Новости Карельской митрополии
20.05.21 Семинария на берегах Ладоги
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Со дня образования и до 1917 года на территории Выборгской и Финляндской епархии, охватывавшей территорию всей современной Финляндии, а также Карельского Перешейка и Северного Приладожья, духовных учебных заведений не имелось, так как немногочисленные кадры духовенства, для сугубо протестантской Финляндии, готовились в духовных семинариях и Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Ситуация кардинально изменилась после Октябрьской революции и провозглашения Финляндией независимости. Русские духовные учебные заведения, находящиеся в Советской России, оказались более недоступными для финских студентов – граждан капиталистической страны, проводившей антисоветскую политику. Впрочем, даже бы если такая возможность и сохранилась, то финнам вскоре бы все равно пришлось задуматься о создании национальной системы духовного образования в силу того, что большевиками в СССР уже в 30-е годы были закрыты все духовные академии и семинарии. Также неблагоприятным фактором стал этнофилитизм финского духовенства, стремившего к выходу Финляндской Церкви из юрисдикцию Московского патриархата, и переходу в Константинопольский. Видя создавшаяся неблагоприятное положение и осознавая необходимость «национальной кузницы кадров» для финляндского православного духовенства, Государственный Совет Финляндской Республики 26 сентября 1917 года постановил учредить в Сортавала, бывшего в это время центром финского православия, богословские курсы. Уже через полгода, весной 1918 года, курсы были преобразованы в духовную семинарию. Предполагалось, что обучение в семинарии будет двухгодичным, однако уже в 1919 году оно было продлено до четырёхгодичного, а с 1923 года велось по шестилетней программе обучения. Зарождение и формирование Сортавальской семинарии проходило на фоне тяжелого кризиса Финляндской Церкви. Финское правительство, желавшее иметь свою собственную национальную православную церковь, центр которой бы находился в Финляндии, а не в красной Москве, и которая могла бы стать одним из орудий финского влияния на православное население Западной и Восточной Карелии, начало оказывать давление на местное духовенство. 6 июля 1923 года финская духовно-правительственая делегация получила в Стамбуле томос патриарха Константинопольского о даровании автономии Финляндской православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а уже 8 июля патриарх Мелетий совершил епископскую хиротонию протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в епископа Карельского с кафедрой в Сортавала. Любопытно отметить тот факт, что над отцом Германом так и не был совершен монашеский постриг. В ноябре 1923 года Поместный Собор Финляндской Православной церкви под председательством архиепископа Выборгского Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Дабы окончательно закрепить новый статус ФПЦ, правительством Финляндии это решение Собора было наделено силой государственного закона, а сама Церковь получила статус государственного исповедания. Все эти изменения сильно отобразились на жизни семинарии, имевшей отныне статус государственного учебного заведения и получившей полное финансирование от Министерства образования. Изначально предполагалось, что семинария будет закрытым учебным заведением для десяти воспитанников, но вскоре количество желающих получить духовное образование превысило этот лимит. Образование, питание, проживание для студентов были бесплатными. Надзор за семинарией осуществлял комитет по религии и образованию Министерства образования Финляндии. Преподавание велось под надзором Церковного управления, а хозяйственная и культурная деятельность велась под руководством Правления и Учебного совета во главе с ректором. Первым председателем правления был назначен протоиерей Михаил Казанский, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Сортавала. По представлению правления семинарии первым её ректором 24 августа 1918 был назначен глава комитета по переводу богослужебных книг протоиерей Сергий Окулов, а лектором Константин Кононофф. Первые преподаватели семинарии, в первую очередь протоиереи Сергий Окулов, Сергий Солнцев и Николай Валмо, являлись выпускниками Санкт-Петербургских духовных семинарии и академии, в связи, с чем семинария унаследовала её богословские и духовные традиции. Семинария стала центром духовно - интеллектуальной жизни православной Финляндии. Из-за увеличения количества учащихся администрация семинарии задумалась о создании нового семинарского храма и учебного корпуса. В 1931 году семинария получила новый комплекс зданий и свой отдельный храм – церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, день памяти которого стал главным актовым днем Сортавальской семинарии. Эта небольшая церковь с шатровой колокольней, выстроенная по проекту арх. Ю. Вийсте одновременно с новым зданием управления Православной Церкви Финляндии. Храм был выстроен в западном стиле, что должно было отобразить новый вектор развития Финской Церкви. Но время мирного труда и учебы оказалось недолгим. Разразившаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война привела к утрате Финляндией Приладожской Карелии, а вместе и с ней города Сортавала. Семинария была эвакуирована в Хельсинки. За время нахождения в Сортавала семинария успела осуществить 20 выпусков. Но история главного учебного заведения Финской Церкви на этом не окончилась. Эвакуированная в Хельсинки семинария продолжила свою работу. В 1955 году на VI Церковном Соборе в целях повышения уровня церковного пения приходом Хямеенлинна было предложено организовать при Духовной семинарии курсы по подготовке псаломщиков и регентов. В итоге это предложение было поддержано и создана специальная комиссия под председательством иеромонаха Павла (Ольмари), будущего архиепископа. В 1957 году семинария была переведена в Хумалярви, а в 1961 году - в Куопио. Осенью 1988 года был открыт факультет православного богословия при университете Йоэнсуу и семинария потеряла статус основного богословского высшего учебного заведения. В настоящее время семинария готовит небольшое количество псаломщиков для епархий Финляндской архиепископии. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам журнала «Христианское чтение» № 4, 2017, сайта Финской Православной Церкви и интернет - журнала «Православие.ру», 2020 год.