Новости Карельской митрополии
01.05.20 «Чуждые письмёна»
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Наиболее ранние тексты на Руси с использованием тайнописи (шифрования) относят к XII веку. Среди приемов, использовавшихся при защите текстов, были, в частности, простые моноалфавитные шифры (простая литорея, письмо в квадратах), тайнопись глаголицей, тайнопись греческой азбукой и, кроме того, специальные приёмы письма, например, монокондил В хранилище Рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН среди фольклорно–этнографических материалов, записанных сельским учителем из Заонежья, воспитанником Петрозаводской учительской семинарии, Василием Федорковым в 1915–1923 гг., наше внимание привлекла «Летопись Узкинской церковно–приходской школы», в которой, в частности, находился документ, охарактеризованный специалистами как редкий образчик старообрядческой тайнописи. Нам удалось обнаружить лишь одну крупную теоретическую работу, посвященную данному вопросу, а именно, труд М. Н. Сперанского «Тайнопись в юго–славянских и русских памятниках письма». По определению М. Н. Сперанского, термин «тайнопись» понимается в смысле «такого вида письма, который, отклоняясь от общеупотребительного, имеет целью сделать написанное слово или мысль, положенную на письмо, недоступными для обыкновенного грамотного читателя или, по крайней мере, создать затруднение для прочтения или уразумения написанного». М. Н. Сперанский указывает на то, что в юго–славянских и русских письменных памятниках использовался не один вид тайнописи: акростих, обратное письмо, фигурное письмо, линейное письмо, цифровая тайнопись, система замен, система измененных и деформированных начертаний. Применялись также и комбинированные системы тайнописи. При этом у русских выработаны были некоторые самостоятельные системы тайного письма. Систему русской тайнописи М. Н. Сперанский по характеру делит на семь главных групп. Кратко напомним, что это за группы: 1) система иных письмен (пишут по–русски или по–славянски, вместо кириллицы употребляя глаголицу или греческий алфавит); 2) система измененных знаков (отдельные начертания букв изменяются путем прибавления лишних черт (петель, крючков, искривления прямых штрихов и выпрямления округлых; путем отнятия обычных составных частей буквы; изменением положения буквы в строке и т. д.)); 3) система условных знаков (для обозначения букв придумываются особые начертания на основании произвольных изменений начертаний букв чужих алфавитов или путем переделки алфавита); 4) система замен: условно, по определенному ключу, одни буквы азбуки заменяются другими из той же азбуки; и только при знании ключа возможно восстановить обычную букву и ее произношение; 5) система счетная или цифирная: основана на том принципе, что буквенные начертания почти все, имеют также значение цифр; «затаение» достигается тем, что для того, чтобы получить требуемую букву слова, необходимо предварительно произвести то или иное математическое действие с цифрами, указанными в криптограмме; 6) система акростиха: по начальным буквам стиха или отдельным буквам фразы, составляющим запись или фразу, стр. 508нарочно для этого составленную и имеющую иное содержание, или же по начальным буквам рядом стоящих слов, требуется составить «затаенное» слово; сюда же может быть отнесено употребление только одних начальных букв слова: только зная, как прочесть недостающие буквы, можно прочесть запись; 7) отдельный вид тайнописи – употребление письма в обратном порядке букв (справа налево), причем и самые буквы могут переворачиваться в своих начертаниях в обратную сторону (так наз. «зеркальное письмо») и т. п. Условно к тайнописи М. Н. Сперанский относил и употребление вязи. В старообрядческой тайнописи встречалось также писание узором: когда буквы, слова или фразы располагаются в виде какой–нибудь фигуры (крест, круг, сердце и т. п.) и для прочтения написанного необходимо найти начало и направление линии в чертеже. Найденный нами образец по своей форме явно не принадлежит