Новости Карельской митрополии
10.02.21 Эсполио (статья о России)
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Эсполио // Родная Ладога. Культурно-просветительный и литературно-художественный журнал. №2, 2020. С.56-76 Спустя 100 лет от начала трагических революционных времен в Российской империи, истина, по объективным причинам, постепенно избавляется от оков лжи. Как намоленная икона, история России обновляется, освобождается от копоти, наслоений, нарочитых искажений. В наше время много появилось научно-исторических исследований, во многом перекликающихся и повторяющих известные на сегодняшний день факты, свидетельствующие о страстях (страданиях) последнего русского православного Царя, о безрассудном предательстве обманутого врагами русского народа. Эти свидетельства достойны художественных образов, подобных тем, которые отражают христианскую историю на протяжении двух тысячелетий. Поэтому в данной статье, для усиления главных его идей, я прибегнул к средствам поэтического слова, к известным живописным образам той убедительной религиозной силы, которые могут стать мощной, живой, когнитивной метафорой русской трагедии прошлого века. Картина Эль-Греко вспомнилась мне неожиданно, она, имея вневременное и вненациональное звучание, актуальна не только своей исторической достоверностью и центральным образом Христа, но и символическим, концептуальным значением, выявляющим, в частности, правду и русской истории, которую невозможно понять без библейских архетипов человеческого поведения. «Эсполио» (грабёж, разделение риз) — название великой картины гениального художника Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко), который наследовал византийскую иконописную традицию. Произведение было создано для алтаря кафедрального собора в Толедо. И название, происходящее от испанского слова “expoliación” — расхищение, и содержание произведения много способствуют пониманию глубинных причин русской трагедии, и в сопоставлении с ней являются доказательством целостности и непрерывности христианской истории, знание которой во многом сохраняется благодаря таким художественным произведениям. Это очень редкий для живописи сюжет, хотя он имеет Евангельское происхождение. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: “блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие”. Тогда начнут говорить горам: “падите на нас!” и холмам: “покройте нас”. Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел» (Евангелие от Луки 23:26–35). Сюжет раздела риз Христа упоминается во всех четырех Евангелиях. «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его, и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Евангелие от Иоанна 19:23–24; Псалом 21:19). Это событие очень важно, так как оно было предсказано в одном из пророческих псалмов Библии задолго до пришествия Спасителя. Истинность христианской устремленности Руси-России подтверждает ее история, в которой она может существовать и сохраниться только будучи со Христом. При рассмотрении великой картины Эль Греко, историческому сюжету которой две тысячи лет, а самому полотну — более четырех веков, возникает предположение, что это также метафора русской трагедии. Здесь художником выявлен архетип, соответствующий образу русского народа, отказавшегося в революционные времена от Христа и рвущего в клочья ризы своей тысячелетней духовной традиции — «и стоял народ и смотрел» на убийство своего Царя; народа, позволившего разграбить богатства своего Отечества. Так же разбойники-революционеры и западные их идеологи срывали и уничтожали духовные «ризы» страны, живущей по заповедям Божиим. И не только духовные — вспомним, как большевики поживились, продавая вещи алапаевских мучеников, как алчными руками срывали драгоценности с мертвых Царицы и Царевен. Как вагонами вывозили на Запад русское золото, безжалостно раздавали русские земли, спровоцировав распад Российской империи. Вспомним, что Временное правительство в марте 1917 г. признало право Польши на самоопределение, в разгар июльского кризиса 1917 г. парламент Финляндии провозгласил независимость от России Великого княжества Финляндского. Активизировались националистические силы на Украине, в Прибалтике, в Белоруссии, в Закавказье, в Казахстане, в Крыму, в Башкирии. Большевики подписали Брестский мир, по которому от России отторгалась значительная часть губерний Украины, Эстляндская, Курляндская, Лифляндская губернии. Большинство этих территорий должны были превратиться в германские протектораты. Кайзер Вильгельм II под влиянием «дуумвирата» военачальников П. фон Гинденбурга и Э. Людендорфа призвал «поддерживать большевиков при любых условиях». Немецкий историк Е. И. Фляйшхауэр в вышедшей в 2017 г. книге даже пишет о своего рода «консенсусе» между Лениным и Людендорфом1 . Великий русский поэт Сергей Есенин, вначале радостно принявший революцию, поверивший лозунгам врагов, взявшим на вооружение гуманистические и христианские идеи, поздно понял дьявольский обман. В конце своей короткой, обреченной жизни он откровенно и просто в драматической поэме «Страна негодяев» выражает свое понимание свершившегося грабежа так: Я думал, что братство не мечта и не сон, Что все во единое море сольются — Все сонмы