Новости Карельской митрополии
30.03.20 Трагедия заонежского монашества
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Среди всех монастырей Карелии судьба Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря кажется наиболее трагичной. Множества раз святая обитель подвергалась разорению, пожарам, произволу властей. Сегодня мы вспоминаем о последней большой трагедии этого древнего заонежского монастыря. Но сначала позволим напомнить читателям основные вехи жизни монастыря.
Возникновение монастыря исследователи традиционно относят к первой четверти XVI в. Историк Е. В. Барсов, основываясь на обнаруженном им в архиве Клименецкого монастыря житии Ионы Климецкого, называет более точную дату – 1520 год. Историческая территория монастыря условно делится на две части: восточную с церквами, братскими кельями, кладбищем и западную, где за оградой обители располагались хозяйственные постройки, гостиница, а в ХХ столетии – поселение Клименцы. Клименецкий монастырь, как и большинство обителей Карелии, долгое время имел только деревянную застройку. Первое каменное сооружение – церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы – было построено в 1757 г. В строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1902 гг. Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время набега «воровских шаек» в 1614 г. В это время существовали Троицкая и Никольская церкви, около тридцати жилых построек. Усадьба монастыря была обнесена деревянной оградой, за которой располагалась гостиница. По писцовой книге 1563 г. Клименецкому монастырю принадлежали земли «на пять верст вокруг» с угодьями в Нятиной губе и мельницей в Усть–Яндоме. Кроме того, по закладным и купчим грамотам он владел пашенными участками в двух деревнях Кижского погоста и соляным амбаром в Повенце. Границы пожалованных монастырю в 1547 г. земель и угодий не были четко определены, что приводило к разногласиям и ожесточенным спорам с местными крестьянами и многочисленным размежеваниям. Поскольку деревни уже давно расположились на самых удобных для занятия земледелием и скотоводством участках, монастырю досталась южная оконечность острова, примерно в 10 км от основного куста поселений в Сенной губе. Монастырь в отведенных ему границах поднял целину только в Нятиной губе. Остальная территория, вероятно, была мало пригодной для земледелия и требовала больших затрат для разработки. В первые десятилетия своего существования монастырские власти обращались к царям с просьбами о пожаловании им земель, подчеркивая в челобитных свою бедность: живут «они на пустом острову, к острову их прилегли мхи и болота, дикий черный лес и необрочные воды». Иван IV предоставил монастырю самоуправление, отдал ему «на вечныя времена чернаго лесу от монастыря на пять верст, да вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны». Частные вкладчики дарили богослужебные книги и другое церковное имущество. Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны в писцовой книге 1616–1619 гг. и дозорной книге Дмитрия Лыкова и Якова Гневашева 1620 г. Писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: монахи построили шатровую Троицкую церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки. Сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались пока в руинах. К сожалению, изображения Клименецкого монастыря данного периода нам не известны. Возможно, первоначально усадьба монастыря занимала весьма незначительную территорию вокруг Троицкой и Никольской церквей. Несмотря на пожалованные земли, угодья и льготы, монастырь в XVII в. был скромным, а братия немногочисленной. Неоднократно монахи были вынуждены обращаться к новгородскому владыке о невзимании церковной десятины. Второй строительный период закончился в 1709 г., когда в августе от удара молнии сгорели практически все строения, в первую очередь, шатровая Троицкая и Никольская церкви (Е. В. Барсов указывает на три храма – Троицкий, Никольский и Сретения Господня, хотя в письменных источниках упоминается церковь Сретения Господня с приделом Святителя Николая). О застройке третьего строительного периода 1709–1902 гг. известно из архивных документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия. Новые веяния в архитектуре коснулись и далекой провинции. Так, разрешение митрополита Иова на возведение и освещение Троицкой церкви (1712 г.) сопровождалось строгим указанием, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Храм построили девятиглавой, как и вытегорскую церковь. Некоторые исследователи полагают, что клименецкая Троицкая церковь являлась прототипом Преображенской на острове Кижи. Изображения Троицкого храма сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XX в. На них же можно увидеть и одноглавую Никольскую церковь, построенную в 1719 г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, по своему облику она напоминала Варваринскую церковь в Яндомозере. Согласно документам Генерального межевания 1785 г., монастырь и кладбище занимали около 3,3 тыс. м², а поселение – около 3,5 тыс. м², т.