Новости Карельской митрополии
30.04.20 В новом номере журнала «Славянка» вышла статья митрополита Константина
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
«Русская Церковь и Великая Победа»//Славянка. №3(87),май - июнь, 2020. С.14-23.
В начале следует отметить, что выход на непосредственное военное столкновение с СССР было главной предпосылкой реализации провозглашенной Гитлером еще в «Майн Кампф» цели уничтожения Российского государства, ликвидации и порабощения его населения, превращения всей России в колонию и место для расселения немецкой расы «господ». Это было задолго до пакта Молотова-Риббентропа. Цель эта была отлично известна на Западе. Действия ведущих западных стран в 30-е годы прошлого века были однозначно направлены на то, чтобы помочь Гитлеру подготовиться к войне с СССР. Гитлера толкали на Восток, убеждая, что на Западе ему искать нечего: там нет жизненного пространства для немцев. Развязанная фашистской Германией, с попустительства «западных демократий» после Мюнхенского сговора осенью 1938 года, Вторая мировая воина явилась страшным бедствием для всего мира и особенно для СССР. Но пути Господни неисповедимы, и Божий Промысл, умеющий обращать зло в добро, дал возможность возрождения для Русской Православной Церкви. Во время войны Церковь не поддалась искушению рассчитаться с советской властью за нанесенный ей жесточайший удар. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами жестоких гонений. Всем известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но лишь немногие знают, что это воскресенье было по церковному календарю «Неделей всех святых, в земле Российской просиявших». Этот праздник был установлен в преддверии жестоких гонений и испытаний для Русской Церкви и явился своеобразным эсхатологическим знамением мученического периода в истории России, но в 1941 году он промыслительно явился началом освобождения и возрождения Церкви. Русские святые стали той духовной стеной, которая остановила бронированную немецкую машину с оккультной свастикой.
В первый же день войны, за одиннадцать дней до знаменитой сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви»: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству... Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины». Значение этого Послания трудно переоценить. Гонимая Православная Церковь сама протягивала руку помощи, но не столько атеистической власти, сколько заблудшему и несчастному русскому народу.В Послании ясно определялись и задачи духовенства: «Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией». Позднее, в Пасхальном послании 1942 года, владыка напишет: «Тьма не победит света... Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику... Не забудем слов: "Сим победиши!" Не свастика, а Крест призван возглавить христианскую культуру, наше "христианское жительство". В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим, новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его». Действительно, Советский Союз был государством антихристианским, но не антихристовым, был атеистическим, но не оккультным. Напротив, система государственной власти Третьего рейха, выстраиваемая Гитлером, была оккультной и антихристовой по своей сути. «Потрясающая новизна нацистской Германии в том, что магическая мысль впервые взяла себе в помощники науку и технику... Гитлеризм - это, в известном смысле, магия плюс бронированные дивизии». Сам Гитлер являлся своим адептам в облике Мессии, так называемое копье сотника Лонгина, пронзившее сердце Христово, в руках Гитлера стало магическим талисманом, а на пряжках ремней солдат, шедших убивать, грабить и зверствовать над мирным населением, были написаны слова из мессианского пророчества Исаии: С нами Бог (Ис. 8, 8). Крест на немецких самолетах, бомбивших школы и госпитали, явился одним из омерзительнейших кощунств над Животворящим Крестным Древом в истории, но также и знамением псевдохристианской, а на последней глубине - антихристовой западноевропейской цивилизации. То, что одной из конечных целей наци-стов являлось провозглашение Гитлера мессией и признание его таковым покоренными народами всей земли, показывает следующая кощунственная молитва по подобию «Отче наш», активно распространявшаяся в листовках: «Адольф Гитлер, ты наш вождь, имя твое наводит трепет на врагов, да приидет третья империя твоя. И да