Новости Карельской митрополии
19.02.20 Варсонофия Олонецкая, игумения Паданской пустыни
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
С XVI века в районе Винниц существовала Никольская Верхопаданская Корнилиева пустынь, основанная учеником преподобного Александра Свирского Корнилием Паданским и находившаяся на Пада-острове на реке Шокше.
При жизни Корнилия была построена церковь во имя Николая Чудотворца (в 1790 году перенесена в Винницы). При преемниках Корнилия Дионисии и Мисаилы были построены 2 деревянных храма во имя преподобного Александра Свирского и в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1604 г.) (сгорели).
В 1764 году в ходу секуляризационной реформы Екатерины II обитель была закрыта.
В 1860 году на месте пустыни поселились несколько пустынниц во главе с Анной Трофимовной Яценковой (строительницей Анастасией Паданской). В 1888 году была устроена женская община, преобразованная в 1900 году в женский монастырь], находящийся в ведении Олонецкой епархии.
Инокиня Анастасия (в миру Анна) родилась в 1819 году в Харьковской губернии, родители ее были простые благочестивые люди. В полтора года девочка осиротела и воспитывалась бабушкой, глубоко верующей женщиной, строгой постницей, два раза в год ходившей в Киев на богомолье. Анна с детства привыкла к душеспасительному чтению и почувствовала стремление к жизни святой подвижнической.
После смерти бабушки Анна раздала все свое имение бедным и ушла в женский монастырь в окрестностях Киева. Но монастырская жизнь ее не вполне удовлетворяла. Она стала молиться Божией Матери, прося Ее наставления. В ответ на пламенную молитву девушке был дан замечательный сон: девушка увидела себя с иконой Божией Матери на руках и ее осенила приятная душевная теплота, но затем она ощутила тяжесть и горечь. Из этого сна Анна поняла, что подвиг ее угоден Богу, но, приятный сначала, затем будет тяжелым и горьким.
Священник Феодосий Левицкий, пастырь-странноприимец, благословил Анну на духовный путь. Девушка отправилась в Тихвин на поклонение Тихвинской иконе Божией Матери. Здесь она встретилась с пустынножительницей Марией Олонецкой. Вместе отправились они в пределы Олонецкой губернии и поселились в уединенном месте, в лесу близ Никифоровской пустыни. Именно тогда Анна, в иночестве Анастасия, вступила на путь, с которого не сошла до конца сваей жизни – путь пустынножительства.
Анна и Мария расстались после смерти о. Игнатия, когда высокое начальство приказало пустынницам удалиться из пределов Важеозерского монастыря. Анна переселилась в забытую Корнилие-Паданскую пустынь (Ленинградская область) где и жила много лет до самой своей кончины. «Проводя время в постоянных молитвах, посте и трудах, с молитвой Иисусовой, понесла она много скорбей, через которые воспитала в себе дух крепкого смирения и преданности на волю Господа, очистилась духовно и преуспела в добродетелях, как истинная пустынница», – писал о подвижнице архимандрит Никодим. Олонецкий епископ благословил ее на жительство на месте бывшего Корнилиевского Паданского монастыря, закрытого в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.
По благословению Олонецкого епископа Игнатия в 1832 году за счет казны был заново отремонтирован один из трех ветхих храмов монастыря, Введения Пресвятой Богородицы. «Церковь Введенская древней архитектуры, одноглавая, деревянная, крыта подобно избе на два ската. Вход в нее был с севера, алтарь прирублен к храму с боку, окна маленькие, икон в храме не много: икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Корнилия, Дионисия и Мисаила. Маленькие колокольчики были подвешены на столбах, вблизи церкви», – так описывает церковь один из путешественников, посетивших Корнилиевскую пустынь в августе 1864 года. В 1867 году к ней была сделана пристройка в виде колокольни.
В архивных документах записано: «Проживающие здесь пустынницы переселились сюда из лесов Задне-Никифоровской пустыни, согласно их ходатайству с разрешения Преосвященного Ионафана, бывшего епископа Олонецкого и Петрозаводского, в 1872 году, земля была заарендована тогда же на имя старшей пустынницы Анны Трофимовой Яценковой на 12 лет, а в сентябре 1883 года земля вновь заарендована на 9 лет с платою за 15 десятин 78 сажен по 18 рублей 42 копейки в год».