ни к одной из описанных групп, разве что в каком–то смысле к последней. Он представляет собой табличку, начерченную изначально на «настенной» дощечке и перерисованную собирателем в тетрадь. Любопытна и забавна предыстория знакомства В. Федоркова с хозяином этой дощечки. Цитируем его записи: «Вот моя встреча в 1909 году с одним крестьянином Космозерского прихода, который ревностно придерживался старины. Долго говорили за чаем, то о том, то о другом и, наконец, случайно зашел как–то разговор о газете. – Да, теперь народ умнее Бога думает быть, – проговорил дедушка, – газету открыли. Говорят, в одну минуту тыщу номеров могут отпечатать. Морогать только глаза у людей. Да, какой толк от газеты? Деды наши прожили век, да без газеты обходились, а теперь газеты!! Я стал защищать значение и пользу газеты, но дедушка меня перебил:[ – Какая может быть польза от газеты? Нашел ты пользу в дьявольском учении. – Как в дьявольском?! – возразил я ему с удивлением. – Да так, што в дьявольском. И написано–то там по–дьявольски. Святые отцы не столбиком пишут, а в строчку, а тут столбиком. Ну как же не дьявольское? Далее В. Федорков пишет: «Вот полная копия с этой дощечки». Правила св. отець новаго завњта, всякому православному христіанину соблюдать со усердіемъ чистымъ. Аще кто ая правила наблюдаетъ св. отець, тотъ человеке не далече царствгя небеснаго бываетъ». Нижняя строка так же, как и верхняя, не расчерчена. Таким образом, получаем по горизонтали восемь строк. Читаем: Убњй / грњхъ / Люби / жену / сребролюбiе / отрини отца / почитай / блудниць / ненавиди / снадби / благая проклинай / бњса / брака /желай /твори / милостыню матерь / слушай / бњгай / блуда / прелюбодњянія / не твори въ церковь / ходи / священн. / Слушай / будь / послушливъ Не ходи / в кабакъ / проклинай / лукавых / Гордъ / не будь Богу / молись / добру / учись / правды / наслњдствуй Не молись / сатане / Не учись / ереси / не навиди / лжи. По вертикали шесть строк: Убњй / отца / проклинай / матерь / въ церковь / Не ходи / Богу / Не молись грњхъ / почитай / бњса / слушай / ходи / в кабакъ / молись / сатане Люби / блудниць / брака / бњгай / священн. / проклинай / добру / Не учись жену / ненавиди / желай / блуда / слушай / лукавых / учись / ереси сребролюбіе / снадби / твори / прелюбодњянія / будь /Гордъ / правды / не навиди отрини / благая / милостыню / не твори / послушливъ / не будь / наслњдствуй / лжи Слева пустой столбец с надписью: «Наука бњсовская злонравная человњкомъ яко страшный грњхъ убійства». Справа также пустой столбец с надписью: «Аще кто сія будетъ соблюдать, тотъ вњчно будетъ плакать и рыдать». Таким образом, действительно видим, что на дощечке заповеди «Божеские» написаны по горизонтали, а заповеди «диавольские» – по вертикали. Кроме того, обращает на себя внимание и то, что святых заповедей – восемь (вспомним, что старообрядцы признают только восьмиконечный крест, считая его завершённым и единственно полноценным (именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать императора Константина) при раскопках на Голгофе в IV в. Все остальные формы – происки «латинян», то есть католиков), а «нечистых» заповедей – шесть, и тут поневоле вспоминается символика числа 6, связанная с числом зверя – 666. И все–таки, к какому типу тайнописи относится указанный текст? Вероятнее всего, по сути, все–таки к старообрядческой «узорной» (см. выше), хотя никакого особого «узора» мы здесь и не видим. Правда, у М. Н. Сперанского встречаем указание на то, что «случаи условного порядка букв в слове (или слов во фразе)» могут быть отмечены уже с конца XVI в. в дипломатической переписке. Он ссылается также на некий рукописный сборник стихов «Зегар з полузегарком» (1690 г.) о. Иоанна Величковского,[как на пример использования условного порядка букв и слов, где тот «под названием ««вѣршъ жертовный» (т. е. шутливый) дает парные вирши, истинный смысл коих получим, если будем читать по очереди слово верхней строки, а за ним слово нижней, стоящее под первым». И тут мы встречаем пример, сильно напоминающий нам текст нашей настенной дощечки, хотя и в значительно усеченной форме: Оставъ молитву, девство растли, злых чти, друже,Леность люби, сохраняй злость, добрыхъ лай дуже.