осуществится воля твоя на земле». Весьма значимо то, что, по большому счету, только предстоятели большинства Православных Церквей осудили фашизм: Ватикан хранил молчание и по поводу нацистских захватов (в том числе католических стран), и по поводу истребления целых народов (не только и не столько евреев, но прежде всего славян - русских, сербов, белорусов). Более того, некоторые католические иерархи не только благословляли нацистский террор, но и активно участвовали в нем, например, хорватский кардинал Загреба Кватермик. Не случайно то, что именно православные страны — Югославия, Греция, Россия - и православные народы стали объектами нацистской агрессии: в этом сказался антиправославныи и христоборческий дух Западной Европы, шедшей под предводительством Гитлера в крестовый поход на Восток. Мы вовсе не хотим сказать, что рядовые католические и протестантские свяшеннослужители не страдали от фашизма, вовсе нет, напротив, в одной Польше только до я и вар я 1941 года было убито 700 католических священников, 3000 священнослужителей было заключено в концентрационные лагеря, но Ватикан никак не реагировал на доклады Польского архиепископа Глонды. Что же касается руководителей некоторых протестантских Церквей они прямо признали Гитлера как «богодарованного» вождя. Хотя, впрочем, и там были единичные случаи сопротивления. На этом фоне осуждение фашизма с христианских позиций было исключительно важным.Русская Правое лавная Церковь сыграла большую роль не только в мобилизации русского народа, но и в организации помощи со стороны союзников, а косвенно - и в открытии Второго фронта. Особое значение в деле идеологической борьбы против фашизма и его союзников имели послания митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) к румынским пастырям и пастве, а также к румынским солдатам, ставшим жертвами политических интриг своих правителей. «Что може быть общего у румынских православных христиан с гитлеровцами, возрождающими культ почитания языческого бога Вотана? — вопрошал владыка. — А мы, русские, братья с вами по вере, братья по мирному соседству. Румынский солдат не может забывать того, что кровью русских солдат в войне 1877-78 годов была завоевана государственная независимость и свобода национального существования Румынии... Ваш христианский долг - немедленно оставить немецкие ряды и перейти на сторону русских, чтобы искупить великий грех соучастия в преступлениях немцев и содействовать делу поражения врага человечества». В решающие моменты Сталинградской битвы митрополит Киевский и Галицкий Николай служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери. Особенно велик был подвиг ленинградского духовенства. Вот как в
Следствием самоотверженного служения клира в блокадном Ленинграде явился подъем религиозности народа. Процесс религиозного подъема охватил всю Россию. Сводки НКВД сообщали о присутствии на пасхальном богослужении 15 апреля 1944 года большого количества военных: в Троицкой церкви г. Подольска - 100 человек, в церкви святого Александра Невского (пос. Бирюлево, Ленинского р-на) - 275 человек и так далее. К вере приходили (или о ней вспоминали) и простые солдаты, и военачальники. Из свидетельств современников известно, что начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников (бывший полковник Царской Армии) носил образ святителя Николая и молился: «Господи, спаси Россию и мой народ». Г.К. Жуков всю войну провозил с собою Казанскую икону Божией Матери, которую он затем пожертвовал в один из киевских храмов. Свою веру прилюдно выражал маршал Л.А. Говоров, командую-щий Ленинградским фронтом. Часто храмы посещал герой Сталинградской битвы генерал В.И. Чуйков. Особенно поразительны были случаи прихода к вере из комсомольского атеизма. О массовости подъема религиозных настроений в армии свидетельствует, например, такая просьба, направленная телеграммой в Главное политуправление РККА с 4-го Украинского фронта, заверенная подполковником Лесновским: «По встретившейся надобности, в самом срочном порядке выехать мате-риалы Синода для произнесения в день празднования годовщины Октября, а также ряд других руководящих материалов Православной Церкви». Подобное, казалось бы, парадоксальное сочетание советского и православного начал было нередким для тех лет; вот письмо солдата М.Ф. Черкасова: «Мама, я вступил в партию... Мама, помолись за меня Богу».