Новости Карельской митрополии
02.02.21 Оплот Православного Севера
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Увы, нельзя без печали взглянуть на положение православных приходов Виены, Поморья и центральной Карелии в середине XIX – начале XX веков. Деятельность многочисленных сект, различных миссионерских обществ и старообрядческих согласий подрывало чистоту Веры в православных поморах и люддиках. По воспоминанием великого финского лингвиста и этнографа Элиаса Леннрота, совершившего ряд экспедиций на север Карелии в первой половине XIX века, практически все русское население края было либо старообрядческим, либо радикально сочувствующим делу раскола. К началу ХХ века ситуация лишь ухудшилось. Ширилась и проповедь различного рода околосектанских групп. Так в начале XIX века на севере России появилось секта Ушковайзет. В 1875—1876 годах особо отмечается в селе Ухта, в Архангельской губернии. Учение распространилось среди православного карельского населения и на других приходах уезда. В Ухте и Войницах насчитывалось не менее 500 последователей движения. Основателями учения были карельские коробейники Григорий Богданов и Семён Пяллиев, финны Карл, Давид и Иоган Тауриайнены. Приверженцы «ушковайзет» считали себя единственными истинными верующими, а остальных людей называли: «паканот» — «язычники» (от фин. pakana — язычник) и «эпяюмалайзат» — «идолопоклонники» (от фин. epäjumalaa — идол). Они призывали верующих отказаться от грехов, таких как пьянство, лень. Они не принимали многие таинства Православной церкви, считая, что для спасения достаточно одной веры. Однако, в отличие от старообрядцев, многие «ушковайзет» признавали крещение и заключение брака православным духовенством в православной церкви, посещали и некоторые службы в церкви, касающиеся чтения Нового Завета. Приверженцы «ушковайзет» не почитали святых апостолов и угодников, святых мощей и святых икон, не соблюдали постов и не изображали на себе крестного знамения. Согласно учению, каждый член этой религиозной группы имел право проповедовать, подобно апостолу, так как каждый из них нёс в себе Духа Святого (поэтому христианские святые признавались такими же людьми, как и любой член религиозной группы «Ушковайзет»). Сторонники этого религиозного движения трактовали слова апостола Иакова: «Итак исповедайте друг другу грехи» (Иак. 5:16), потому не принимали чина исповеди перед священством, но исповедовались друг перед другом. Они отрицали обрядность, иконы, посты, таинства, духовенство, считали ненужными и храмы, на своих собраниях читая выборочные отрывки из Священного писания Интересно отметить тот факт, что финское лютеранское духовенство весьма активно боролось с проникновением идей «ушковайзет» на территорию Великого княжества Финляндского, что ставить под сомнение приписываемый секте «протестантский характер». Как ответ на проповедь старообрядцев и сектантов в 1907 году было создано Православное Карельское братство во имя святого великомученика Георгия Победоносца имевшее своею целью просветительскую работу среди карельского населения, благотворительность и борьбу с сектантской пропагандой. Деятельность братства распространялась на Олонецкую, Архангельскую губернии и Великое княжество Финляндское — места компактного проживания карел.
И хотя 28 августа 1907 года в г. Кеми было открыто Архангельское епархиальное отделение братства, а 17 февраля 1908 года было открыто отдельное Православное Беломорско-Карельское братство Архангела Михаила, деятельность просветителей ПКБ в Виене была распространена весьма слабо. Все это привело синодальное и епархиальное руководство Русской Церкви к идеи необходимости создания специальной, надзирающего за работой братства, епископской кафедры, расположенной в Виене или Поморье. 2 февраля 1910 года Архангельский епископ Михей (Алексеев) направил в Синод ходатайство об учреждении викарстваства и предложил назначить на кафедру настоятеля Артемиева Веркольского монастыря архимандрита Варсонофия (Вихвелина). (Кандидатура викария, по-видимому, была подсказана св. Иоанном Кронштадтским. В письме к епископу Михею от 7 декабря 1908 он советовал владыке, несмотря на желание архимандрита Варсонофия перейти в Томскую епархию, не отпускать клирика: «Он послужит о Господе с честью и будет помощником добрым». Синодальный акт о создании викарства был объявлен 3 июля 1910 г. Епископу предписано жить при Веркольском монастыре и им управлять на правах настоятеля. При приходской церкви в селе Ухта, наиболее густонаселенном карельском селе в Виены, разместилось архиерейское подворье (именно в его стенах, в 1919 году, пройдет первое народное собрание представителей северных волостей Карелии, одним из решений которого будет объявление Православия государственной религией Карельского государства). 26 августа 1910 года в Троицком кафедральном соборе Архангельска состоялась хиротония архимандрита Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, которую возглавил Финляндский и Выборгский архиепископ Сергий (Страгородский). В ведении викария находились приходы и монастыри в Кемском, Онежском и Пинежском уездах. О своем служении епископ Варсонофий оставил дневниковые заметки, в которых писал о запущенности ряда храмов и церковноприходских школ, о труднодоступных приходах. Стоит сказать несколько слов о владыке Варсонофии. Епископ Варсонофий родился 14 октября 1863 года в семье чиновника. Окончил Санкт-Петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого общества.По благословению протоиерея Иоанна Кронштадтского поступил послушником в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь, где прожил послушником 11 лет. В 1897 году поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1901 был на последнем курсе пострижен в мантию с именем Варсонофий, 22 апреля того же года был рукоположён в сан иеромонаха.