народов, И рас, и племен. Пустая забава. Одни разговоры! Ну что же? Ну что же мы взяли взамен? Пришли те же жулики, те же воры, И вместе с революцией Всех взяли в плен. Больше никаких иллюзий у поэта-мученика своей участи не осталось. Променяв веру в Бога на веру в революцию, он понимает, что ошибся, что его обожаемая Россия-Русь гибнет. Погибает и сам поэт, свидетель современного ему «эсполио». Видел все это и выдающийся русский мыслитель, очевидец и аналитик революционных и постреволюционных событий, философ, историк Г. П. Федотов. Он поставил закономерный вопрос: «Будет ли существовать Россия?», на который ответил в одноименном труде. С поразительной точностью ученый указал признаки разрушительной катастрофы, наблюдающиеся и в реалиях наших дней. «Можно отмахнуться от этих симптомов, — горестно замечал он, — усматривая в них лишь новые болезни интеллигентской мысли. Но никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратизмов, раздирающих тело России. За одиннадцать лет революции зародились, окрепли десятки национальных сознаний в ее расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя своих русских учителей. Под кровом интернационального коммунизма в рядах самой коммунистической партии складываются кадры националистов, стремящихся разнести в куски историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как столице Евразии. Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербайджан и Казахстан тяготеют к азиатским центрам Ислама»1 . Эти строки написаны Федотовым во Франции в 1928 г., спустя три года после того, как он покинул свое Отечество. Они основаны не на интуиции пророка, а на глубоком знании истории России и ситуации в ней в первой половине 20-х годов прошлого века. Наблюдения Федотова настолько верны, что сегодня они просто поражают. «Момент падения коммунистической диктатуры, освобождая национальные силы России, в то же время является моментом величайшей опасности. Оно, несомненно, развяжет подавленные ныне сепаратистские тенденции некоторых народов России, которые пытаются воспользоваться революцией для отторжения от России, опираясь на поддержку ее внешних врагов», — справедливо предостерегал философ. Он понимал, что «благополучный исход кризиса зависит от силы новой власти, ее политической зрелости и свободы от иностранного давления»1 . Для анализа сегодняшней ситуации важно и замечание Федотова о том, что «из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается только у наших братьев — малороссов и украинцев»2 . И это «самый болезненный вопрос новой России»3 (выд. авт. ст. — М. К.). Сегодня перед Россией стоит историческая задача — сохранение существующей федерации. Следует учитывать центробежные и центростремительные силы. Так, демократии постсоветских республик (всех, кроме России) идеологически основаны на гипертрофированном восприятии только своих национальных особенностей, что привело к повсеместной русофобии (в угоду Западу и во вред себе), а также к обреченности на полную потерю суверенитетов (Литва, Латвия, Эстония), на неизбежные конфликты (Армения с Азербайджаном) и даже на распад (Украина, Грузия, Молдавия). Однако фактом остается и то, что общероссийский рынок сложился еще в XVII веке. Значит, есть политические и экономические условия для жизнедеятельности российского многонационального организма. Нужны идеологические и правовые императивы, которые обеспечивали бы защиту национальных интересов всех народов, сцементированных общностью исторических судеб в их совместном Отечестве4 . Нужно знание истории, тайные страницы которой открываются нам сегодня, кажется, для нашего вразумления и предостережения от смертельных ошибок, подобных прошлым. Как подчеркивает автор монографии, подготовленной в Донецком национальном университете Ф. А. Папаяни: «...скрытый смысл либерализма в России заключается в генерации хаоса для последующего ее расчленения и установления господства США. Приверженность либерализму в России означает служение интересам англосаксов и государственный суицид»5 . Все это мы проходили век назад, но только сейчас открываются факты беспощадной алчности и наших «союзников», и наших противников, и большевистских руководителей государства. Мы знаем, что в феврале 1918 г. в Брест-Литовске Советская Россия и Германия подписали сепаратный мир. Куда менее известен советско-германский добавочный договор к Брест-Литовскому миру, подписанный в августе 1918 г. в Берлине советским представителем Адольфом Абрамовичем Иоффе и статс-секретарем МИДа Германии Паулем фон Гинце. Секретная часть дополнительного соглашения о мире между Москвой и Берлином содержала обещание немцев помогать большевикам в их борьбе против Антанты. Там, в частности, сказано: «Германия очистит оккупированную территорию к востоку от р. Березины по мере того, как Россия будет уплачивать взносы (выд. авт. ст. — М. К.), указанные в ст. 2 русско-германского финансового соглашения от 27 августа 1918 года. Германия не будет вмешиваться в отношения Русского государства с национальными областями и не будет побуждать их к отложению от России или к образованию самостоятельных государственных организмов. Россия предпримет немедленные действия, чтобы удалить из своих северорусских областей боевые силы Антанты»1 . Чтобы представить, сколько стоили Советской России эти германские обязательства, и дабы уличить любимых ленинских германцев в лингвистическом обмане, где под скромным словом «взносы» скрывался настоящий грабеж России, приведу выдержки из преступного с обеих сторон дополнительного соглашения о мире. Цифры потрясают воображение. Эти, до недавнего времени секретные, сведения не только свидетельствуют о настоящем погроме Российской империи, из которой большевики выкачивали на свои и на счета заказчиков революции все, абсолютно все богатства и человеческие ресурсы Отечества, но показывают истинные цели дельцов от войн и революций, руководствующихся принципом, сформулированным революционным философом Ж.