Многие священники не только своим церковным служением, но и воинским подвигом внесли свой вклад в Победу. Следует отметить прямое участие сотен священнослужителей в боевых действиях, в том числе и тех, кто до войны отбыл срок в лагерях и ссылках, или шел на фронт прямо из лагеря. Здесь может возникнуть несколько щекотливый вопрос: насколько это соотносится с канонами запрещающими священнослужителям, совершающим Бескровную Жертву, проливать кровь. Следует отметить, что каноны создавались для конкретной эпохи и конкретной ситуации Восточно-Римской империи, когда недопустимо было смешивать священнослужение и военное ремесло, но превыше канонов стоят евангельские заповеди, в том числе и следующая: Нет бол ьше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). В истории Церкви было немало случаев, когда священнослужителям приходи-лось брать в руки оружие: оборона Троице-Сергиевой лавры и Смоленска, вооруженная борьба сербских и черногорских священников, и лаже митрополитов против турецких поработителей... В обстановке нацистского вторжения, несшего в конечном счете оккультизм и физическое уничтожение славянских и других народов, оставаться в стороне от вооруженной борьбы было недопустимо, к тому же, большинство священников шли в армию по послушанию властям. Многие из них прославились подвигами, и были отмечены наградами. Вот только несколько портретов. Уже побывав в заключении, С.М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен, в самом начале войны стал заместителем командира роты, прошел всю войну и завершил ее в звании майора. Наместник Псково-Печерского монастыря в пятидесятые-первой половине семидесятых годов XX века архимандрит Алипий (Воронов), талантливый иконописец и деятельный пастырь, будучи уже в сане, оборонял Москву, воевал все четыре года, был ранен несколько раз, награжден боевыми орденами. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, в 1943 году он вернулся к священнослужению с медалью «За боевые заслуги». Русская Православная Церковь много делала не только для воодушевления воинов, но и для развития партизанского движения. В одной только Полесской епархии более половины священников (55%) было расстреляно за содействие партизанам. Некоторые священники, такие как отец Василий Капычко, «партизанский поп» (которого автор знал лично), священнодействовали в белорусских партизанских отрядах, исповедовали, причащали. Многие из священнослужителей воевали в партизанских отрядах, нескольким десяткам из них позднее была вручена медаль: «Партизану Великой Отечественной войны». Так, протоиерей Александр Романушко из Полесья, с 1942 по 1944 годы, лично участвовал в партизанских боевых операциях, лично ходил в разведку. В 1943 году, когда хоронили убитого полицая, при всем народе и вооруженных товарищах убитого отец Александр сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти' произнесем же: 'Анафема!'». А затем подойдя к полицаям, призвал их искупить свою вину и обратить оружие против немцев. Эти слова настолько впечатлили людей, что многие прямо с похорон ушли в партизаны. Особой страницей является деятельность выдающегося хирурга святителя Дуки (Войно-Ясенецкого). В операционной у него висела икона, операции он не начинал без молитвы. Показателен следующий факт: когда ему вручали награду за самоотверженный труд, то выразили надежду, что он и далее будет оперировать и консультировать. На это владыка сказал: «Я всегда стремился служить народу' и спасать людей. И я спас бы их гораздо больше, если бы вы не таскали меня по тюрьмам и лагерям». Все обомлели. Потом кто-то из начальства робко заметил, что нельзя так уж все припоминать, надо иногда и забывать. И снова раздался громовой бас владыки: «Ну, уж нет. Этого я никогда не забуду». Большое значение имели сборы средств Церковью на помощь армии, а также на помощь сиротам и восстановление разоренных областей страны. Митрополит Сергий практически нелегально начал церковные сборы на оборону страны. 