е. общая площадь монастырского комплекса была чуть менее 7 тыс. м². В XVIII в. вплоть до упразднения монастыря (1768 г.) его хозяйство, особенно рыболовство, успешно развивалось. Из ведомости 1722 г. известно, что «на монастырских землях, частью коих завладели сенногубские крестьяне, сеется ржи 14 четвертей с осминою в тамошнюю меру, овса 30 четвертей, две осмины. Выростает, если Бог дает, ржи 50 четвертей, осмины, овса 80 четвертей 3 осмины. Сена накашивается до ста возов». Кроме того, неплохой доход приносили мельницы. Из домашнего скота упомянуты 22 тяглых коня, 30 голов молодняка, 40 коров и 20 телят. «Рыбных ловель две: одна в Онеге, в 5 верстах, где ловятся лососи в осеннюю пору редкими сетями и неводами, а другая в Онежской Губе Череги, в 40 верстах от монастыря, где ловится ряпушка частыми сетьми». До конца XVIII в. на территории монастыря была построена только одна каменная церковь праведных Захарии и Елисаветы (1757 г.). Скорее всего, она возводилась небольшой артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы ее архитектуры. Все это было связано с весьма скудным финансовым положением монастыря. В 20-е гг. XVIII в. он приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения он передается в ведение причта ближайшего Сенногубского прихода. Возрождение монастыря в 30–40-х гг. XIX в. и интенсивное строительство на усадьбе связано с его припиской к Олонецкому Архиерейскому Дому. В 1834–1844 гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской, праведных Захарии и Елисаветы) сооружается шесть жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. В 1860 г. монастырь обрел самостоятельность. В 1877 г. под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». После опустошительного пожара 1902 г. ни та, ни другая не упоминаются. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853 г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840 г.) каменная церковь Захарии и Елисаветы. В 1857 г. расписываются ее стены и своды. К концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела. Михаил Пришвин, посетив в 1906 г. Клименецкий монастырь за несколько месяцев до его преобразования в женский, отмечает, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Эти сюжеты, к сожалению, до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи остались лишь в алтарной части. В 1876 г. при монастыре открывается спасательная станция, которую возглавлял настоятель. В 1884 г. в монастыре побывал великий князь Владимир Александрович. Монастырь был одним из популярных мест паломничества богомольцев из Петрозаводска. В 1901 г. по инициативе благочинного, архимандрита Варнавы (Накропина) была открыта школа грамоты, преобразованная в 1902 г. в церковно-приходскую школу. В 1903 г. ее покровителем стал великий князь Константин Константинович. По описи 1898 г. комплекс монастыря включал более десяти строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и башню–келью в юго–восточном углу ограды (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме выше упомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. Площадь монастырской усадьбы, рассчитанная по данным страховой описи, после значительных перестроек XIX в. составляла около 9,5 тыс. кв.м, что почти в три раза больше усадьбы монастыря в конце XVIII в. В 1899 г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, сформировавшейся к 40-м гг. XIX в., строится четвертая деревянная церковь преподобного Ионы Клименецкого на каменном фундаменте. Благодаря своему отдаленному расположению она не пострадала от пожара 1902 г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви. В четвертый строительный период, первые два десятилетия XX в., часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913 г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины в центральной усадьбе. От старой застройки сохранились церковь праведных Захарии и Елисаветы, колокольня, церковь преподобного Ионы, башня–келья в юго–восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь были отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик–келья, погреб–яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся за оградой монастыря двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.
2 июня 1906 года указом Синода монастырь был преобразован в женский. Основной благотворительницей обители стала вдова генерал-майора Н. К. Бубнова, положившая в государственный банк 10 тыс. рублей на содержание монастырского причта. Обитель возглавляли игумении Христина (1907-1909), Евгения (1909-1913), Маркеллина (1913-1915), Маргарита (1916-1918). В первую мировую войну сестры сотрудничали со Всероссийским союзом помощи больным и раненым воинам.
Все изменилось после Октябрьской революции. В 1920 г. постройки Клименецкого монастыря были переданы местному совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония. Вскоре в бывш. монастырских помещениях разместили дом инвалидов, пионерский лагерь, а церковь св. праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. До 1924 г. совершались богослужения в небольшой деревянной Ионинской церкви затем в ней устроили столовую дома инвалидов. В 1929 году территорию монастырскую покинули последние монахини. 30 марта 1930 года постановлением президиума КарЦИКа Клименецкий монастырь был официально закрыт. В сентябре 1945 года обитель посетили архитекторы А. Н. Буйнов и И. К. Рыбченко. Впосл. они включили монастырский каменный храм в «Список церквей и часовен, памятников архитектуры, состоящих на учете Управления по делам архитектуры при Совете министров КФССР». Сразу по окончании войны были разобраны каменные колокольня, ограда и башня-келья. К июлю 2014 г. сохранилось руинированное здание храма с фрагментами фресок, под спудом к-рого почивают мощи преподобного.
3 сентября 2017 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, Глава Карельской митрополии, Председатель Синодальной богослужебной комиссии, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил великое освящение и первую Божественную литургию в новопостроенном храме в честь святителя Николая Чудотворца в возрождающемся Клименецком Свято-Троицком мужском монастыре.
15 октября 2018 года Священный Синод постановил вновь открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района (журнал №96).
Надеемся, что вновь возрожденная обитель уже никогда не опустеет, а ее святые врата никогда не будут закрыты для верных Христу.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам: 1) Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Большой Климецкий: Историко-культурный очерк // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000 2) Православной Энциклопедии» (Т. 35, С. 402-406 ).
2020 год.