-Ж. Руссо: «Нет такой законной выгоды, которую не превысила бы незаконная», тем более — безнравственная С другой стороны, Англия и Франция были озабочены судьбой Польши и не хотели отдавать формирование польской государственности на откуп Германии и Австро-Венгрии. Поэтому в августе 1917 г. в Париже был создан Польский национальный комитет. 29 августа 1918 г. Совет народных комиссаров, действуя в развитие Декрета о мире и Декларации прав народов России, пошел навстречу странам-победительницам и принял декрет об отказе от договоров, заключенных бывшей Российской империей о разделах Польши. Польский вопрос оставался самым болезненным. Как говорит известный публицист А. Б. Широкорад, «Диктатор Пилсудский был слишком умен, чтобы открыто объявить о создании Речи Посполитой “от можа до можа”. Ту же идею он решил подать под другим соусом и выдвинул план создания федерации из ряда государств, созданных на территории бывшей Российской империи (“от Гельсингфорса до Тифлиса”). Доминировать в этой федерации, естественно, следовало Польше. В известной мере Пилсудского напугал и марш Деникина к Москве. А Деникин в отличие от ряда белых генералов не только на словах, но и на деле стоял “за единую и неделимую”. Поэтому Пилсудский в 1919 г. предпочитал видеть в Москве Ленина и Троцкого, но никак не Деникина»1 . Добавлю, что основная ответственность и вина за многовековой конфликт между русскими и поляками лежит на польской католической церкви2 . К сожалению, ничего не изменилось поныне. Кажется, что папский престол хочет улучшить отношения с Правительством России и руковод ством Русской Православной Церкви, но польские католические епископы открыто настаивают на вероучительном превосходстве своей церкви и исподтишка разжигают и поддерживают неприязнь католической паствы к российским православным верующим и к России. Кроме перечисленного выше, по кабальному договору были отданы на Кавказе Карсская и Батумская области. Советское правительство обязалось признать независимость Украины в лице правительства УНР. По Брестскому миру от России была отторгнута территория площадью 780 тыс. кв. км с населением 56 миллионов человек (треть населения Российской империи). Уничтожалась вся архитектоника страны, невозможно без слез говорить о разрушении церковной инфраструктуры, разграблении храмов, вывозе несметных сокровищ за границу, многие из которых присвоены (точнее, украдены) европейскими королевскими дворами, украшают лучшие музеи и частные коллекции Америки и Европы. Распродавалась бесценная живопись из собрания Эрмитажа. Ворованные драгоценные пасхальные яйца Фаберже в открытую выставлялись на известных мировых аукционах. А что-то, как, например, церковные иконы, просто сжигалось в огне костров богоборцами. «И стоял народ и смотрел» (Евангелие от Луки 23:35), как на картине Эль Греко, которую этот уроженец Крита создавал в смыслах вселенского христианства, понимая непреходящее значение евангельских архетипов, предчувствуя повторение минувшего в настоящем и грядущем. В алом закате, в зареве кроваво-красного хитона (никогда Эль Греко ни прежде, ни после не использовал такой цвет, символизирующий саму жизнь), который срывает с Христа беснующаяся, кровожадная толпа, Спаситель принимает Божию волю и идет на Крест. Смиренно следуют за Ним немногие верные Ему. Воин, которому по жребию достался хитон, ухватился за ворот и пытается сорвать его со Спасителя, кротко принимающего боль и унижения. Острия копий пронзают грозовое небо. Но Иисус Христос спокоен, он молится о Своих гонителях. Так же Николай II, читая молитвы о тех, кто унижает и убивает его и его Святую Семью, сознательно и кротко принимает Божий о нем замысел, понимая, что Царской жертвой будет спасена Россия. Он верил во спасение России, когда оказался вместе со своей православной Родиной в эпицентре зверств, когда, как говорит их очевидец поэт Максимилиан Волошин в стихотворении «Потомкам» (1921), Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек — один другому — дьявол; Кровь — спайкой душ; борьба за жизнь — законом; И долгом — месть. Но мы не покорились: Ослушники законов естества — В себе самих укрыли наше солнце, На дне темниц мы выносили силу Неодолимую любви, и в пытках Мы выучились верить и молиться За палачей... Сиротством веет от этой ужасающей исторической картины, вспоминаются евангельская притча о Возвращении блудного сына и гениальная мысль выдающегося современного русского философа А. Панарина: «Инфантильная