Новости Карельской митрополии
08.02.21 Выдержки из статьи митрополита Константина «...ИБО ПРАХ» (Быт. 3: 19) (размышления о жизни, смерти и служении во время новейшей мировой пандемии)
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
«... и стал человек душею живою» (Быт. 2:7) И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Бытие 3: 23, 24)
Вспомним, что говорили православные богословы о болезни: «Бог сотворил тело, а не болезнь. Поэтому Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом в единении с Ним посредством любви»[1]. Говоря о телесном человеческом недуге, невозможно рассматривать его отдельно от души и духа человека. Существует и обратная зависимость. Понятие «душа» в библейском смысле этого слова отличается от нашего обыденного понимания. Наше сознание чаще всего представляет человека состоящим из тела и души, как сосуд с несмешивающимися жидкостями (скажем, с водой и маслом). В Библии душа имеет несколько значений и все зависит от контекста. В общем же, душа обозначает всего человека: поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является «частью», образующей в соединении с телом человеческое существо. Собственно говоря, душа не только обитает в теле, но и выражается телом (например, самое элементарное: мимика, взгляд, жест). Тело, в свою очередь, как и плоть, часто обозначает всего живого человека. Поэтому в Библии понятия «жизнь» и «душа» часто оказываются равнозначными. Душа как субъект совпадает с нашим «Я» так же, как и библейские «сердце» или «плоть», но с большим оттенком внутренней углубленности и жизненной силы. Это «Я» выражается в различных видах деятельности, которые даже не всегда духовны. Так, например, в одной из притч Христовых богач говорит: «Скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лука 12: 19–20). Душа — это символ жизни, но не ее источник. Источник жизни — Бог, действующий посредством Своего Духа.
Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира — материальный и духовный. Потому процесс их разделения, или смерти, так страшен и томителен для человека, что он перестает быть человеком. Несомненно, душа нуждается в теле, а тело в душе. Душа не совершенна без тела, а тело не совершенно без души. Поэтому, мы «чаем воскресения мертвых», как поется в Символе веры.
Существует также тесная связь между духом и мозговой деятельностью. Всякая духовная деятельность связана с мозговой; всякая мозговая деятельность имеет духовный аспект. Человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не сможет рассуждать здраво. Так же, как и самый великий музыкант не смог бы исполнить шедевр на разбитом фортепиано или скрипке с порванными струнами. Душа не будет свободна в своем выборе, если ее парализует плохая работа организма. Существует разрываемая только смертью органичная связь между душой и телом.
Через болезнь уже начинает проявляться власть смерти над человеком, и поэтому Библия касается в основном религиозного значения болезней. Библия не занимается анатомией и физиологией, а прямо и четко указывает на земное в узком, а также в планетарном смысле этого слова происхождение человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2: 7). Известно, что пропорция химических элементов человеческого тела и земли примерно одна и та же. Человек — не инопланетянин, он не пришелец из других миров: он из земли и в землю уходит. Поэтому Екклесиаст и сказал «в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета! Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах» (Екклесиаст 3: 18–20).
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, — оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Коринфянам 6: 15, 19). В ветхозаветном понимании тело достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то и другое выражает человека во всей его совокупности.
Новый Завет более подчеркивает достоинство тела. Тогда как плоть возвращается в землю, тело посвящено Господу. Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филиппийцам 3: 20–21). Тело станет «телом духовным» по образу небесного Адама: «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Коринфянам 15: 44, 49).
Можно ли серьезно говорить о бессмертии человека во всех его ипостасях дух-душа-тело в нашем мире, управляемом смертью? Невозможно, не сформулировав понятие «жизнь». Ученые определяют его через описание свойств живого, являющихся не просто «обменом веществ у белковых тел», на чем настаивают ученые-материалисты, а способностью воспроизводить себя во времени в течение ряда поколений. Именно на это свойство жизни, сопряженное с волей к бытию, нацелили сегодня свои смертоносные программы внешне благообразные распорядители мировыми деньгами, а по сути — убийцы, призывающие к массовому сокращению населения земли до одного «золотого миллиарда». Они знают способы ослабления репродуктивной функции здорового населения, например, с помощью сомнительного содержания вакцин, наркотиков, популяризации абортов, разврата, навязывания однополых браков и других извращений.
Эти слуги Бафомета сегодня уже не скрывают ни своего открытого вызова жизни, ни своих идей, ни лиц, ни даже имен. Поэтому многие политики и ученые подозревают их в страшной античеловеческой диверсии, в причастности к созданию новой неизвестной болезни, названной «COVID-19», которая, как надеются “экспериментаторы”, надолго создаст дистанцию между людьми, отчуждение, взаимный страх, повлечет за собой крах мировой экономики и миллионы смертей. Должны погибнуть лица преимущественно пожилого возраста, которые являются обузой, поскольку «господам» нужны здоровые молодые рабы. Дети тоже заражаются, но болеют загадочным ковидом лишь 0,2 %. Главное, что приходя домой из детского садика или школы, они заражают своих родителей, у которых заболевание чаще всего проходит в легкой форме или в средней степени тяжести. Более всех страдают пенсионеры: бабушки и дедушки болеют тяжело, для многих болезнь заканчивается смертью. Это уже нечто апокалиптическое: «...и восстанут дети на родителей, и умертвят их...» (Матфей 10: 21). В случае естественных инфекционных заболеваний всегда и во всех странах мира превалировала детская смертность. Налицо парадоксальная ситуация.
