Новости Карельской митрополии
19.02.20 К 108 – летию образования Вытегорского викарства
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Октябрьская революция 1917 года полностью изменила жизнь православных верующих Карелии. 20 января 1918 г. был принят декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви». В школах города и губернии запретили преподавать Закон Божий, а Духовные учебные заведения закрыли, был запрещен выпуск «Олонецких епархиальных ведомостей».
Все имущество, включая здания, конфисковали и передали в ведение комиссариата просвещения, Духовные учебные заведения были преобразованы в светские школы.
В 1918-1930-х гг. продолжалась национализация церковных земель и зданий, ликвидация монастырей, изъятие мощей, гонения на духовенство. Одно из первых кощунственных изъятий мощей и расстрел ни в чем не повинных монахов в Советской России произошли в 1918 г. в Александро-Свирском монастыре Олонецкой епархии и Яшезерском монастыре.
Осенью 1918 г. духовенство было отстранено от совершения актов гражданского состояния. Ранее священники вели Метрические книги при храмах, в которых они служили, в этих книгах записывались сведения о крещении, венчании и отпевании усопших. На основании этих записей выдавались документы о рождении и другие справки.
Тогда же за противодействие декрету СНК РСФСР о свободе совести, выразившееся в отказе передать государству Духовные учебные заведения, из Олонецкой епархии были высланы видные священнослужители Русской Православной Церкви: ректор, иерей Н. К. Чуков, председатель Совета Духовных училищ епархии священник П. В. Дмитриев, протоиереи Метелев, Дроздин, священники Звероловлев, Сперанцев и другие.
Новым ударом для верующих Карелии стал обновленческий раскол. Раскол возник в мае 1922 года, когда при поддержке органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ). Арест Патриарха Тихона, прекращение функционирование патриаршего церковного управления и поддержка советской власти (в том числе её репрессивных органов) привели к быстрому росту обновленчества. В 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. Однако освобождение Патриарха Тихона из заключения летом 1923 году вызвало массовое возвращение духовенства и мирян в Патриаршую церковь. В 1923 году все обновленческие группы были официально распущены, а вместо ВЦУ образован Священный синод Православной Российской церкви, во главе которого стоял председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский) (1923—1925), Вениамин (Муратовский) (1927—1930), Виталий (Введенский) (1930—1935). После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию (Введенскому), а в октябре 1941 года — к Александру Введенскому.
В Карелии обновленческий раскол получил поддержку значительной части духовенства. При организации обновленчества, духовенство трёх из четырёх приходов Петрозаводска поддержало обновленческий раскол. Сторонники патриаршей ориентации во главе с епископом Евфимием (Лапиным) перешли в Александро-Невскую Заводскую церковь. С 1924 года Воскресенский и Святодуховский соборы вновь стали патриаршими (в 1922—1924 году в Святодуховском соборе проводили службы обновленцы, позднее удержавшие лишь кладбищенские церкви — Крестовоздвиженскую и Екатерининскую). В 1920-х — 1930-х гг. наряду с Олонецкой епархией существовала обновленческая Карельская епархия со своим епископом. Храмы Карелии часто переходили из под контроля сторонников патриаршей ориентации под контроль обновленцев, и обратно.
В конце 1922 года епископ Евфимий был без всяких оснований арестован, а весной 1923 года административно выслан в Сибирь. Однако почти 5 лет он сохранял титул «епископ Олонецкий»; в эти годы епархия имела временноуправляющих епископов. Для надежного управления епархией в конце 1927 - начале 1928 года была создана Вытегорская викарная кафедра, (по г. Вытегра Ленинградской обл. (ныне в Вологодской обл.), входившему в Олонецкую и Петрозаводскую епархию), епископ которой надзирал за приходами Олонецкой епархии. Интересно отметить, что обновленцы попытались создать собственное викарство с таким титулом и с января по 4 февраля 1924 года существовала обновленческая Вытегорская кафедра на которой числился Николай Сахаров. К началу 1928 года епархией управлял Вытегорский епископ Василий (Докторов), живший в Петрозаводске и имевший административную регистрацию как «духовный руководитель петрозаводской православной общины». Ранее, в 1925 – 1927 годах, епископ Василий возглавлял Каргопольское викарство Олонецкой епархии. К слову, именно епископ Василий 5 апреля 1928 года утвердил протоиерея Николая Надёжина (будущего новомученика, расстреляного 4 ноября 1937) настоятелем петрозаводского Свято-Духовского кафедрального собора, «согласно всеобщему избранию». 16 апреля 1928 года состоялось назначение на Олонецкую кафедру епископа Сергия (Гришина). И тут произошла трагедия. Владыка Василий имел довольно близкие связи с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых). После разрыва владыки Иосифа с заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) в связи с опубликованной им посланием от 29 июля 1927 года, (часто именуется «Декларацией»), вытегорский викарий сохранил связь с заместителем Патриаршего местоблюстителя, но после назначения на Олонецкую кафедру епископа Сергия (Гришина) перевода на Пинежское викарство, не принял, и уехал из Петрозаводска, в Ленинград. Существует легенда, что к разрыву с митрополитом Сергием епископа Василия подтолкнуло общение с новым олонецким владыкой Сергием (Гришином). Тот беззастенчиво изложил вытегорскому викарию доктрину заместителя Патриаршего местоблюстителя о необходимости полной лояльности Православной Церкви в обмен на продолжение существования легальной церковной структуры. На замечания владыки Василия о недопустимости такого подхода, Гришин заметил что «такое ныне время..». В ответ владыка Василий с великой скорбью вымолвил: «О годы проклятые!» Некоторое время епископ еще колебался в определении своей позиции, несколько раз служил в Александро-Невской лавре, подчинявшейся митрополиту Сергию, однако осенью 1928 года с частью духовенства и верующих Каргопольского уезда присоединился к иосифлянам. Так в Карелии к обновленческой и патриаршей церковным группам добавилась еще и иосифлянская. По поручению архиепископа Димитрия (Любимова) в Моисеевской церкви на Пороховых совершил около 20 тайных постригов в монашество.
В ноябре 1929 года митрополит Иосиф благословил епископа Василия на управление Каргопольским викариатством.
7 декабря 1930 года был арестован в Ленинграде по делу «Истинно-православной церкви». На допросе заявил: «видя и слыша попрание святой веры Христовой богоотступниками, решил твёрдо и согласен страдать с людьми Божьими даже до крови, готов идти ради Христа на смерть».
8 октября 1931 коллегией ОГПУ был приговорён к пяти годам заключения. Находился в Ярославском политизоляторе, а с 1933 — в Соловецком лагере.
На вытегорскую викарную кафедру вступил по благословению митрополита Иосифа (Петровых), постриженик Воскресения Господня мужского монастыря иеромонах Модест (Васильков). Его хиротонию совершили епископы Василий (Докторов), Стефан (Бех) и схиепископ Макарий (Васильев), бывший настоятель Воскресения Господня мужского монастыря . В 1945 году епископ Модест покинул Вытегру и принял титул «епископ Маловишерский».
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам:
1) Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в РПЦ. (СПб., 1999.)
2) А. К. Галкин «Вытегорское викарство». «Православная Энцилопедия. ».: URL: «http://www.pravenc.ru/text/161113.html»
3) Ленинградский мартиролог, 1937-1938. (СПб., 2002. Т. 5.)
2020 год.