Новости Карельской митрополии
01.04.20 Православная Церковь в Великом княжестве Финляндском
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Финляндия лежит на стыке двух христианских цивилизаций западной и восточной, отчего христианская вера на ее территории распространялась, начиная, в основном, с XII века как с Запада, так и с Востока. Западные миссионеры навязывали веру часто при помощи крестовых походов, огнем и мечом, требовали покорности Римскому Папе, богослужения свершали на непонятном народу латинском языке, обременяли паству поборами. С Востока - из Валаамского, Соловецкого, Коневского и Свирского монастырей шли православные проповедники, которые проповедовали Евангелие мирным путем, силой слова и бескорыстного Христова подвига.
В течение нескольких веков за финские земли - прежде всего на востоке страны - в политическом и религиозном плане постоянно и упорно боролись Швеция и Древняя Русь - сперва Новгородская, затем Московская. По Столбовскому мирному договору 1617 г. вся восточная Финляндия и Карелия почти на два века отошли к Швеции. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Не желавшие - несмотря на ощутимые выгоды - менять веру предков, переселялись на русскую территорию. Немногие православные приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, в это тяжелое время по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским, которые "показывали полную заботливость об этой малой церкви, наблюдая, чтобы тамошние христиане не уклонялись от чистоты восточного исповедания и не терпели никакой нужды от недостатков храмов и учителей". Шведский король Карл XI подтвердил в 1664 г. право православных христиан "веры своей попов и божественное пение вольно держать", но одновременно говорившие по-фински православные приписывались к лютеранским приходам. Из-за этого давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах.
После Ништадтского мира 1721 г., по которому Россия вернула себе Ижорскую и Водскую пятины, шведы взяли обязательство, что на оставшейся за ними территории "греческая вера впредь свободно и без помешания в оных (церквах и школах) также отправлена быть может". Несмотря на это обязательство, совращение православных в лютеранство продолжалось и в русской части Финляндии, отчего Императрице Анне Иоанновне пришлось выпустить запретительный указ. Но он не помог. Лишь Императрица Елизавета Петровна сумела| решительными мерами пресечь лютеранский прозелитизм. Хотя в 1742 г. была образована Санкт-Петербургская епархия, т.н. Старая Финляндия и Карелия до 1764 г. оставались в подчинении Новгородского Владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими.
К началу XIX века в "русской Финляндии" насчитывалось 19 храмов и 27454 прихожан, большую часть которых составляли воинские чины из русских гарнизонов. В 1809 по Фридрихсгамскому договору вся Финляндия вошла в состав Российской Империи, получив автономию и статус Великого Княжества. Однако гуманное стремление Императора Александра I сохранить в присоединенной стране шведские учреждения и традиции не были благодетельными для Православной Церкви. Хотя православное духовенство было уравнено в правах с лютеранским, лютеранство оставалось в Финляндии государственной религией, и православные священники редко получали поддержку от чиновников-лютеран. В 1823 г. для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 - Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому и Финляндскому.
В 1838 г. в 21 православном храме молились 36 тысяч человек, из которых почти 98 % было сосредоточено на востоке Финляндии: в Выборгской и Куопиоской губерниях, тогда как в Нейшлоте, например, жило всего 156, а в Гельсингфорсе - 256 православных христиан. Через четверть века положение мало изменилось: из 1,5 миллиона жителей страны лишь 45227, т. е. всего 3 %, были православными, причем часть из них составляли военнослужащие, которые в ней жили временно. Однако в XIX веке многие храмы в Финляндии возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться, а в церковный обиход стал все сильнее проникать финский язык. В 1892 г. была создана самостоятельная Финляндская епархия. Святейший Синод Русской Православной Церкви вынес при этом такое определение: “По обширности Санкт-Петербургской епархии и по значительной в ней численности православного населения, храмов Божиих, учебных заведений и служащего духовенства, неизбежно встречаются неудобства и затруднения в управлении православными приходами Финляндии, особливо же в благоуспешном течении дел, касающихся священнослужителей, и мероприятий к вящему укреплению в православном населении Финляндии истин православной веры Христовой. Для устранения таковых неудобств и затруднений и в целях ближайшего архипастырского воздействия на православных чад Церкви Христовой в Финляндии Синод полагает: взамен существующего ныне в Санкт-Петербургской епархии первого викариатства учредить в Финляндии самостоятельную архиерейскую кафедру на следующих основаниях: 1) в состав учреждаемой епархии включить все находящиеся в Финляндии православные приходы и монастыри; 2)епархиальному архиерею сей епархии именоваться Финляндским и Выборгским и местопребывание иметь в г. Выборге; 3) содержание Финляндского архиерея, его свиты, архиерейского дома, кафедрального собора и Финляндской духовной консистории определить штатами, которые внести, особо от сего, на утверждение, в установленном порядке; 4) с открытием Финляндской духовной консистории существующее в г.Выборге Духовное правление закрыть и дела оного передать в Консисторию”. На учрежденную кафедру был назначен с возведением в сан архиепископа ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский). Этот известный святитель управлял епархией до 1898 г., когда был назначен на кафедру в Петербурге. За время его правления были построены новые храмы, основаны Линтульский Свято-Троицкий монастырь близ Райволы и Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885); на финском языке стал выходить журнал "Aamun Koitto" ("Утренняя заря"), на русском - "Рождественские" и "Пасхальные" листки.
Выдающимся архипастырем Финляндской и Выборгской епархии длительное время (с 1905 по 1917 гг.) был Высокопреосвященный Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (†1944). С целью лучшего ознакомления с жизнью вверенной ему епархии он посещал приходы и сам расспрашивал финляндское духовенство о его нуждах. Его заботами при кафедральном соборе в г. Выборге была организована специальная миссия, целью которой было распространение и утверждение Православия среди карел.
Вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м относятся первые переводы богослужебных текстов на финский язык. Согласно имеющимся сведениям, уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы. Архиепископ Антоний поощрял этот процесс, и в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык.
Для нужд миссии было создано Сортавальское викариатство Финляндской и Выборгской епархии. Оно было учреждено постановлением Святейшего Синода от 14 февраля 1913 года с поручением викарию попечения о православных карелах в трёх смежных епархиях: Финляндской, Архангельской и Олонецкой.
Когда в 1917 г. Финляндия получила независимость, общение между местной епархией и Церковью-Матерью прекратилось. Административное оформление Православной Церкви Финляндии шло параллельно с национально-государственным становлением. 26 ноября 1918 г. православие было законодательным путем объявлено национальной церковью меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны.
В декабре 1920 г. Святейшему Патриарху Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 г. был дан положительный ответ.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам журнала «Альфа и Омега» (№30, 2001), 2020 год.