В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия «с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания».10 октября того же года назначен помощником смотрителя Слуцкого духовного училища. 27 июля 1903 года указом Святейшего Синода назначен инспектором Архангельской духовной семинарии. С 1 октября того же года по постановлению правления Архангельской Духовной Семинарии назначен председателем комиссии по производству испытаний на звание учителя церковно-приходской школы.22 декабря 1907 года назначен настоятелем Артемиева Веркольского монастыря с возведением в сан архимандрита. Активно занимался миссионерской деятельностью. Деятельность возглавляемой кемским викарием миссии была весьма успешной. 6 мая 1911 года владыка Варсонофий был награждён императором Николаем II орденом святого Владимира 3-й степени за успехи в деле миссионерства. В ходе регулярных встреч духовенства викариата было принято решение подать ходатайство о включении виенских и поморских приходов в состав Олонецкой епархии, однако из-за интриг архангельского епископа Михея (Алексеева), Синод не удовлетворил прошения и даже начал вынашивать проект об упразднении отдельной карельской миссии. Дабы спасти положение 14 февраля 1913 года по предложению Финляндского архиепископа Сергия 17 карельских приходов в Кемском уезде, где велась активная пропаганда сект, были переданы новоучрежденному Сортавальскому викарстству Финляндской епархии. Это было сделано, чтобы выделить карельские приходы Архангельской и Олонецкой губерний в одну церковно-административную структуру. Из-за изъятия этих приходов викарство было переименовано 14 февраля 1913 года в Пинежское с сохранением резиденции епископа в Артемиевом Веркольском монастыре. Центр карельской миссии переместился в Сортавала. Годы, проведенные в северной Карелии, среди простого карельского и северорусского народа не прошли для владыки Варсонофия бесследно. Он всем сердцем полюбил наш северный край. По упразднению Кемской кафедры, он, не желая расставаться с Карелией, подал прошение об снятии с должности настоятеля богатого Артемиева Веркольского монастыря и направлении его в Олонии. 13 ноября 1910 года он назначен епископом Каргопольским, викарием Олонецкой епархии. 6 мая 1915 года император Николай II пожаловал Варсонофию орден Святой Анны I степени. В 1917 году настоятель каргопольского собора священник Иоанн Ильинский и ряд других приходских священников Каргопольского уезда выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского уезда в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце епископ Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сентября 1917 года епископ Варсонофий был командирован в Симбирск в распоряжение епископа Симбирского Вениамина (Муратовского). 17 октября епископ Олонецкий и Петрозаводский Никанор (Надеждин) издал указ, по которому Каргопольское викариатство перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В начале 1918 года епископ Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апреля 1918 года указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее епископ Варсонофий вновь вернулся на Каргопольскую кафедру.14 сентября 1921 года назначен епископом Никольским, викарием Великоустюжской епархии. В середине сентября 1923 года в ответ на просьбу верующих Патриарх Московский и всея России Тихон поручил епископу Варсонофию временное управление Архангельской епархией, где с начала 1922 года после ареста епископа Антония (Быстрова) не было правящего архиерея, а управление епархией осуществлял «Совет объединённых коллективов верующих», не имевший государственной регистрации. 26 сентября епископ Варсонофий прибыл в Архангельск, где повел активную борьбу против обновленцев. В сентябре 1924 года решением Особого совещания при ОГПУ был приговорён к ссылке на три года в Нарымский край. В июле 1926 году срок ссылки был продлён, а епископ переведён в Иркутскую губернию. В марте 1929 году — в Вологодскую область. В 1930 году был арестован и выслан на три года в Северный край. Поселился в доме крестьянина Макария Егоровича Пономарёва около Кирилло-Челмогорской пустыни в окрестностях Каргополя. Участвовал в тайных богослужениях, в том числе в церкви пустыни. 1 сентября 1932 года епископ Варсонофий, схиархимандрит Кирилл (Пилюга), архимандрит Афанасий (Кузьмичёв), игумен Василий Лебедев, иеромонах Варсонофий (Солодягин), иеромонах Дорофей (Мусихин), монахиня Анна Мишина были арестованы по обвинению в «контрреволюционной агитации», как участники «контрреволюционной группировки духовенства». Районное отделение ОГПУ рапортовало «о ликвидации контрреволюционной группировки духовенства иосифлянского толка под руководством Вихвелина, занимавшейся антисоветской агитацией». 26 ноября того же года по постановлению тройки ПП ОГПУ они были приговорены к заключению в концлагерь на срок от 5 до 8 лет, которые заменены ссылкой на тот же срок. Первоначально наказание отбывал в Котласском, затем в Вологодском районе Северного края. Скончался 6 августа 1934 года в ссылке. Похоронен в Вологде. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам: 1) Архангельские епархиальные ведомости. «Учреждение в Архангельской епархии викариатства» ( 1910. № 20. С. 664-665.) 2) В. Г. Пидгайко «Кемское викарство». «Православная Энцилопедия. ».: URL: «http://www.pravenc.ru/text/1684179.html» 3) Олонецкие губернские ведомости. «Об высочайше пожалованных наградах» (1915. Вып. от 14 мая) 4) Илья Емелин, Карелы Святого Патрика. Журнал "Sub clipeo", №5, ноябрь 2012 г. 5) «Осень 1921-го: восстание или авантюра?» Интервью с Юрием Михайловичем Килиным. Интернет - журнала «Республика».: URL: «http://old.rk.karelia.ru/blog/osen-1921-go-vosstanie-ili-avantyura/» 2021 год.