5 января 1943 года он послал Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Церковью банковского счета, на который вносились бы все деньги, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. Сталин дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. Сохранилась история о том, как неизвестный богомолец положил во Владимирском соборе блокадно-го Ленинграда под иконой святителя Николая 150 золотых николаевских червонцев: для голодающего города это было целое сокровище. Наименование танковой колонны «Димитрий Донской», на которую Церковь собирала народные деньги, равно как и эскадрильи «Александр XI Невский», не случайно: в своих проповедях митрополит Ленинградский Алексий постоянно подчеркивал, что эти святые одерживали победы не просто благодаря своему патриотизму, но благодаря «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле...». При этом следует отметить, что колонна «Димитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский» - лишь капля в море церковных пожертвований. В общей сложности они составили не менее четырехсот миллионов рублей, не считая вещей ценностей, и в ряде случаев целенаправленно направлялись на создание того или иного танкового или авиационного подразделения. В достаточно сложных условиях оказалась иерархия на территории, оккупированной немцами. Неправильно говорить о том, что немцы открывали церкви на оккупированной территории: на самом деле они лишь не препятствовали их открытию верующими. Вкладывали же силы и средства, часто последние, русские, украинцы и белорусы - жители оккупирован-ных территорий. В политике немцев на оккупированных территориях сталкивались две линии: одна - от представителей средних (лишь отчасти и высших) военных кругов, заинтересованных в лояльности населения оккупированных областей, а следовательно, и в единой канонической церковной организации. Другая линия, исходившая от Розенберга и Гитлера, была нацелена на деморализацию, разобщение, в конечном счете, уничтожение русских людей и, следовательно, инициировала религиозный хаос и церковный раскол.
Как и весь русский народ Русская Православная Церковь тяжело пострадала во время Великой Отечественной войны. По далеко не полным и не точным оценкам комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний, немцами было уничтожено или разрушено 1670 церквей и 69 часовен. Если, с одной стороны, под это число подпало большое количество храмов, разрушенных коммунистами до войны, то, с другой стороны, в нем не учитывались все скромные деревенские церкви, сожженные вместе с запертым в них народом карателями в Белоруссии и на Украине. Зачастую немецкие зондеркоманды собирали в белорусских деревнях весь народ в церковь, отфильтровывали молодых и крепких и угоняли на работу в Германию, а оставшихся запирали в церкви и сжигали. Такая трагедия произошла, например, 15 февраля 1943 года в селе Хворостово Минской области, когда во время Сретенского богослужения немцы загнали всех жителей в храм, якобы на молитву. Предчувствуя недоброе, настоятель церкви отец Иоанн Лойко призвал прихожан всех усердно молиться и при-частиться Святых Христовых Таин. Во время пения «Верую» стали силой выводить из церкви молодых женщин и девушек для отправки в Германию. Отец Иоанн попросил офицера не прерывать богослужения. В ответ фашист сбил его с ног. А затем двери храма были забиты, и к нему подъехало несколько саней с соломой... Позднее полицаи показывали на суде, что из горящей церкви раздавалось всенародное пение «Тело Христово приимите. Источника Бессмертного вкусите». И это лишь один из многих сотен подобных случаев. Личным примером духовенство Русской Православной Церкви призывало к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла. Все это не могло не оказать воздействия и на религиозную политику советского правительства. В начале войны полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда, была свернута деятельность «Союза воинствующих безбожников». Переломный момент в отношениях между Церковью и государством произошел в 1943 году, когда было принято решение о возрождении патриаршества. Число убитых священнослужителей в войну не поддается подсчету, тем более что трудно отделить погибших в войну от репрессированных, и, по большому счету, до последнего пятнадцатилетия никто подобными исследованиями не занимался. Лишь изредка в литературе о Великой Отечественной войне мелькали сведения о погибших священнослужителях, чаше всего - одной-двумя строчками. Например: «Расстрелян священник Александр Новик с женой и детьми... Сожжен священник Назоревский с дочерью... Убит 72-летний протоиерей Павел Сосновский с 11-летним мальчиком... После мучительных пыток расстрелян 47-летний священник отец Павел Щерба». Более