Новости Карельской митрополии
22.04.21 Воспоминания о Святой Земле
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Паломничество в Российской империи являлось органичной составляющей религиозной жизни православных верующих, неотъемлемым элементом отечественной конфессиональной культуры. Оно было нормой для общества в целом. Паломничество к святыням являлось популярной формой христианского подвижничества. Совершавшие его получали не только важный собственный внутренний посыл, но и служили примером для окружающих. Если же паломничество в далекую Святую Землю совершал преподаватель, то ему было обеспечено внимание учеников, коллег и местной общественности. Евгений Александрович Мерцалов (1857–1920) в конце XIX в. преподавал догматическое и нравственное богословие, а также древнееврейский язык в Олонецкой духовной семинарии. В Петрозаводск, центр Олонецкой епархии, он был направлен в 1896 г. после окончания Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. Отец Евгений побывал на Валааме, Соловках, посетил не однажды Киев с его святынями, а летом 1899 г. совершил паломничество в Святую Землю. В последней трети XIX в. паломничество россиян в Святую Землю стало массовым явлением, которое затронуло и провинцию. Собираясь в путешествие, отец Евгений заручился поддержкой епископа Олонецкого и Петрозаводского Назария, уже имевшего подобный опыт. В 1880-е гг. тот совершил паломничество в Святую Землю и испытал его «благотворное влияние». Для отца Евгения Владыка видел «великую пользу от предпринимаемого паломничества». Епископ Назарий поделился своими собственными впечатлениями, дал ряд практических советов (где остановиться, с кем встретиться, чего остерегаться), а также написал письмо знакомому петербургскому священнику, бывшему в Палестине. Отрекомендовав отца Евгения, он просил помочь ему. Следующее письмо Владыка обещал написать одному из членов Палестинского общества. Кроме епископа НазарияМерцалов побывал и у других петрозаводчан, совершивших путешествие в Святую Землю. Таким образом, он имел уже достаточно ясное представление о том, как практически осуществить свою «заветную мысль». Его предстоящее паломничество вызвало немалый интерес и «многие приходили прощаться, просили молитв и давали денег на свечи ко Гробу Господню». Прибыв на пароходе из Петрозаводска в Санкт-Петербург 20 мая 1899 г., отец Евгений посетил Палестинское общество и, переговорив со служащим и проверив подготовленные еще в Петрозаводске документы, купил паломническую книжку, а также четыре книги Василия Николаевича Хитрово, инициатора создания Православного Палестинского общества. Дальнейший путь Мерцалова подробно описан в его путевых заметках. Добравшись до Одессы, он отплыл в Яффу, а откуда по железной дороге добрался до Иерусалима. Ранее он побывал в Константинополе, Ливане и, наконец, в Палестине. Затем последовало поклонение святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Божьей матери, апостолов и святых подвижников. Исполнилось его «заветное желание». Отличительной чертой путевых заметок Е.Мерцалова является особое внимание к деятельности императорского Православного палестинского общества по организации православного паломничества в Святую Землю. Палестинское общество было крупнейшей организацией, которая представляла интересы Российской империи на Ближнем Востоке на рубеже XIX– XX вв. и способствовала утверждению там влияния России.Путевые заметки и впечатления паломника отца Евгения дают возможность представить деятельность этой организации в России и Палестине. Православное Палестинское общество было создано в 1882 г. и получило почетный статус «императорское» в 1889 г. Председателем общества был вел. кн. Сергей Александрович. Основные направления работы Общества касались организации и обустройства русских паломников в Палестине, научной и издательской деятельности по изучению истории и современного положения всего ближневосточного региона, а также просветительской и благотворительной работы среди арабского населения. C различными сторонами многогранной деятельности Палестинского общества Е.Мерцалов столкнулся еще до своего прибытия в Святую Землю. В Петрозаводске он ознакомился с брошюрой «Наставление православному паломнику», которая содержала фактически пошаговую инструкцию для желавших совершить дальнюю поездку. Выяснил, что Палестинское общество «немедленно прекращает выдачу паломнических книжек, если есть угроза чумной или холерной эпидемии» где-либо на Ближнем Востоке.Он встречался со служащими Общества в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Приобретенная им паломническая книжка давала возможность более дешевого проезда поездом до Одессы и пароходом из Одессы в Яффу и обратно. Уже в Яффе Е.