Новости Карельской митрополии
17.02.20 Олонецкое епархиальное древлехранилище
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Первые в России церковно-археологические древлехранилища появились во второй половине XIX в. при высших духовных учебных заведениях: в 1870 г. — Московской Духовной Академии, в 1879 г. — при Петербургской. К концу XIX ст. церковные музеи, созданные для учебных целей, уже занимались разнообразной деятельностью — просветительской, охранной, собирательской и научной. К 1917 г. древлехранилища, называвшиеся также церковно-археологическими обществами, комитетами или комиссиями, были учреждены почти в каждой губернии Российской империи.
Однако Святейшему Синоду не удалось преодолеть их практической разобщенности и независимости. Замечательный проект о создании на основе Синодальной Архивной комиссии центрального связующего органа для организации и деятельности церковно-археологических учреждений в различных епархиях не был воплощен в жизнь из-за традиционного для России дефицита финансовых средств, нехватки необходимых помещений и образованных людей. Отсутствие объединяющего центра и, что немаловажно, правового закона, поставило церковно-археологические комитеты в крайне трудное положение и в полную зависимость от конкретных местных условий. Как правило, древлехранилища существовали благодаря бескорыстным энтузиастам преподавателей духовных семинарий или гимназий. Большую, если не решающую роль, играла поддержка епархиального архиерея. Помимо обычного сбора и хранения письменных и материальных памятников старины, создатели древлехранилищ вели активную научную деятельность. Впервую очередь они публиковали в газетах и журналах многочисленные письменные источники, выпускали целые книги очень популярного в тот период историко-статистического плана об отдельных церквах и монастырях. В основном их авторами были священники.
Олонецкая епархия, ко времени образования местного епархиального историко-археологического комитета в 1912 году, обладала двумя крупными собраниями древностей, находившимися в губернском городе Петрозаводске и в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре. В наиболее древних епархиальных монастырях и пустынях за их многовековую историю накапливалось значительное количество ценных предметов – древние грамоты, рукописи, церковная утварь, облачения, иконы и т.д. Традиционно они помещались в монастырских ризницах, архивах и библиотеках, устроенных при соборных церквах. Александро-Свирский монастырь обладал богатейшей коллекцией вещей высокого исторического значения (известно, что сюда были свезены все наиболее ценные предметы церковного обихода из ризниц малых обителей Олонецкой епархии, упраздненных в 1764 г.) Коллекция содержалась монашеской братией в надлежащем виде и в отличном помещении. Монастырскую ризницу, расположенную над алтарем каменного Троицкого собора, привел в образцовый по тем временам порядок один из настоятелей мужской обители, архимандрит Макарий (1883-1891 гг.), настоящий ценитель и любитель церковной старины.
В Олонецкой губернии вопрос о необходимости создания отдельного епархиального древлехранилища, или церковно-археологического комитета, горячо обсуждался на страницах местных епархиальных ведомостей еще с 1899 г. И началось это обсуждение с публикации письма священника А. Малиновского, сообщившего с горечью и болью в сердце о продаже ценных вещей из старинной церковной утвари и икон древнего письма заезжим коммерсантам буквально «за копейки».
В начале ХХ в. Петрозаводское древлехранилище возникло при активном содействии Олонецкого епископа Назария (Кириллова). Его главными организаторами стали петрозаводские священники — Александр Воскресенский и Димитрий Островский. Церковный музей расположился в недавно построенном (1898-1900 гг.) двухэтажном каменном доме Александро-Свирского братства, названном позднее Назарьевским (видимо, он располагался напротив здания Олонецкой Духовной Консистории — на углу Соборной и Пушкинской улиц). В уставе Братства был отдельный пункт о столь необходимой «заботе о поддержании памятников церковной старины». Впервые подробная информация о созданном музее появилась в отчете Братства за 1907 г.
Одной из главных своих задач учредители древлехранилища считали создание специальной картотеки, которая содержала бы подробное описание всех старинных церквей и часовен Олонецкой епархии и их снимки. В каждую карточку вносились географическое название, дата сооружения, существование местных праздников, сохранившиеся предания, кладбища и другая информация. Для упрощения работы по сбору памятников церковной древности в губернском статистическом комитете был составлен список старинных церквей Олонецкой епархии с указанием даты их постройки. К сожалению, в годы советской власти эта ценная музейная картотека бесследно исчезла.
С мая 1903 г. церковным музеем заведовал Димитрий Островский, являвшийся одновременно председателем Главного совета Александро-Свирского братства. По его инициативе члены братского совета обратились к правящему епископу Анастасию (Опоцкому) с просьбой сделать все возможное для более тщательного хранения древностей в приходских церквах, о составлении их описания и передаче наиболее ценных предметов в Петрозаводск, в Назарьевский дом. Устроители особо подчеркивали миссионерское значение создаваемого ими древлехранилища. Между тем, некоторые священники Олонецкой епархии высказывали свое опасение, что демонстрацией старообрядческих икон и церковной утвари, традиций и обычаев раскольников внимание посетителей музея невольно привлекается к их идеям. В ответ защитники древлехранилища справедливо заявляли: «Правдивая история раскола есть вместе с тем и обличение его».