Возненавижд трезвенныхъ, пьяницъ люби зело,Гордыхъ почитай, злословь смиренныхъ всецело. Но в данных виршах мы видим «перевернутый», по сравнению с нашим примером, порядок: горизонталь – «диавольская», вертикаль – «Божеская». При этом здесь отсутствует та строгая логика, последовательность, упорядоченность и завершенность, кои присущи тексту В. Федоркова (в частности, не до конца выстраивается вертикальный текст). По словам М. Н. Сперанского «все эти приемы о. Величковского носят характер забавы, шарады, а не тайнописи в собственном смысле этого слова».Но наш текст, даже если он составлен каким–нибудь грамотным подражателем по примеру рукописи о. Иоанна Величковского, отнюдь не воспринимается его обладателем, как некая «шутка», что совершенно очевидно, если вновь обратиться к свидетельству В. Федоркова, который пишет: «Я прочел. – Кто же, дедушка, эти правила составил? – Как кто? Святые отцы. Так вот ты, друг, што скажешь! Вот какого сорта дела–то. И дело–то пустяшное, а ты не знал. – Да помилуйте! Я первый раз еще вижу эти правила. – То–то первый. Так вперед и не спорь о том, чего не разумеешь. Я поблагодарил его за урок и спросил, не уступит ли он мне этой дощечки. – Ни под каким видом! – возразил он. – Эфто святыня нашего дома. Ты–то пойми, што «правила святыхъ отецъ», – вещь священная. Священное грех продавать. Эфто святотатством называется. Тогда я у него попросил позволения списать сии правила. Он с радостью согласился на это и приказал своим сейчас же принести перо, чернильницу и лист бумаги. – Давно бы так. А продать – не могу. Отец, дед, прадед мой век прожили – хранили ю и мне наказали хранить, так уж я его слова не могу изменить… Так вот ваши газеты к чему можно причислить – к дьявольским правилам. Да в них окромя закорючек да финтифлюшек и нет ничего путного. Вот взял бы ты старину книгу, так вот научился бы где. Так есть и как святые отцы жили, и как тебе надо жить, и какия пятницы в году надо соблюдать и посты какие, и молиться как – одним словом – все, а святцы возьмешь – узнаешь, когда ущерб месяца, и когда его нарождение, и какой месяц по небесному теперь идет, одним словом, все, што нужно знать крестьян(и)ну. Много еще кое–что он говорил, когда я писал, но я всего не слышал. – Ну, вот кончил, так теперь и храни сию святыню – благословляю, – проговорил дедушка, когда я написал все. – А газет. – я век прожил, не выписывал – без них обходился и детям заказал тоже, и тебе не советую. 1917 г. 20 января». Конечно, можно поспорить и о том, принадлежит данный памятник именно культуре старообрядцев или является одним из примеров общераспространенных в крестьянской среде неканонических текстов религиозного содержания, определяемых сейчас термином «народное православие». Но первое предположение кажется весьма вероятным, если посмотреть на некоторые другие примеры, в частности, лубочные изображения на настенных листках или изображения схимнических крестов («Голгофа») в старообрядческих памятниках письменности, и сами кресты с надписями, где текст расположен зачастую в очень похожем порядке и имеет сходное по смыслу (собственно религиозное), хотя и не тождественное, содержание. Как бы то ни было, других сведений о подобных примерах нам обнаружить не удалось, так что вполне вероятно, что данный памятник является авторским, а потому уникальным и единственным в своем роде. Тем не менее, надеемся, что его обнародование внесет вклад в исследование религиозной культуры старообрядцев. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи Рейли М.В. (г.Санкт-Петербург) «Правила святых отець», найденные в Космозерском приходе в 1909 г., как образчик старообрядческой тайнописи // Рябининские чтения – 2015(Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.ИвановаМузей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.), 2020 год.