реакция народа, взбунтовавшегося против государства — Отца, ведет к отцеубийству и, следовательно, к сиротству народа, которого больше некому защищать от внешних и внутренних хищников»1 . Звериные их оскалы, алчные лица, искаженные жаждой наживы, можно представить по еще одной выдающейся картине — по трагическому гротеску Иеронима Босха на евангельский сюжет «Несение креста». Если вглядеться в полотно, может показаться, что ситуация очень современна, что это метафора происходящего на родственной нам, ныне духовно и территориально колонизированной Украине. Вот где срывание всяческих риз! Вот где попрание всяческих заповедей. Вот где глумление над Святостью. Кажется, из этой толпы несутся богохульные слова миллионера П. Порошенко (фамилия его матери — Вальцман), ставленника заокеан ских миллиардеров1 : «вам (УПЦ — М. К.) тут нечего делать. Нечего делать вашей церкви... Домой, в Россию», «...там, где машут российским кадилом, завтра бьют российскими градами», «украинцы тысячу лет ждали Томоса»2 и т. п. Бандеровцы-националисты по украинским храмам кричат похожее на фашистское приветствие «Героям слава!», развернута массовая кампания разжигания ненависти к Украинской Православной Церкви, к местному русскому населению. Такая же, как на полотне Босха, беснующаяся толпа приветствует фальшивый Томос и фальшивого патриарха Филарета (Денисенко), с которого Синод Константинопольского патриарха незаконно снял анафему, наложенную на него Русской Православной Церковью за церковный раскол и дисциплинарные нарушения. И мало кто сегодня на Украине знает слова свт. Иоанна Златоуста, который много веков назад предупреждал: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси... грех раскола не смывается даже мученической кровью». На картине Босха мы, кажется, видим и главарей раскола, и их покровителей. Страшны все гонители Христа и Его Церкви. Омерзительны лица и речи представителей нынешнего марионеточного правительства Украины. Где нет Бога, там не может быть Красоты. Но сегодня появилась и такая обнадеживающая мысль, которую высказал обозреватель Владимир Букарский: «Думаю, что сейчас начнется настоящее очищение Церкви Христовой от всего прилипшего к ней — грязного, подлого и приспособленческого. Искренне надеюсь, что Церковь покинут все случайные, нестойкие люди, равно как и все ее внутренние черви-разрушители... А в Церкви, по меньшей мере на Украине-Малороссии, останутся те, кто готов нести свой крест. В прямом и переносном смыслах»3 . На картине Босха Иисус Христос Крест несет один. И Русская Православная Церковь понесет крест раскола одна. И еще одна евангельская аналогия. Почти весь XX в. казалось, что на примере России притчу о «Возвращении блудного сына» можно переименовать в историю о «Невозвращении блудного сына». Казалось, у русского народа навсегда иссякло сыновнее чувство, он никогда не раскается и не вернется к Отцу Небесному — ко Христу в Его Дом — в Его Церковь, которую в самозабвении сам и разгромил. Но опять было доказано, что истинно и неизменно слово Библии. «Когда же он [блудный сын] прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему... Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» (Евангелие от Луки 15:11–32). То же можно сказать о русском народе — он был мертв без веры во Христа, но ожил, пропадал и нашелся. Это библейское событие можно назвать метафорой новейшей истории России и отражением вечного закона — безмерного милосердия Христова, Который простер Свои объятия кающемуся русскому народу. И народ России радостно возвращается в свой родной духовный дом — в Русскую Православную Церковь. Сегодня многие люди всё больше осознают, что Православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего. Современная интеллигенция, особенно учащаяся молодежь, обуреваемые мировоззренческими исканиями, стремятся к узнаванию традиции и к духовному сближению с Русской Православной Церковью. Исторический опыт способствует пониманию того, что народу нужен не только диалог с Церковью, как в случае Религиозно-Философских собраний начала прошлого века, но пастырское наставничество, духовное просвещение, помощь в воцерковлении. Только тогда отпадут многие трудные для интеллигенции вопросы. Общение может иметь и лекционную составляющую, происходить в академическом зале, но урок должен закрепляться в храме, в литургической жизни Русской Церкви, получившей наибольший дар Света Божия, обладающей несметными сокровищами — светочами — русскими подвижниками разных чинов святости. Можно привести немало ярких положительных примеров общения представителей Церкви и современной интеллигенции. Вот как, не только восторженно, но с привлечением статистики, с указанием имен и названий направлений, об обоюдном стремлении к встрече Русской Православной Церкви, интеллигенции и молодежи говорит доктор психологических наук, профессор, бывший директор НИИКСИ СПбГУ (Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований) В. Е. Семенов: «90-е годы есть за что поругать. Но я сейчас не ругать их хочу, а, как ни странно, вспомнить добрым словом. Да, много было дурного, много было просто ужасного, — взять хотя бы ту яростную атаку заморских проповедников-сектантов, которые в те годы встречались на