того, хрущевско-брежневская власть и ее пропагандисты зачастую оказывались неблагодарными к тем, кто сражался за Родину и полагал за нее жизнь, если они были священнослужи-телями. Одним из свидетельств этого является памятник сожженным в селе Хворостово (Полесье), где среди всех поименно названных жертв нет только одного имени - священника Иоанна Лойко Из военно-документальной литературы целенаправленно изымались свидетельства о священниках- воинах, священниках-партизанах. В заключение хотелось бы сказать, что Великая Отечественная для нас не кончилась, она продолжается с огромными потерями сегодня, только пока без бомбежек и артобстрелов. Поясню свои слова. На совещании в ставке за несколько дней до начала войны, 16 июня 1941 года, Гитлер говорил: «Мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, доклады постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей, и что можно было бы приобрести на эти средства. Должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев... Не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям... Никакой помощи многодетным семьям... На всей русской территории всячески способствовать развитию и пропаганде употребления спиртных напитков в широком ассортименте и в любое время... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в алкоголизме и руководстве*. Если мы посмотрим на то, что делается вокруг нас, то с удивлением увидим, что абсолютно все здесь перечне ленное в той или иной мере выполняется. Каждый год в России убивают шесть миллионов неродившихся детей. Каждый год в России только от алкогольных отравлений погибают 300 тысяч человек, в стране не менее семи миллионов хронических алкоголиков и четырех миллионов наркоманов. Если мы - как представители Церкви, так и общественности - не возвысим свой властный голос против этого тихого убийства, невидимой информационной войны, то через двадцать- тридцать лет Россию можно будет брать голыми руками - некому будет ее защищать и некому будет в ней работать. Тогда мы окажемся недостойны памяти наших павших предков, в том числе, миллионов верующих и сотен священнослужителей, и характеристика Гитлера, к сожалению, будет абсолютно верной. Надо неукоснительно говорить миру всю правду о той войне, не будем забывать, что русских в годы Великой Отечественной войны погибло 66,2 процента от числа всех погибших. И не надо бояться той клеветы, которая широким фронтом развернулась против великого подвига нашего народа. Но для того, чтобы нам победить в этой борьбе, нужна воля, а для нее - вера в Бога, Божий Промысл и назначение России - такая вера, какая была у Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, митрополита Киевского Николая, митрополита Ленинградского Алексия, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), протоиерея Александра Романушко и сотен других подвижников благочестия. И да поможет нам Бог в стяжании такой веры для спасения России и русского народа. День Победы 9 мая 1945 года пришелся на перенесенный (по церковному календарю, из-за Пасхи) день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя христианского воинства. От фашистской Германии Акт о безоговорочной капитуляции подписал адмирал Денниц и это тоже знаменательно: святой Георгий победил Денницу. На 1914 год в Российской Империи было 117 млн православных христиан, которые проживали в 67 епархиях, управляемых 130 епископами, и 50 с лишним тысяч священников и диаконов служили в 48 тысячах приходских храмов. В ведении Церкви находилось 35 тысяч начальных школ и 58 семинарий, 4 академии, а также больше тысячи действующих монастырей с почти 95 тысячами монашествующих. В результате коммунистического уничтожения Церкви, на огромной территории Советского Союза к 1 сентября 1939 года осталось всего 100 храмов, четыре архиерея, 200 священников. Но уже к середине 1940 года, в результате присоединения Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, где церкви не закрывались новой властью по политическим соображениям, число храмов увеличилось до 4000, что давало возможность Русской Православной Церкви хотя бы отчасти возродиться от пережитого ею ужасного погрома. Правительство не могло не считаться с новыми массами православного населения.
Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин,
профессор, академик РАЕН,
Председатель Синодальной богослужебной комиссии