Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
11 Марта 2017

Эти слова звучат в чине торжества Православия, совершаемого в первое воскресение великого поста. 5 марта 2017 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Александро-Невском кафедральном соборе.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Евгении Корыхаловой. После сугубой ектении владыка Константин вознес молитву о мире на Украине.

В конце литургии Владыка Константин обратился к верующим с архипастырским словом: «Сегодня мы празднуем Торжество Православия. Из истории Церкви известно, что в VII веке, в те времена, когда возник ислам, в Византийской империи возникла ересь иконоборствующих. И она постепенно приобрела очень большое влияние, благодаря тому, что в императорское окружение проникли сторонники иудаизма и ислама. И иудеи, и мусульмане верили в Единого Бога, но отрицали боговоплощение, а икона является символом боговоплощения. И поэтому они начинали борьбу с боговоплощением именно с икон.

Почему мы чтим иконы? Потому что уже в первой главе Евангелия от Иоанна написано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его..» (Ин. 1:14). В Ветхом Завете, которого придерживались иудеи, и частично мусульмане, было категорически запрещено делать изображения людей, не говоря о том, чтобы изображать святых. Это ограждалось заповедью, но это было в Ветхом Завете. А 2000 лет назад произошло событие, изменившее мир, когда Слово стало плотию, произошло Рождество Христово, когда Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий для спасения людей воплотился от Пресвятой Девы Марии. Было явлено чудо любви Божией, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», - написано в Евангелии от Иоанна. И вот на эту любовь покусились иконоборцы. Потому что, если Сын Божий не воплотился, значит, Его нельзя изображать на иконе. А если он воплотился, и это был Сын Божий, а не просто один из величайший из пророков, значит, люди видели Бога, следовательно Его можно было изображать.

Таким образом, проникшие в придворные круги иудеи и мусульмане боролись, по сути, с учением о Троичности Бога, и в первую очередь нападали на святой и спасительный догмат о боговоплощении. И начинали они издали, с борьбы против святых икон. От их действий в Церкви произошло большое разделение, и решено было созватьVII Вселенский собор, который походил в 787 году в Никее.

Не в столице (а тогда столицей Византии был Константинополь) было решено провести этот Вселенски собор. Потому что в столице была необыкновенно сильна придворная оппозиция, сильно было влияние иудействующих и мусульман, интриганов и демагогов, которые могли в любой момент поднять вооруженное восстание, поднять войска на государственный переворот. Именно поэтому решено было провести VII Вселенский собор в городе Никее, памятуя также и то, что I Вселенский собор в 325 году также проходил в Никее.

Прошло время, и при патриархе Мефодии в 842 году было вновь утверждено иконопочитание, которое существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века.. Известно, что в Римских катакомбах, где прятались первые христиане во время гонений, сохранились священные изображения. Особо много таких изображений сохранилось в так называемых катакомбах Каллиста, где Иисус Христос нарисован в виде доброго пастыря и где найдено много других христианских изображений апостольского и послеапостольского веков. Иконопочитание, почитание Креста в Церкви было всегда.

И вот снова преодолен был соблазн ереси иконоборцев. И в 842 году при патриархе Мефодии было утверждено и до настоящего времени незыблемо хранится в Священном Предании нашей Церкви иконопочитание. Радость всего христианского мира была настолько велика, и по этому поводу прошли везде такие торжественные, воодушевляющие народ, богослужения, что уже в следующем году, 843-м, было решено сделать этот праздник Торжеством Православия, вселенским христианским праздником.

После проповеди митрополит Константин совершил чин Торжества Православия. Чин Торжества Православия содержит в себе чтение Символа веры, провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия, многолетие патриархам Поместных церквей, епископам и верным чадам Церкви.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 год