каждом шагу; народ нищал, людям месяцами не платили зарплату, повсеместный криминал... Но ведь в те же самые годы мы впервые услышали слово нашего дорогого Владыки Иоанна (Снычева), и для многих это слово открыло новый мир — мир Руси православной... А о. Иоанн (Крестьянкин)? А старец Николай Гурьянов? Говоря о 90-х годах, нельзя не вспомнить эти светлые имена. И вот что особо хотелось бы отметить: да, все были возмущены и оскорблены царящим в стране рукотворным хаосом, — но в то же время мы с друзьями верили, что стоит лишь напрячь силы, объединиться под церковными хоругвями, выступить единым фронтом — и победа будет на нашей стороне. И эта надежда, она окрыляла, она давала силы жить и бороться! И ведь нельзя сказать, что она была совершенно беспочвенна. Именно в те годы я проводил социологические опросы об отношении народа к религии. В самом начале 90-х верующими себя считали 28 % населения Петербурга. В 1993 г. этот процент вырос до 47. И вот в начале 1995 г. опрос, который благословил Владыка Иоанн, показал, что верующих у нас 61 %, причем православных — 57,5 % (а на все другие конфессии приходилось только 3,5 %)! Мы были поражены этим стремительным подъемом и поняли, что количество пора преобразовывать в качество: необходимо сделать православных людей настоящей общественной силой, необходимо объединяться! И в первую очередь нужно объединить интеллигенцию как наиболее просвещенную часть нашего общества. И такое объединение постепенно началось. Было создано Православное общество писателей Санкт-Петербурга, куда входили историк Церкви, прозаик и публицист Николай Коняев (председатель); поэт Андрей Ребров; поэт, прозаик, создатель первой в России православной газеты “Православный Санкт-Петербург” Александр Раков; поэты Юрий Шестаков, Борис Орлов, Владимир Марухин; публицист Марина Коняева; поэт Ирэна Сергеева, поэт и литературный критик Валентина Ефимовская; и многие другие. Начало формироваться Общество православных врачей. Появлялись различные эфемерные стихийные сообщества... И тогда мы с А. Н. Швечиковым, философом-религиоведом, решили, что нужно взяться за дело более широко: надо создать объединение православной интеллигенции в целом. И такое объединение под названием “Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга” было создано; фактически его деятельность началась в 1999 году, но зарегистрировались мы только в 2001-м. В нашем Уставе было, в частности, записано: “Основной целью деятельности Собора является соработничество с Русской Православной Церковью в процессе восстановления исторической роли православия в формировании духовно-нравственных основ российского общества...”. И Собор православной интеллигенции заработал! Кроме Швечикова и меня изначальным ядром Собора стали В. Н. Андреев, Ю. Ю. Булычёв, А. Л. Казин, А. К. Колеченко, Т. Н. Федорова. Нас окормлял известный петербургский архиерей, тогдашний ректор СПбДА епископ Константин (Горянов), ныне митрополит Петрозаводский и Карельский. Большую помощь оказывал председатель Совета ректоров СПб В. Е. Романов. Мы проводили конференцию за конференцией, и каждый раз все более представительную и широкую: “Православие и творчество”, “Духовные и социальные проблемы России в свете Православия”, “Православие: ответ на вызовы XXI века”... Каждое такое собрание привлекало в наши ряды всё новые и новые силы: интеллигенция начинала понимать, что Православие — это не пережиток прошлого, а живая и действенная сила, способная вывести Россию из либерально-криминального болота и повести к новым духовным победам. К нам прислушивались, с нами стали считаться... В 2005 г. состоялся грандиозный форум “Православие и молодежь”, — поздравление его участникам прислал Святейший Патриарх Алексий II. Мы уже вышли на международный уровень: к нам присоединились ученые из ближнего и дальнего зарубежья, к основной группе гуманитариев добавились ученые естественники, экономисты, офицеры, и главное — студенческая, в том числе военная, молодежь. Немного позднее нашего Собора в Петербурге образовалось новое мощное объединение православной интеллигенции — межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения “Покров”. Ее учредили десять организаций: СПб Духовная академия, РГПУ им. Герцена, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, СПб госуниверситет технологии и дизайна, СПб Академия постдипломного педагогического образования и др., а потом туда добавились еще около 30 петербургских и иногородних вузов. Президентом нового объединения избрали Владыку Константина (Горянова), вице-президентом — ректора РГПУ им. Герцена Г. А. Бордовского. Самое активное участие принимал в работе “Покрова” ректор ГУТиД, все тот же В. Е. Романов. Были и другие харизматичные, одухотворенные личности! Был настоящий энтузиазм: нам казалось, что теперь-то, в начале XXI века, надежды 90-х годов начали воплощаться в жизнь...»1 Напомню, что благословение на создание Ассоциации «Покров» было получено от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В Ассоциацию по мере ее работы включались все больше и больше ведущих гражданских и военных вузов Санкт-Петербурга и других городов России, всего около 40. Объединение происходило на основе общих целей, главные из