Вот как рассказывала впоследствии старица Анастасия своим ученицам о начале своего пустынного жития: келью строили самостоятельно, копали землю, рубили деревья, складывали печь-каменку, работа была тяжелая, не для женских рук. Питались почти одними грибами, и даже соли не было. Все лето ходили босыми, а змей вокруг было много. Землянка топилась по-черному, и ее наполняли дым и угар. Только молитва к Господу помогала претерпеть все невзгоды. Однажды к пустынницам пришли разбойники и требовали денег, угрожали, связали руки, обыскали все вокруг, и только убедившись в том, что денег действительно нет, ушли. Всего натерпелась на своем пути инокиня Анастасия.
Особенно тяжкими в уединенном жительстве были искушения духовные, временами нападали уныние, тоска и необъяснимый страх, но все перенесла пустынножительница Анастасия с помощью Божией. Утешение пустынножительнице пришло в сонном видении, во время тяжелой болезни увидела Анастасия в неизреченной красоте Божию Матерь такой, как она изображается на иконе «Всех Скорбящих Радость», после чего сразу поправилась.
Стали к пустынножительнице Анастасии собираться ученицы. Но старица до конца осталась верна своему пустыннолюбию, и возобновление Паданского монастыря по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского и насельника Никифоровской пустыни иеромонаха Геннадия осуществила игумения Варсонофия.
2 апреля 1891 года в протоколе Олонецкой духовной консистории представлено заключение о том, «что, если нет никаких к тому препятствий со стороны гражданских властей, то предписать указом протоиерею Иоанну Рябинину объявить послушницам об открытии Паданской женской общины. Заключение утверждено Олонецким епископом 13 апреля 1891 года и приведено консисторией к исполнению 29 мая 1891 года». 18 мая 1892 года, постановлением Святейшего Синода, учреждена была на месте Корнилиевской Паданской пустыни женская община с наименованием ее Введенской Паданской, и мать Варсонофия назначена строительницей общины.
Общине были выделены земельные владения (15 десятин) и вскоре построили новый Введенский двухэтажный деревянный храм с шестью престолами. В обители проживали 70 человек. За счет общины содержался священник, который служил в храме. Была открыта церковно-приходская школа. С 1 июня 1900 года община возведена в монастырь с наименованием «Введенский Паданский общежительный монастырь», игумения Варсонофия назначена настоятельницей монастыря.
Пока не представилось возможным обнаружить в документах архива упоминание о том, когда пустынница Анна Яценкова приняла постриг, но в книге архимандрита Никодима сказано, что это произошло после переселения ее на место бывшей Корнилиевой пустыни. В деле об образовании Паданской женской общины, которое датируется 1890 годом, записано, что среди сестер-насельниц монахинь нет, возможно, все они приняли иночество в более позднее время, уже после учреждения монастыря.
В Санкт-Петербурге у монастыря было свое подворье (около сорока сажен земли), где была построена и освящена церковь 21 мая 1902 года св. Иоанном Кронштадтским в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подворье находилось в районе Большой Охты, в Полюстровском участке, по Прохоровскому шоссе.
«Когда все это происходило, старица Анастасия по-прежнему вела уединенный образ жизни. По-прежнему она в воскресные и праздничные дни ходила в храм Божий, только уже не в приходской, а в монастырский. По-прежнему говела в пост, соблюдая суровое воздержание, летом вставала с птичками и славословила Господа. В студеные же долгие зимние ночи, как свеча пред образом, стояла в пламенной молитве. Была матушка Анастасия насельницам обители правилом веры и образом кротости и смирения. И тихо почила 11 июля 1901 года».
В 1905 году в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича был построен храм во имя Святителя Московского Алексия с приделами во имя Корнилия Комельского и в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь имел подворье в Санкт-Петербурге в районе Большой Охты. В 1902 году Иоанном Кронштадтским была освящена церковь подворья в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь был закрыт в 1920-х годах, на его основе создана сельхозартель, впоследствии колхоз «Красный Маяк».
В 1993 образована Свято-Введенская Корнилиево-Паданская женская монашеская община. В 2000-х монахи из монастыря ушли, и он снова недействующий.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам книги архимандрита Никодима (Кононова) «Олонецкая пустынноительница инокиня Анастасия Паданская» (Петрозаводск, 1910.), 2020 год.