До создания музея при Александро-Свирском братстве вся старинная церковная утварь, ветхие священнические облачения, древние иконы и антиминсы хранились в местных приходских церквах и часовнях и только самая незначительная часть предметов отсылалась в губернский музей. В пополнении коллекции древлехранилища стали участвовать сами олонецкие архипастыри. Так, совершая ежегодные поездки по своей епархии, преосвященный Назарий (Кириллов) привозил с собой в Петрозаводск немало церковных древностей. Много новых предметов поступило по распоряжению следующего олонецкого архиерея — Анастасия (Опоцкого). Антиминсы, кресты, иконы, церковные сосуды, облачения, рукописи и книги, а также фотографии и картины, составлявшие музейное собрание, хранились в специальных стеклянных витринах.
В начале 1912 г. от созданной в Петербурге Комиссии для описания Синодального архива в канцелярию Олонецкой Духовной Консистории поступило отношение о проекте «Положения об охране древностей». В нем шла речь о необходимости образовать при Министерстве внутренних дел особый комитет по охране древностей из 28 человек, пятеро из которых являлись бы представителями ведомства православного исповедования. Предполагалось, что на местах будут образованы попечительства или избраны уже существующие археологические учреждения. В тех губерниях, где большинство памятников древности относились к церковным, обязанности по охране возлагались на епархиальные организации.
В Олонецкой губернии значительную часть памятников составляли предметы церковного значения, поэтому историко-археологический комитет решили создать на базе уже существовавшего при Александро-Свирском братстве древлехранилища, находившегося в ведомстве епархиального начальства. Как и прежде, председатель комитета одновременно возглавлял и Главный совет братства. Хранитель и его помощник обязательно должны были иметь священнический сан, поскольку среди экспонатов находились вещи, которых мирянам касаться строго запрещалось.
Первое организационное заседание Олонецкого епархиального историко-археологического комитета состоялось в 1912 г. По приглашению преосвященного Никанора в покоях архиерейского дома вечером 17 февраля собралось несколько человек: законоучитель губернской гимназии священник Д. В. Островский, преподаватели местной духовной семинарии Я.С. Елпидинский и иеромонах Иоанн (Братолюбов), преподаватели Петрозаводского духовного училища Н.С. Шайжин и Н.Ф. Лесков, а также инспектор и законоучитель епархиального женского училища Н.Е. Звероловлев. Они и стали членами создаваемого комитета, возглавил который Д.Островский. Дата для первого заседания была выбрана не случайно: 17 февраля 1912 г. отмечалось 300-летие со дня смерти патриарха Московского и всея Руси Ермогена, пострадавшего за православную веру.
Д. Островский составил Краткое описание древностей церковного музея. Особое место среди них занимала коллекция старинных антиминсов, выполненных из грубого толстого холста с видневшимися ржавыми следами от гвоздей, которыми они прибивались прямо к престолу. Самый древний из них — 1542 г. — предположительно попал в музей из Клименицкого монастыря. Надпись на нем гласила об освящении алтаря церкви Живоначальной Троицы. О бедности большинства приходских и монастырских храмов Олонецкой епархии свидетельствовали церковные сосуды, изготовленные из самых дешевых материалов — дерева и олова. Наиболее интересные старинные потиры из карельской березы принадлежали церквам Выгозерского и Челмужского погостов Повенецкого уезда.
Целая коллекция медных нагрудных крестов самой разнообразной формы поступила в музей из Петрозаводского Воскресенского собора. Они были принесены в храм многочисленными благочестивыми паломниками из окружных сел и деревень в дар почитаемому в народе образу Божией Матери «Троеручицы». Со временем из-под навешенных крестов не стало видно самой иконы, и их пришлось снять и отнести на хранение в ризницу. Из Петропавловского собора в древлехранилище были переданы вериги, принадлежавшие по преданию блаженному Фаддею Петрозаводскому.
Следуя синодальному указу от 3 августа 1911 г. «Об изданиях и отчетах епархиальных церковно-археологических учреждений», Олонецкая Духовная Консистория постановилаподготовить описание музея Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и опубликовать в «Олонецких епархиальных ведомостях» краткое описание древлехранилища в Назарьевском доме, уже составленное Димитрием Островским.
После установления советской власти все епархиальные древлехранилища со своими богатыми собраниями и коллекциями были переданы государству. Судьба Олонецкого епархиального древлехранилища в настоящее время неизвестна.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи историка – архивиста Юлии Кожевниковой «Забытый музей», 2020 год.