которых: возрождение в молодежной студенческой среде духовных ценностей Православия, организация духовно-нравственного просвещения. Формы работы организации разнообразны и обширны: от научных исследований до социально-благотворительной работы. Во многих вузах открыты храмы. Создано единственное в России студенческое университетское благочиние, которое включало на момент создания 15 храмов. Главным межвузовским праздником, проводимым Ассоциацией «Покров», является день св. мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества. Этот праздник из чисто церковного стал церковно-государственным. Церемония вручения наград и почетных знаков святой Татианы проходила в Казанском и Исаакиевском соборах. Золотым Татьянинским крестом награждены представители городской власти, в том числе В. И. Матвиенко (ныне Председатель Совета Федерации), а также деятели образования и религиозных институтов. Особое просветительское значение имеют чтения, которые проводятся на базе вузов: Покровские, Знаменские, Татьянинские, Кирилло-Мефодиевские. Сегодня борьба за умы молодежи — тот же фронт, требующий от священников полной самоотдачи и профессиональной грамотности. Ассоциация регулярно выпускает материалы Покровских чтений. В то время были приложены заметные усилия для большей открытости СПбДА, что способствовало активизации научной работы. Заключены договора о сотрудничестве с университетами, Эрмитажем, Русским музеем, Военно-космической академией и др. Впервые привлечен ряд университетских профессоров для преподавания в СПбДА. Оценкой этой деятельности стала награда архиепископу Константину (Горянову) от Совета ректоров «За многолетний плодотворный труд, обеспечивавший устойчивое взаимодействие Православной и светских высших школ Санкт-Петербурга в борьбе за духовность молодежи России». Сфера образования стала полем битвы идеологий. Сегодня уже не кажется странным, что европейские страны вдруг озаботились состоянием образования в России. С высокой долей правдоподобия можно предположить, что в неизвестных нам глубинах взаимных договоренностей, прежде всего, стоят интересы Америки. Она уже не раз пользовалась смутой очередной «перестройки» в России с достаточной для себя выгодой. Страны Запада стараются «выманить» из России наиболее квалифицированные кадры. Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович обращает внимание на неприятный парадокс: «Чем лучше мы учим своих студентов языкам, современным технологиям, тем выше спрос на них за рубежом. Израиль благодарен России, поскольку ему удалось сэкономить на обучении специалистов в области медицины 86 млрд руб.». Естественно, что соответствующие приглашения получают самые перспективные и одаренные. Причем эти люди уезжают, ни в какой форме не отдав долги обучившему их государству. В сфере образования и науки страна должна найти свой собственный путь. На сегодня в этой области Россия, к сожалению, ограничена в денежных затратах. Пока что мы инвестируем в науку в 2 раза меньше средств, чем маленькая Южная Корея, в 11 раз меньше — чем Китай, в 13,5 раз меньше, чем Америка. Поэтому Болонские соглашения как раз и загоняют мыслящих людей России в некое «прокрустово ложе» английского и только английского языка. Америка «давит» и «давит». Она имеет к этому весомые основания: вся математика, все программные продукты, даже серверы, которые стоят у нас, — американские. В отечественных кругах среди людей, сопричастных проблеме, ставился вопрос о замене на немецкое оборудование. Но через малое время все они оказались уволенными1 . Как известно, интеллигенция всегда была той зыбкой в идеологическом плане прослойкой, которая влияла на политику государства и на мнение традиционных сословий. Поэтому за умы ее представителей поныне идет борьба. Очевидно, что интеллигенция в России не может быть без некой великой идеи, она не может существовать, не служа правде и справедливости, хотя, как во все времена, находилось немало и антиподов. Но лучших, даже при богоборческой советской власти, было больше. Советская интеллигенция жила идеей служения своему народу, поддерживала нравственные его качества — примеры множественны, имена велики: вспомним писателей Василия Шукшина, Валентина Распутина, Александра Вампилова, поэтов Николая Рубцова, Егора Исаева, композиторов Георгия Свиридова, Вячеслава Овчинникова, Валерия Гаврилина, художника Илью Глазунова, искусствоведа Савву Ямщикова и многих-многих других наших выдающихся соотечественников. Когда советская эпоха с ее идеологизированными лозунгами и запретами канула в прошлое, большая часть талантливого, высокообразованного народа России обернулась к Православию. Сегодня этот мощный поток пополняется новыми силами, молодыми людьми, которые отчетливо понимают, что без веры, без традиции, без национального фундамента невозможно противостоять вновь ополчившемуся на Россию алчному, лживому миру «золотого тельца». Успешно и смело противостоит православная интеллигенция захватнической политике Запада, нацелившегося на российский интеллект. Молодые люди могут спастись от западного интеллектуально рабства, только будучи духовно подготовленными, исторически грамотными, верующими. Много сегодня для этого сделано и делается. По инициативе