Выступая на юбилейном заседании ООН 22 сентября 2020 г., ее Генеральный секретарь Антонио Гутерриш тоже использует образность Откровения Иоанна Богослова, сравнивая пандемию с «пятым всадником» Апокалипсиса. Глава ООН напомнил, как в январе, выступая с этой же трибуны, он говорил «о четырех всадниках», которые ставят под угрозу будущее человечества: рост глобальной геостратегической напряженности, изменение климата, кризис доверия на международной арене и негативные последствия внедрения цифровых технологий. Но оказалось, как подчеркнул Антонио Гутерриш, что «в тени скрывался пятый всадник» — пандемия COVID-19, несущая смерть.
Развивая это выразительное сравнение, уважаемый Генеральный секретарь с «пятым всадником» поторопился. Надо иметь в виду, что 6-я глава Апокалипсиса, говоря о завершении существующей человеческой цивилизации, упоминает только четырех всадников. Первый всадник, увенчанный венцом (короной - COronaVIrus Disease 2019), на белом коне — это символ моровой чумы; второй всадник с большим мечом на рыжем коне — символ войны; третий всадник на вороном коне — голод; и четвертый всадник на бледном коне — «которому имя смерть; и ад следовал за ним» (Апокалипсис 6: 1–7). Можно ли говорить о символичном «пятом всаднике» апокалипсиса, когда на подходе только первый? «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Апокалипсис 6: 2). Лук — оружие с большой пространственной поражающей способностью. Кажется, что первый всадник апокалипсиса достаточно точно символизирует смертоносный корона-вирус. И пророческим кажется звучащее повсюду предостережение: как вы жили раньше, уже не будете жить. И смерть уже собирает свою обильную жатву.
Но смерть как таковая является неотъемлемой частью жизни, условием ее развития. Как говорил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), ученый, хирург, специалист по гнойной хирургии: «Весь мир живых существ, даже вся природа являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе — духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира... Если так ясен закон развития и совершенствования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты, что дух, впервые явленный в человеке, но проявляющийся и в простейших существах в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во вселенной»[2]. Но как мы можем отрицать наличие смерти, особенно сегодня, видя сотни тысяч умирающих от коварного вируса? Многим приходят мысли о спланированной операции темных сил.
В своей проповеди (18 июля 2020 г., Троице-Сергиева Лавра) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приводит свидетельство этого: «...пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот “умный” вирус умеет обманывать человека. Он так работает в организме, он так воздействует на его клетки, словно это злое разумное существо. Недавно я беседовал со специалистом, который сказал: “Действительно, будто бес вселился в этот вирус — он хитрит, он смеется над нами, он обманывает нас, он управляет нами”». Поэтому, наверное, медицинские средства малоэффективны. Но обратимся к врожденным возможностям человеческого организма.
Сегодня медико-биологической наукой в результате исследования процессов, происходящих в самом человеческом организме, выявлен и на клеточном уровне рассматривается механизм и жизни, и смерти, и бессмертия[3]. Так, открытый в конце прошлого века фермент теломераза, функционирующий в раковых клетках и отвечающий за их долгожительство, стремящееся к бессмертию, подтверждает гипотезу о возможности вечной жизни материального тела. Ну, если и не вечной, то продолжительной. Явление апоптоза — генетически запрограммированная гибель клеток (самоубийство клеток), необходимая живому организму, — доказывает, что смерть вплетена в процесс жизни, что освобождение организма от избыточных, больных или состарившихся клеток является благом для организма. «Программа самоубийства клетки, записанная в ее генах, по-видимому, является столь же древней (и при этом весьма консервативной), как сам феномен жизни. Поистине этот факт достоин удивления... Возможно, отношения в клеточном сообществе лишний раз иллюстрируют мысль о том, что нет на свете большей любви, чем жизнь положить за други своя»[4], — говорит ученый-биолог Галина Муравник. В клетках также существует генетически запрограммированный процесс залечивания поврежденной ДНК, предназначенной для сбережения генетической информации, так называемая репарация. И много еще других механизмов, спасающих жизнь тела. И при всем этом в живом организме действуют многоуровневые механизмы старения, ведущие к смерти.
