Новости Карельской митрополии
23.06.21 Таких рождает Вера наша
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Как всем нам известно, Петербург был основан императором Петром Великим в устье реки Невы в 1703 году на месте шведского городка Ниен и прилегающих к нему рыбачьих деревень. Доставшиеся шведской короне по Столбовскому мирному договору 1617 года приневские земли были включены в состав Шведского королевства как отдельная пограничная провинция. Шведы решили возродить древнее название этих земель – Ингерманландия – данное им некогда в честь супруги князя Ярослава Мудрого Ингигерды (к слову, по смерти супруга,великого князя Киевского Ярослава Мудрого, княгиня Ингигерда, или как ее звали на Руси – Ирина, приняла схиму и за свои духовные подвиги была канонизирована Православной Церковью как преподобная). Вернув приневским землям историческое название, шведская администрация решила изменить исторические границы Ингерманландии. Так, северная граница провинции, доселе проходившая по реке Раяйоки (ныне – Сестра), была смещена к югу, и стала проходить по Неве, так что северный берег и невские острова стали частью шведского герцогства Карельского, а южный берег с Ниеном остался за Ингерманландской провинцией. Именно в таком виде вошли эти земли в состав России по итогам Великой Северной войны. Построив на берегах Невы свой «парадиз» Петр провел административную реформу и значительно расширил границы Ингерманландской губернии (переименованной в 1710 году в Санкт-Петербургскую). Но еще в середине XVIII века северный берег Невы, острова акватории и Северную Ингерманландию петербуржцы промеж собой именовали «карельским берегом». Именно «карельский берег» родилась в Прасковья Никитична Степанова. С детских лет будущая сказительница слышала руны, народные песни, предания, загадки. Многое она запомнила и знала сама до конца своих дней. Свыше 32.000 поэтических строк запишут от сказительницы собиратели фольклора, 1750 пословиц и 336 загадок. Судьба словно проверяла ее на прочность. Юной 15-летней девушкой осталась Прасковья сиротой, а в 20 лет вышла замуж за крестьянина на финской стороне. Финляндия на тот момент входила в состав Российской Империи, однако жила по своим законам. В деревне Васкела, куда после свадьбы уехала Прасковья, как и во всей Финляндии, не знали крепостного права. И будущему мужу Прасковьи Гавриле Степанову пришлось уплатить за невесту 24 рубля помещику. Дом в Васкела, куда переехала Прасковья, по финским традициям имел свое название «Ларин тупа» - «Дом Лари», отсюда и появляется псевдоним сказительницы Ларин Параске, что значит Прасковья из дома Лари. Это имя известно всем ценителям рунопевческой традиции и фольклора Карелии, Ингерманландии, Финляндии. Сильная нужда заставила сказительницу саму прийти к собирателям фольклора. Сначала от нее записывал Борениус, потом пастор А.Нювиус. Популярность пришла в 1890-х гг., когда Ларин Параске пригласили исполнять руны в Хельсинки. Не раз сказительница встречалась с великими деятелями искусств в Финляндии. Например, известна встреча сказительницы с великим финским композитором Яном Сибелиусом в Порвоо. Композитор всегда интересовался народной темой и фольклорным наследием. Встреча произошла в разгар работы композитора над симфонической поэмой «Куллерово». Живое исполнение в народной манере рун Ларин Параске не только вдохновило музыканта, но и повлияло на формирование авторского стиля в целом. Трудную судьбу прожила Ларин Параске. Знания народного творчества не сделали ее ни богатой, ни счастливой. Однако даже в самые трудные дни она помнила заповедь Спасителя о любви к ближнему. Будучи уже вдовой, она брала из Петербурга брошенных детей на воспитание, в том числе и грудных, кормила их вместе со своими. Она вырастила таким образом около 50 детей. Она всегда была ревностной православной христианской, и несмотря на все то недоверие, что испытывали финны к православному населению Великого княжества, не оставляла единства с Православной Российской Церковью. На прошедшем 15 июня 2021 года Архиерейском Соборе Финляндской Православной Церкви Прасковья Никитична Степанова, известная финляндская рунопевица, была признан достойной канонизации. С позиций Православной церкви она остаётся примером карело-финской благочестивой православной матери из народа, жившей по вере и воспитавшей в ней следующее поколение. В данное время процесс подготовки канонизации продолжается. Особо отрадно, что эта событие пришлось на то время, когда вся Карелия празднует Год Карельских Рун. Оно явственно подчеркивает единство Православной Веры и национальной культуры Карельского народа. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам официального сайта Финляндской Православной Церкви, 2021 год.