православной интеллигенции Петербурга, по благословению Патриарха Алексия II и митрополита Владимира осенью 2005 г. был создан Народный православный университет (НПУ). Он стал уникальным учебным заведением — единственным в России, где можно получить знания в области православного богословия, культуры, церковной истории, литургики и т. д. Ректором НПУ стал ректор Санкт-Петербургского государственного института внешнеэкономических связей, экономики и права С. М. Климов, архиепископ Константин возглавлял попечительский совет НПУ. Аналогов Ассоциации «Покров» и Православного народного университета в стране не было1 . По инициативе православной интеллигенции Петербурга была также создана уникальная «Школа народного искусства Императрицы Александры Федоровны». Школа выпускает материалы регулярной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы православного образования и воспитания», например, по теме «Новая дорога к старой школе. СПб., 2008». Показателем высокого градиента взаимоотношений школ разных уровней, восходящих даже к уровню Академии, является сотрудничество Церкви с Российской академией естественных наук. По инициативе архиепископа Тихвинского Константина и генерал-майора (ныне генерал-лейтенант. — М. К.) медицинской службы, заслуженного деятеля науки РФ, академика, профессора В. С. Новикова в 2001 г. впервые на базе СПбДАиС состоялось общее собрание Северо-Западного отделения Российской академии естественных наук (РАЕН). Являясь членом Президиума РАЕН, Владыка Константин многие годы активно участвует в деятельности Академии, выступает с пленарными докладами, разъясняет позицию Церкви по многим современным вопросам. И ныне Академия расширяет свои ряды, привлекает лучших людей России и талантливую молодежь Духовное окормление и членское присутствие иерархов Церкви и рядовых священников является существенной особенностью такой разветвленной международной организации, как Академия Российской словесности, возглавляемой известным писателем и ученым Ю. А. Беляевым. Академия является идейной правопреемницей Российской академии, созданной Указом Екатерины II в 1783 г. для защиты и пропаганды российской словесности. Санкт-Петербургский филиал этой значимой в деле сбережения национального духовного кода и распространения достижений современной культуры академии занимается просветительской деятельностью. По благословению и при участии митрополита Константина (Горянова) совершаются паломничества деятелей культуры из Санкт-Петербурга и других городов Северо-Западного региона по историческим и святым местам, например, по монастырям Псковской области, по Пушкинским местам и др., где проводятся творческие встречи и конференции. Члены петербургской делегации обычно принимают участие в церковных службах и беседах со священнослужителями посещаемых церквей и монастырей. По актуальным вопросам культуры проводятся круглые столы в редакции литературно-художественного и культурно просветительского журнала «Родная Ладога». Еще одно начинание, ставшее традицией, отмечает профессор В. Е. Семенов: «Сейчас есть в Петербурге прекрасный день, который вдохновляет многих, и меня в том числе, — это 12 сентября, когда мы выходим на общегородской Крестный ход в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского! От Казанского собора до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, плечом к плечу со своими согражданами, братьями и сестрами по вере, а у монумента святому князю нас встречает духовная и светская власть нашего города. И возникает чудо, которое для меня является девизом нашего русского мира и его единения: Православие — Правда — Справедливость!»1 В бытность архиепископом Курганским и Шадринским Владыкой Константином были учреждены такие Александровские дни и в Кургане. Праздник в честь святого благоверного князя Александра Невского стал не только церковным, но и общегородским. Традиционными в Зауралье стали Ильинские молодежные богословские чтения, вызывающие все больший интерес ученых из различных регионов страны. Народ полюбил православные выставки «Добрый свет Рождества» с международным участием, которые по инициативе и с помощью епархии регулярно проводятся в Кургане. Церковью ведется открытый и конструктивный диалог с государственными структурами, общественными организациями, творческой и научной интеллигенцией. Большое внимание уделяется кадетскому движению, особенно в Петрозаводской и Карельской епархии, которую с 2015 г. возглавляет митрополит Константин. Приведенные сведения из миссионерской деятельности современной Русской Православной Церкви — доказательство благотворного взаимодействия Церкви и интеллигенции, Церкви и армии, Церкви и школы, это примеры важного в наше время «апостольского отклика». Сегодня обретают глубокий смысл слова о. Г. Флоровского, сказанные о святителе Тихоне Задонском: «он писал для этого мира, свидетельствовал о Спасителе погибающему миру, и не ищущему спасения. