поздних редакциях. Это, как предполагается, является отражением изменения политической ситуации – присоединения Новгородского княжества к Московскому. Есть вопросы по датировке кончины преподобного, возможно, связанные с ошибкой переписчика. Исследование редакций показывает, что первоначальное почитание прп. Лазаря заменяется почитанием прп. Афанасия Муромского – того самого сына вождя лопарей, которого исцелил и крестил прп. Лазарь. Однако в более поздних списках снова большее внимание уделяется основателю монастыря. Иногда в тексте заметно влияние других литературных источников. И одновременно непонятен генезис эпизодов, связанных с поиском останков Макария Египетского на берегах Онежского озера – самая большая загадка Жития.

        Доцент кафедры туризма ИФКСиТ Петрозаводского государственного университета, член Союза российских писателей, кандидат филологических наук С.О.Захарченко выступила с докладом «Лазарь Муромский и белый клобук» об элементе Жития преподобного Лазаря, связанном с его первой, «дипломатической» поездкой из Константинополя в Новгород. Существует около 300 рукописных списков «Повести о белом клобуке», значит, этот мотив оказался очень важным для наших предков. Светлана Олеговна видит в повествовании о передаче первого белого клобука из увядающей Византии на Русь символ передачи духовной власти от «Второго Рима» «Третьему Риму», о котором писал старец Филофей из Спасо-Елеазаровского монастыря. Присутствие этого повествования в Житии преподобного Лазаря отражает вхождение Новгородского княжества в духовную орбиту Московского царства. Таким образом, карельский святой Лазарь становится связующим звеном между византийской, новгородской и московской традициями.

        Ю.Н.Кожевникова, старший научный сотрудник Национального парка «Водлозерский», выступила с докладом «Возрождение Муромского монастыря в XIX веке». После упразднения обители в XVIII веке на его территории образовалась женская община под руководством «крестьянской девицы» Феодосии Кизиловой, которую поддержал первый Олонецкий архипастырь Игнатий (Семенов). Однако после его кончины по настоянию архиепископа Венедикта женская община была упразднена.

        Монашеская жизнь здесь возродилась во II половине XIX века, при финансовой помощи благотворителя, пудожского купца Малокрошечного, вопреки сопротивлению Олонецкого губернатора Арсеньева. Это уже был мужской монастырь. Члены Олонецкой духовной консистории поддержали начинание благочестивого купца, указав губернатору на то, что нельзя ожидать от монастыря лишь материальной пользы, что духовная его деятельность сама по себе представляет ценность. Архимандрит Нафанаил, посланный в это связи с инспекцией в монастырь, настоял, чтобы над древним храмом Воскрешения Лазаря была воздвигнута защитная часовня для его сохранения. В 1887 году она была поставлена. Это тот самый «пенал», который в отреставрированном виде и сейчас используется братией монастыря в качестве храма.

        Юлия Николаевна рассказала о времени расцвета монастыря при настоятеле игумене (затем архимандрите) Онисиме Савинкове, родом из крестьян, хорошо знавшем способы ведения хозяйства в этом крае. К сожалению, время расцвета омрачилось судебными тяжбами из-за политики правительства в XVIII веке, приведшей к утере монастырем права владения землей.

        Н.А.Басова, сотрудник Национального архива РК, кандидат исторических наук, представила крайне интересный доклад на тему «Судьба Муромского монастыря в советский период». Как рассказала Надежда Александровна, уже в 1918 году происходила реквизиция имущества монастыря со стороны Комитета бедноты соседней Гакугсы. В 1919 году здесь была открыта коммуна имени Троцкого. 46 коммунаров-добровольцев, среди которых почти не было крестьян, обратили церковь Успения Богородицы в клуб, но хозяйствовать не умели. Монастырское стадо из 100 голов сократилось до 5 голов скота. Несмотря на кредиты, урожая не хватило на всех, начались конфликты и воровство. В результате коммуна распалась, как и другие 24 из 26 подобных коммун по губернии. В 1920-м году образуется на месте монастыря совхоз, в котором трудится часть прежней братии монастыря. Но и этот проект, как и прочие последовавшие за ним проекты, потерпел крах. К 1927 году в «коммуне» остался один «коммунар» - это был бывший монах монастыря Иона Яковлев. Он закрыл храмы, чтобы их не оскверняли, взял ключи с собой и ушел.

        В 1932 году на базе монастыря был открыт Дом инвалидов на 150 человек для больных «спецпоселенцев». Это были, в основном, раскулаченные крестьяне, сосланные на «спецпоселение» в Карелию для обслуживания Беломорканала. Условия жизни в монастыре для этих инвалидов были тяжелыми, смертность высокой. В храмах находились столовая и склад.

        Во время Великой Отечественной войны в монастыре сначала располагался Дом инвалидов, затем военная часть, служившая базой для заброски разведывательно-диверсионных отрядов в тыл финских войск. После войны здесь находилось рыболовецкое хозяйство и затем леспромхоз, в котором трудились переселенцы из Белоруссии и других западных районов СССР. Дисциплина и уровень профессионализма были низкими, в результате чего леспромхоз был закрыт в конце 60-х годов.

        И лишь в 1991 году началось возрождение обители.

        Последний доклад на этом вечере зачитала Е.В.Одинец, сотрудник сектора редких книг и работы с книжными памятниками Национальной библиотеки РК. Он назывался «История Муромского монастыря в документах Национальной библиотеки РК». Екатерина Владимировна представила рекомендательный библиографический список по истории Муромского монастыря из 4 разделов, подготовленный библиотекой. Она также рассказала о возможностях узнать больше по истории обители с помощью сайта Национальной библиотеки и подарила Петрозаводской и Карельской епархии печатный вариант этого библиографического списка.

        В заключение встречи Митрополит Константин поблагодарил всех докладчиков за интересные доклады, расширяющие границы наших знаний о крае. Затем хор священнослужителей Петрозаводской и Карельской епархии «Аксиос» исполнил несколько духовных песнопений.

        Также вниманию гостей была представлена книжная выставка «История Муромского монастыря в документах Национальной библиотеки РК».

        Информационный отдел Петрозаводской и Карельское епархии, 2016 год.