Но, тем не менее, находясь в океане бактерий и вирусов, всевозможных провокаторов болезней, человечество не вымирает, сроки жизни устойчивы в указанных пределах. То, что у человека есть особая система органов и клеток для защиты организма от агрессии, своеобразный “жандарм” — иммунитет, о чем первым в конце XIX в. предположил великий русский ученый И. И. Мечников. Он полагал, что задача иммунной системы состоит в поддерживании постоянного равновесия в многоклеточном организме, в существовании в гармонии составляющих его клеток. В конце прошлого века теория Мечникова была подтверждена экспериментально и дополнена теоретически. Было разработано понятие саморегуляции — «гомеостазиса». Это способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия, стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды. Благодаря этому свойству организма клеточные рецепторы распознают наиболее типичные компоненты микробов и вирусов и активируют врожденный иммунный ответ.
С этих позиций рассматривает новый вирус COVID-19 известный патофизиолог, зав. кафедрой патологии медицинского факультета СПб Госуниверситета Леонид Чурилов. Рассказывая о своем видении этой смертельной болезни, ученый говорит не столько о самом вирусе, сколько о несовершенстве защитных функций организма от заболевания, вызванного вирусным воздействием. «Моя наука пытается найти “технические ошибки” в организме человека. Если уподобим его автомобилю, то придется признать, что в нем есть явные конструктивные ограничения. В частности, в наших генах заложено много “мин замедленного действия”, и кажется, что природа сделала это специально, чтобы обеспечить общебиологический закон: мы должны быть смертными»[5].
Ученый поясняет, что защитные реакции организма часто, защищая одни системы органов, наносят вред другим. В случае с новой инфекцией возникает такая защита, которую надо не поддерживать, а “утихомирить”. Этот, так называемый “цитокиновый шторм”, проще, бесконтрольно “разгулявшаяся” иммунная система. Она может привести к тяжелым осложнениям, т. к. мы не можем отделить полезный эффект от вредного. Ученый называет это образно «конфликт Кремля и сельсовета». «Цитокины — в первую очередь молекулы коммуникации соседних клеток, но если они в огромном количестве попадают в кровоток, где их так много быть не должно, начинается своеобразная клеточная “гражданская война”: защитные программы разного уровня конфликтуют и парализуют полезный эффект друг друга, и защитная реакция вместо пользы может принести большой вред»[6]. Как говорит Л. Чурилов, этот конфликт вызывает шок, под которым понимается синдром гипоксической недостаточности функций сразу многих органов, в частности, легких на почве нарушения микроциркуляции в них крови, то есть органу катастрофически не хватает кислорода. Вот и появляются аппараты искусственного дыхания и вентиляции легких. И во многих случаях этот шок приводит к летальному исходу.
И все-таки смерть — не ошибка природы, но закономерный процесс, жестко ограничивающий временные рамки существования того или иного вида, подтверждающий, что наша жизнь протекает не в вечности, а во времени. «Времени уже не будет» лишь в таинственном апокалиптическом будущем (Апокалипсис 10: 6). Бог временностью нашего существования и смертью ограничивает в том числе распространение греха и зла. Посредством страданий закаляются человеческие души, устанавливаются нравственные законы. При этом надо понимать, что Бог не сотворил болезни и смерти, но дал право на смерть, которую человек избрал, будучи предупрежден Богом, имея свободу выбора, вкусив запретный плод от Древа познания добра и зла (Бытие 2: 17). Чтобы зло, вошедшее в человеческую природу, не стало жить вечно с человеком, Бог принимает решение, чтобы Адам «теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил и не стал жить вечно» (Бытие 3: 22). Но смертный человек при этом остается обладателем бессмертной души. Неужели ему этого мало? Наверное, мало, ведь память о райском бытии хранится в человеческой душе.
Запрет на вечную жизнь Господь наложил после грехопадения человека, то есть в падшем мире. Хотя, даже будучи изгнан из Едема, Адам прожил по нашим меркам огромную по длительности жизнь: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Бытие 5: 5). Ева покинула этот мир спустя десять лет. Допотопные патриархи отличались долгожительством: Сиф прожил 912 лет, Каинан — 910 лет, Мафусаил — 969 лет, Ламех — 777 лет, «Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета» (Бытие 5 гл.). Генетический аппарат первых людей еще не был столь сильно и основательно поврежден грехами. Кроме того, такая продолжительность жизни имеет Божие усмотрение, она была необходима для изустного сохранения долгожителями «неповрежденного Предания». Наставления учителей запоминались последователями, преемство составляло цепь из семи звеньев — Адам, Малелеил, Ной, Сим, Евер, Серух, Авраам, и благодаря долголетию патриархов продолжалось до наступления времени письменной фиксации Пятикнижия. То есть в долгожительстве была целесообразность и необходимость….
Полностью статья доступна здесь http://eparhia.karelia.ru/ibo_prax.pdf
[1] Василий Родзянко, епископ. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие... М.: Православный паломник, 1996. С. 154.
[2] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. М.: Троицкое слово. 1997. С. 277, 278.
[3] Муравник Г. Л. Ибо прах ты и в прах возвратишься. // Христианство и наук. М., 2003. С. 357–379.
[4] Там же. С. 368.
[5] Чурилов Л. П. Конфликт «Кремля» и «сельсовета». Санкт-Петербургские ведомости. № 148 (6745).
[6] Там же.