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века...»2 . Хочется надеяться, что в ХХI в. в результате искреннего, трудоемкого «апостольского отклика» общество обратится к поискам пути спасения, и настанет эпоха окончательного примирения между Церковью и интеллигенцией, которое послужит их творческому взаимодействию, историческому просвещению всего народа. Благо России и мира невозможно без покаяния, без осознания уроков истории, которые трудно понять в отрыве от христианства. Именно христианским мировоззрением русского народа, жертвенной любовью к своему Отечеству, страданием «за други своя», неискоренимыми ни революциями, ни кровопролитными войнами, объясняются великие победы, которые наша страна неоднократно свершала в XX веке. В десятилетия революционных гонений, в годы нашествия на Россию фашистских полчищ оккультного немецкого рейха, когда казалось, наше поражение неизбежно, глубокая родословная вера народа стала мощным духовным оружием, много послужившим Победе в Великой Отечественной войне. И вот о чем важно, о чем надо, наконец, четко и прямо сказать: единственным народом в Европе — народом, не участвовавшим в уничтожении евреев во время Второй мировой войны, народом, никаким образом непричастным к еврейскому холокосту, является русский народ. И это притом, что русский народ более всего пострадал от развязанного еврейскими вождями Красного террора первых лет большевистской власти. Это было возможным благодаря тому, что наш народ защищает свое Отечество не только с оружием в руках, но и с Богом в незлобивом, незлопамятном и милосердствующем сердце. Сталин на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 года в своем тосте «за Победу» сказал: «Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалась той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом». Надо неукоснительно говорить миру всю правду о той войне, но не будем забывать, что русских из общего числа погибших в годы Великой Отечественной войны погибло 66,2 %. И не надо бояться той клеветы, которая широким фронтом развернулась против великого Подвига нашего народа. Но для того, чтобы нам победить и в современной борьбе, нужна воля, а для нее – вера в Бога. Поныне не потеряли своей актуальности слова генерала Дитерихса, сказанные век назад: «Нет, не спасти России боярам-западникам — демократам с крестьянами, ни боярам-западникам — социалистам с монархией; не спасти России отдельным сословиям, классам и кастам; не спасти ее каким-либо политическим партиям. Россия не может быть ни пролетарской, ни крестьянской, ни рабочей, ни служилой, ни боярской. Россия может быть только — Россией Христа, Россией “всея земли”. Надо прочувствовать это, познать это и поверить в это. Здесь нет ни монархистов, ни кадет, ни октябристов, ни трудовиков, ни социалистов; здесь нет ни классов, ни сословий, ни чиновников, ни генералов, ни офицеров, ни купцов, ни фабрикантов, ни рабочих, ни крестьян. Здесь только одно — национальная Россия с ее исторической нравственно-религиозной идеологией. За эту-то Россию и боролись Державные Вожди Романовской династии. Боролись, как умели, как Бог давал разума, и если грешили в умении, то в духе и идее были велики и святы. В этой борьбе создалась для династии Романовых тяжелая, сложная историческая трагедия, которая в связи с временным ослаблением во “всея земле” горения идеи привела к смертельной агонии последней царствовавшей Августейшей Семьи»1 (выд. авт. цитаты. — М. Д.). По дороге, проторенной Христом, шел последний русский Царь Николай II. В 1941 г. за ним пошла оказавшаяся на краю бездны и заглянувшая в нее вся Россия, ставшая во искупление заступницей от смертельной тьмы не отдельных народов (о национальностях тогда и не помышляли), а спасительницей жизни на Земле. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) 9 мая 1945 г. в своей речи отметил: «...Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру». И сияли золотыми имперскими погонами участники Парада Победы. И светились купола древних московских храмов. И слезно трепетали от людских вздохов свечи пред святыми православными иконами. Конечно, об искуплении в те радостные не думали. Понимание связи событий и поступков приходило постепенно, как долгий рассвет. И сегодня мы видим, что Николай II, Помазанник Божий не зря принес себя в жертву, — Россия воскресает, укрепляется вера, развивается «христианское чувство истории». Бог милосерден, если грешник обращается к Нему с покаянием, с молитвой о прощении. Настает чаемый Николаем II «счастливый день». Подтверждается мысль прозорливого философа А. С. Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланированную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьезное дело, чтобы принадлежать человеку, — она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась»1 . Человеческая история, слава Богу, не закончилась. И не закончится, пока существует любовь Христа к нам и наша любовь ко Христу, пока спасительно страдание, ведь, как говорит преп. Максим Исповедник: «Кто страданием своим приобрел уже плоды любви, тот не отпадет от нее, хотя бы претерпел тысячи зол»2 . Наш народ страданием Царя и молитвами всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, терпением «тысяч зол» в богоборческие времена и во времена фашистского нашествия обрел мудрость, искупил зло и сегодня возвращает, собирая и сшивая в своем духе, ризы Христианской Любви. Эсполио // Родная Ладога. Культурно-просветительный и литературно-художественный журнал. №2, 2020. С.56-76