Мерцалов сразу отметил четкие действия проводника (каваса) Палестинского общества по организации приема паломников. Он распределил паломников и багаж по лодкам, доставившим их с парохода до берега Яффы, отгонял попрошаек, а по паломническим книжкам взял для прибывших железнодорожные билеты до Иерусалима и обратно. На платформе Иерусалима паломников встретил управляющий учреждениями Палестинского общества в Иерусалиме с готовыми экипажами, которые привезли их в район, называвшийся «Русское подворье» или «Русские постройки». Здесь находились несколько подворий – гостиниц для паломников, Русская Духовная миссия, Свято-Троицкий собор, больница. Это была только часть так называемой «Русской Палестины» – недвижимости и земельных владений, принадлежавших Российской империи. Особенно впечатлило отца Евгения недавно построенное Палестинским обществом «величественное двухэтажное с высокими башнями русское здание». Судя по писанию, это было Сергиевское подворье, где он и разместился. Мерцалов отметил, что существовала отработанная процедура приема паломников: благодарственный молебен, бесплатная трапеза, размещение по подворьям мужским и женским, помывка в русской бане. Прием паломников служащими Общества очень впечатлил отца Евгения, который записал, что «радушие и привет, всецелая забота доставить покой, обмыть и накормить усталого путника, – вот что встретили мы около Иерусалима в здании Палестинского Общества». Он испытал «чувство искренней признательности и благодарности к служащим здесь, к членам Общества и в особенности, к августейшему основателю и покровителю Общества». Все дальнейшие посещения святых мест, кстати, не только христианских, поездки за пределы Иерусалима проходили под контролем каваса Марко. Марко Джурич, старший кавас (охранник, проводник, гид) Палестинского общества в Иерусалиме, черногорец по национальности, служил в Обществе более 20 лет в конце XIX – начале ХХ в.КавасМарко нанимал экипажи, предупреждал о вымогателях бакшиша, отгонял нищих, помогал с покупкой сувениров и даже иногда исполнял роль гида. Так было в храме Ордена кармелиток и при посещении православными паломниками двух святыней ислама – мечетей Ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса (Отдаленная мечеть).Е.Мерцалов пишет, что именно Общество связывалось с русским консулом, а тот с турецкими властями относительно посещения этих мусульманских святынь. Правда, это не входило в программу обязательного посещения, и было возможно только при наличии желающих это сделать. Отец Евгений высказал много похвального относительно просветительской деятельности Палестинского общества. Он посетил несколько русских школ и училищ, которые содержало Общество. Еще по дороге в Палестину он познакомился с учителями и учениками школ в Триполи и Бейруте. Причем среди преподавателей были и арабы, получившие образование в русских школах Палестины. Отец Евгений узнал о деятельности Марии Александровны Черкасовой и посетил ее училище. Особенно подробно отец Евгений описал свое посещение учительской семинарии в Бейт-Джале, которая имела развернутые программы обучения и воспитания для детей самых разных возрастов.При семинарии Палестинское общество устроило также лечебницу для приходящих больных. Поговорив с некоторыми из учительниц – соотечественниц, – он записал, что «их работа несравненно здесь труднее, чем в России[...], но зато какое великое и поистине святое дело совершаете вы здесь! Как благодарна вам Россия, и как будут благодарны питомцы ваши!» По возвращении из путешествия отец Евгений поделился своими впечатлениями с читателями «Олонецких епархиальных ведомостей» в 1899–1902 г., выступал несколько раз в зале дома Олонецкой епархии (Братском доме), а также на общих собраниях Олонецкого отдела Православного палестинского общества.Информация отца Евгения вызвала большой интерес и в 1900 г. его путевые заметки – «поправленные, существенно расширенные и литературно обработанные», как считает К.Е.Балдин, были напечатаны в Петрозаводске без выходных данных отдельными оттисками в двух выпусках.Первый назывался «До Иерусалима», а второй – «Святой град Иерусалим и его окрестности».Его паломнические очерки, в качестве отдельных брошюр, печатались также в 1909 и 1910 гг. в городе Муроме, где отец Евгений (уже епископ Муромский) руководил церковной жизнью в четырех восточных уездах Владимирской губернии. Завершился жизненный путь Евгения Александровича Мерцалова в 1920 г. в Петрозаводске, где менее года он пробыл епископом Олонецким и Петрозаводским. Путевые заметки отца Евгения, написанные ярко и эмоционально, не утратили своего значения и в наши дни. В 2014 г. по инициативе Ивановского отделения Палестинского общества были изданы дневники священника Евгения Мерцалова. Подготовил воспоминания Е. Мерцалова для публикации и написал вступительную статью о нем председатель Ивановского отделения К. Е. Балдин. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи Дорохова И.А. Деятельность императорского Православного палестинского общества на Святой Земле в конце XIX в. в путевых заметках паломника Е.Мерцалова// Рябининские чтения – 2019. Карельский научный центр РАН. Петрозаводск.(2019. 677 с.), 2020 год.